СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети не знают, что совершают преступление. А их взрослые судят...

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Примерно треть подростков, совершивших преступление не знали, что совершают преступление. О том, что их действия преступны они искренне узнавали уже от полицейских. 2. Образовательные учреждения в России перестали использовать одну из самых важных профилактических функций наказания – общую превенцию, в результате чего преступление подростков перестает быть исключением из правил, а становится чем-то обыденным, а потому повторяемым явлением.  

Просмотр содержимого документа
«Дети не знают, что совершают преступление. А их взрослые судят...»







Дети становятся преступниками по незнанию.

Детская преступность (а как самая опасная для государства разновидность – преступность подростков 12-18 лет) существует во всех странах. Невозможно даже при самой совершенной системе воспитания и образования привести к общему знаменателю абсолютно всех подростков, проживающих в государстве. И если своих подростков, с рождения проживающих в государстве, еще можно привести во взрослое состояние без девиаций, то проблема останется, насыщенная подростками, приехавшими в качестве мигрантов, что мы и наблюдаем почти во всех странах благополучной Европы. Очевидно, что подростковую преступность можно только снизить, полностью искоренить ее не представляется возможным.

Широко обсуждаются в прессе и средствах массовой информации различные мероприятия по снижению детской и подростковой преступности в России. В обсуждении задействованы крупные ученые и несомненные специалисты. Обсуждаются вполне очевидные меры, среди которых:

  1. Меры по сокращению количество бедных в стране (дети из бедных семей в разы чаще совершают преступления, чем дети из семей со средним и высоким достатком);

  2. Меры по совершенствованию правоохранительной системы, которые позволят сократить преступность несовершеннолетних;

  3. Усиление профилактических мероприятий в школах и других образовательных учреждениях, направленных на борьбу с преступностью несовершеннолетних

  4. Повышение доступности спортивных, научно-технических и культурных объектов для детей и подростков с ограниченными доходами.

Все эти меры, будучи воплощенными в жизнь, конечно же принесут положительный результат. Единственное что: эти меры обсуждаются уже почти ДВАДЦАТЬ ЛЕТ с тех пор, как силами прежде всего общественных организаций была сбита волна невиданной беспризорности, а, следовательно, и детской преступности.

Здесь хочется обратить внимание на один из аспектов проблемы, который никогда не затрагивался в обозримых дискуссиях, следов обсуждения данного аспекта на просторах сети Интернет не обнаружено. Речь идет о самой сердцевине проблемы – проблемы преступления и наказания. Решение данной проблемы существенно скажется на уровне детской преступности уже в ближайшее время. Решение требует только административного вмешательства в деятельность органов образования и не требует для государства дополнительного финансирования. Сделаем два утверждения и попробуем их проиллюстрировать.

Первое: Примерно треть подростков, совершивших преступление не знали, что совершают преступление. О том, что их действия преступны они искренне узнавали уже от полицейских.

Второе: Образовательные учреждения в России перестали использовать одну из самых важных профилактических функций наказания – общую превенцию, в результате чего преступление подростков перестает быть исключением из правил, а становится чем-то обыденным, а потому повторяемым явлением.

Сущность преступления, внутренние и внешние факторы, обуславливающие преступления, подросткам в нашей стране либо вообще не разъясняются, либо разъясняются на формальном уровне.

В большой степени подростковую преступность можно снизить, если исключить из общего числа несовершеннолетних преступников тех, кто недостаточно понимал, что именно он делает и каковы последствия его действий. Таких преступников среди детей едва ли не половина.

Понятие преступления детям разъясняют на очень формальном и как правило примитивном уровне учителя обществознания. В 7 классе (дети, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности) на преступление отводится всего 6 часов!!! Просто для сравнения: на тему «Уравнения с одной переменной» по алгебре - тоже 6 часов, программа для 7 класс по физкультуре на освоение волейбола отводит 13 часов! И уравнения с одной переменной, определенно, важны для подростка, и освоение волейбола важно. Просто, не усвоение уравнений это – 2 в журнал, не усвоение правил волейбола – тоже 2 в журнал. Не усвоение сущности преступления – два и более лет колонии для несовершеннолетних, хорошо если условно или с отсрочкой. Учитель обществознания также быстро пробегает программу по изучению преступления, как физрук пробегает программу по волейболу. Но цена отсутствия этих знаний и в том и в другом случае различна.

Вот самая примитивная схема виновности и посмотрите, сколь важны ее даже самые незначительные элементы:

Преступление – это виновное общественно-опасное деяние (действие или бездействие), за которое уголовным законом государства предусмотрено наказание.

Виновность. Представим себе подростка и рассмотрим применительно к нему формы вины и их языковые формулы:

  1. Прямой умысел – подросток осознавал общественную опасность своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления.

  2. Косвенный умысел – подросток осознавал общественную опасность своего действия (или бездействия), предвидел возможность наступления общественно опасных последствий и, хотя и не желал, но сознательно допускал их либо относился к ним безразлично.

  3. Неосторожность по легкомыслию – подросток предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий.

  4. Неосторожность по небрежности – подросток не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.



Подросток признается преступником, если в его деяниях обнаруживается тождество хотя бы с одной из описанных четырех форм. Теперь посмотрим, чего законодатель требует от 14-летнего подростка, чтобы тот не стал преступником:

Осознавать – понимать, что действие или бездействие влекут за собой вполне ощутимые обществом или отдельными людьми последствия.

Предвидеть - знать заранее, предполагать возможность появления, наступления чего-нибудь, основываясь на полученной информации или на предыдущем опыте.

Возможность - это то, чего еще нет, но то, что должно наступить при определенных условиях;

Неизбежность – определенные условия уже наступили, так что событие или явление теперь произойдет обязательно.

Общественно-опасные последствия - это имеющие объективно вредный характер изменения объекта уголовно-правовой охраны (общественного отношения, интереса, блага), возникшие в результате совершения преступного деяния.

Вред - умаление или уничтожение субъективного права или блага.

Сознательно допускать – подросток, не будучи заинтересованным в наступлении общественно опасного последствия своего деяния, все же допускает такую возможность.

И это только часть факторов, из которых создается преступление, которые ребенок должен понимать и осознавать, чтобы не стать преступником. А есть еще сама общественная опасность, безразличность, деяние (действие и бездействие), достаточные основания, самонадеянность, необходимая внимательность, предусмотрительность. Эти и другие понятия, и факторы жизненно необходимо не просто узнать, а понять и тщательно проработать.

Преступником становится ребенок, который говорит:

«Я не знал, что из-за этого он умрет» (осознание), «Я не думал, что, выпив пива, не справлюсь с управлением и насмерть собью пешехода» (предвидение), «Мне никто не сказал, что поезд из-за этого сойдет с рельсов (неизбежность), «Ведь невозможно убить с одного удара» (возможность), «Я думал, что он заберет заявление, так как я извинился» (публичное преследование), «Да у него родители богатые, купят ему новый телефон» (понятие вреда) и так далее. Половина детей – преступников не предполагали вовсе, что совершают преступление или слабо себе представляли, что причиняют вред чему-либо или кому-либо. Дети к 14 годам не имеют никакого представления о соучастии. «За что меня будут судить, я ведь ничего не крал, просто стоял «на шухере?», «За что меня будут судить, я ничего не брал и даже не был там, я просто подал идею?». Повторим, до трети несовершеннолетних преступников просто не знали, что совершают преступление. Очень часто государство осуждает детей, которые не знали закона и не могли его знать. У государства, осуждающего таких детей есть один ответ: не знание законов не освобождает от ответственности. Но такой ответ можно давать взрослым. Как можно с таким ответом привлекать к ответственности 14 летнего подростка? Он действительно не знал законов, а откуда он мог узнать про равную ответственность соучастника, про криминальную суть подстрекательства? На это у его учителя было всего шесть часов в год!!!

Школьную программу по обществознанию, а это единственный предмет, где дети сталкиваются с понятием преступления, необходимо срочно менять, отведя изучению и проработке понятия преступления половину учебного курса. Уже потом можно изучать с ребятами азы экономики, политики, иных отраслей права, основы экологии, мировой культуры, светской этики и пр.

Увеличение роли общей превенции в школе. В современных школах в России общей превенции учителя и администрация всячески стараются избегать. Общая превенция — это публичное предупреждение подросткам, склонным к противоправным поступкам, а также тем подросткам, которые пока не исключают для себя совершения преступления о том наказании, что бывает за совершенное преступление. Основную роль в общей превенции играет страх подростка перед наказанием, которое с высокой вероятностью может последовать за совершением преступления. Цель общей превенции в школе достигается информированием всего ученического сообщества о совершённых учениками школы преступлениях и наказаниях, применённых к преступникам, а также проведением со стороны учительского сообщества информационной политики, направленной на создание отрицательного образа преступника, непримиримого отношения к совершенным преступлениям.

В современных школах в России общей превенции учителя всячески стараются избегать. Можно даже сказать, что общей превенции в российских школах нет. Ученики школы в 90 % случаев не знают, что их соучеником было совершено преступление, он был изобличен и задержан и понес наказание, обременительную суть которого также необходимо разъяснять. Борясь за неприкосновенность частной жизни, за сохранность индивидуальных данных, за право на изображение, школьное сообщество «выплеснуло с водою и ребенка». Школьник тайно похитил у одноклассника телефон, продал его, был изобличен органами полиции, привлечен к уголовной ответственности, осужден, приговорен к условному наказанию, его родители возместили стоимость украденного, уплатили штраф. Усилиями директора, классного руководителя, завуча, социального педагога об этом событии в школе НИКТО НЕ ЗНАЕТ, о нем не сообщается на общешкольной линейке, оно не упоминается в школьной стенгазете. Такая школа просто обречена на повторение таких краж. Одной линейкой можно было предотвратить пять – шесть аналогичных краж и уберечь нескольких подростков от преступления.

Криминологией доказано, что общая превенция сама по себе эффективна, но применительно к детским коллективам, эффективна вдвойне. Это связано с особенностями психики подростков. Их на определенной стадии еще можно напугать и, демонстрируя наказание преступников, разъясняя его крайне обременительный характер, можно с большой долей уверенности отвратить от возможного преступления других подростков, которые готовы к совершению преступления или не исключают для себя преступного поведения. Не предавая гласности факт совершения преступления, администрации школ считают, что мероприятия по общей превенции есть пережиток канувшего в лету социалистического общества (там действительно общей превенции уделялось очень большое внимание). Многие директора школ опрометчиво считают, что при проведении мероприятий общей превенции может пострадать репутация школы и снизится ее привлекательность для родителей. Это крайне ошибочное мнение: систематическое доведение до сведения школьников фактов преступлений и наказаний очень быстро приведет к резкому сокращению преступлений среди учеников данной конкретной школы, ибо общая превенция опирается на природу человека, на имманентно присущие ему психические особенности. Общая превенция издавна снижала преступность в любом обществе воспитывала нетерпимость общества к криминальным проявлениям. А вот отсутствие общей превенции всегда приводило к распространению преступности, его омоложению, романтизации уголовного уклада жизни. Кроме того, отсутствие общей превенции снижает и частную превенцию (предупреждение для самого преступника о недопустимости противоправного поведения в дальнейшем). Преступник, не ставший предметом мероприятий общей превенции, чувствует себя едва ли не героем. Нередко такие подростки становятся объектом подражания для других детей.

Министерству образования следует нормативным образом обязать администрации образовательных учреждений вернуть в школы и применять общую превенцию (информация на линейках, в школьных СМИ, на классных часах) по всем случаям осуждения ученика за совершение умышленного преступления с объявлением и разъяснением наказания. Само собою, что школьный психолог и врач могут обоснованно такие мероприятия запретить. Но это частности. Общее правило должно быть едино. О преступлении и наказании преступника должны знать все в его коллективе. Уже через год мероприятия по общей превенции в образовательных учреждениях принесут результат.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!