СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с синдромом Аспергера

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение проблемы возникновения у детей синдрома Аспергера и рассмотрение возможных путей   коррекции

Просмотр содержимого документа
«Дети с синдромом Аспергера»

25




Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Республики Крым «Малая академия наук «Искатель»









Отделение: Химико-биологическое

Секция: Биология человека







Дети с синдромом Аспергера



Работу выполнил:

Шило Мария Андреевна

Ученица 10б класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Городского округа Судак


Научный руководитель:

Крылова Надежда Васильевна

учитель биологии

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Городского округа Судак








Судака 2020

Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Республики Крым «Малая академия наук «Искатель»









Отделение: Химико-биологическое

Секция: Биология человека







Дети с синдромом Аспергера






























Судака 2020

Дети с синдромом Аспергера

Шило Мария Андреевна , 10б класс

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.о. Судак.

Научный руководитель учитель биологии Крылова Надежда Васильевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.о. Судак.


Научно-исследовательская работа соответствует теме. Автор всесторонне рассмотрел вопросы детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью.

Актуальность исследования: . В нынешнее время, детей с синдромом Аспергера становится все больше, и они все больше нуждаются в своевременной коррекционной помощи.

Цель: исследования заключается в изучении проблемы возникновения у детей синдрома Аспергера - рассмотрение возможных путей коррекции.
Объектом исследования является заболевание – ранний период.
Предметом исследования является наблюдение коррекционной работы с ребёнком 3-4 лет.

Задачи исследования:

  1. Изучение истории происхождения данной темы.

  2. Описание появлений нарушения психического развития детей с синдромом Аспергера, выделения признаков, характеризующих указанную группу детей.

  3. Клинико - психологическая оценка состояния детей с проявлениями синдрома Аспергера, анализ их личностных особенностей и мышления.

  4. Изучение динамики синдрома Аспергера

Работа выполнена на хорошем уровне. Данные исследования, положительная динамика психологического состояния детей с синдромом Аспергера, сопряжённые с развитием коммуникативных навыков, специального научения, для ранней разработки коррекционных программ должны быть известны многим для толерантности в обществе.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ……………………………..…………..…………………..стр.3

РАЗДЕЛ 1 История ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА АСПЕРГЕРА…. стр.5

    1. Гипотеза Каннера……………………………………………….стр.5

1.2. Синдром Аспергера ……………………………………………..стр.7

РАЗДЕЛ 2 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТОЙ …стр.10

2.1. Коррекционные терапии…………………………….....стр.10

2.2. Наблюдение за коррекцией ребёнка…………………………...стр.10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………стр.26

ЛИТЕРАТУРА…………………….……………………………………стр.27

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………….…………………………………..стр.28





























ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей в процессе их обучения и воспитания, определения индивидуальных программ коррекционного воздействия. Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Коррекция раннего дефекта детей с синдромом Аспергера психики и занимает особое место, так как отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, таки психологической структуры нарушений

Актуальность исследования: . В нынешнее время, детей с синдромом Аспергера становится все больше, и они все больше нуждаются в своевременной коррекционной помощи.

Цель: исследования заключается в изучении проблемы возникновения у детей синдрома Аспергера - рассмотрение возможных путей коррекции.
Объектом исследования является заболевание – ранний период.
Предметом исследования является наблюдение коррекционной работы с ребёнком 3-4 лет.

Задачи исследования:

  1. Изучение истории происхождения данной темы.

  2. Описание появлений нарушения психического развития детей с синдромом Аспергера, выделения признаков, характеризующих указанную группу детей.

  3. Клинико - психологическая оценка состояния детей с проявлениями синдрома Аспергера, анализ их личностных особенностей и мышления.

  4. Изучение динамики синдрома Аспергера.

Практическая значимость: Данные исследования, положительная динамика психологического состояния детей с синдромом Аспергера сопряжённые с развитием коммуникативных навыков, специального научения, для ранней разработки коррекционных программ должны быть известны многим для толерантности в обществе.

















































РАЗДЕЛ 1 История ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА АСПЕРГЕРА

  1. Гипотеза Каннера


Описания раннего детского аутизма и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала Х1Х века, их число выросло к середине ХХ века. Данный дефект изучался многими учеными, которые рассматривали данное нарушение с разных позиций. Известнейшими учеными, занимающимися данной проблемой были: Лео Каннер, Ганс Аспергер, Самуил Семёнович Мнухин и другие. ». Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом.

Лео Каннер, одним из первых, описавший подобные состояния, был Лео Каннер (1943). Он обобщил основные проявления и выделил их в самостоятельное заболевание, поэтому ранний детский аутизм носит название «синдром Каннера».

В начале своей научной деятельности Каннер перечисляет ряд признаков, характерных для всех детей-аутистов. Эти признаки включают следующее:

  • «Крайнее артистическое одиночество» — дети не могли нормально налаживать отношения с другими людьми и выглядели совершенно счастливыми, когда оставались одни. Такое отсутствие реакции на других людей, добавляет Каннер, появляется очень рано, о чем свидетельствует то, что аутисты не тянутся к взрослому, когда их хотят взять на руки, и не принимают удобную позу, когда их держат родители.

  • «Непреодолимое навязчивое стремление к постоянству» — дети очень расстраивались, когда происходили изменения в обычном течении событий или обстановке. Другая дорога в школу, перестановка мебели вызывали вспышку ярости, так что ребенок не мог успокоиться до тех пор, пока привычный порядок не восстанавливался.

  • «Прекрасная механическая память» — дети, которых видел Каннер, были способны запомнить огромное количество совершенно бесполезной информации (например, номера страниц в предметном указателе энциклопедии), что совершенно не соответствовало бросающемуся в глаза резкому снижению интеллекта, проявлявшемуся во всех остальных сферах.

  • «Отсроченные эхолалии» — дети повторяли фразы, которые слышали, но не использовали (или с большим трудом использовали) речь для коммуникации.

  • «Гиперчувствительность к сенсорным воздействиям» — Каннер заметил, что дети, которых он наблюдал, очень бурно реагировали на определенные звуки и явления, такие как рев пылесоса, шум лифта и даже дуновение ветра. Кроме того, у некоторых были трудности с приемом пищи либо необычные пристрастия в еде.

  • «Хорошие когнитивные задатки» — Каннер был убежден, что необычная память и моторная ловкость, отличающие некоторых детей, свидетельствуют о высоком интеллекте, У своих пациентов Каннер отмечал «умное выражение лица», да и другие авторы описывали детей с аутизмом как обаятельных и вызывающих симпатию.

  • «Высокообразованные семьи» — Каннер отмечал, что у его пациентов были высокоинтеллектуальные родители. Однако это могло быть вызвано особенностями каннеровской выборки. Родителей он описывает как эмоционально сдержанных, хотя в своей первой работе он был очень далек от теории психического происхождения аутизма. Напротив, он пишет: «Эти дети приходят в мир с врожденной неспособностью устанавливать обычные, биологически обусловленные эмоциональные отношения с людьми».

  • В более поздней работе (Kanner и Eisenberg 1956) из всех этих признаков в качестве ключевых составляющих аутизма Каннер выделил только два: «Крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки».



1.2. Синдром Аспергера

Австрийский педиатр Ганс Аспергер. В 1944 году описал четырёх детей из своей медицинской практики, которым не хватало навыков невербальной коммуникации. У этих детей было ограниченное понимание чувств других людей — они не проявляли сочувствия к сверстникам, отличались неуклюжестью. Из-за этих особенностей детям было трудно интегрироваться в общество. Аспергер назвал такое состояние "аутичной психопатией" и описал его, прежде всего, как социальную изоляцию.

Современная концепция расстройства появилась в 1981году. В начале 1990-х годов синдром Аспергера стал стандартизированным диагнозом: его включили в Международную классификацию болезней (МКБ-10) и добавили в руководство по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.

Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра. Его симптомы проявляются в более легкой форме, чем симптомы аутизма.

  • нарушение качества социального взаимодействия — дефицит невербального коммуникативного поведения, необходимого для социального взаимодействия, начиная, например, от плохо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации до аномалий зрительного контакта и языка тела, а также от дефицита понимания и использования жестов до полного отсутствия мимики и невербальной коммуникации;

  • стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использования объектов или слов (например, движение стереотипными и повторяющимися способами, выстраивание игрушек, переворачивание объектов или их выравнивание до шаблонной формы, идиосинкразические фразы, эхолалии — бесконтрольные повторения услышанных слов);

  • стереотипные и ограниченные интересы, настаивание на одинаковости, негибкая приверженность рутине или ритуализированным моделям вербального или невербального поведения (например, крайнее расстройство при небольших изменениях, трудности с переходами, жёсткие шаблоны мышления, ритуалы приветствия, необходимость идти тем же путём или есть ту же пищу каждый день);

  • физическая неуклюжесть;

  • отсутствие клинически значимой задержки в когнитивном развитии или общей задержки речи.

Симптомы расстройства обычно появляются в возрасте до двух лет и наблюдаются в течение всей жизни человека.

Причины синдрома Аспергера точно неизвестны, но предполагается, что как и в случае с аутизмом, они кроются в генетической предрасположенности и влиянии внешних факторов на пренатальное развитие человека. При обоих расстройствах отмечаются изменения в мозге, однако как именно они появляются и развиваются – до конца неизвестно. Коррекция симптомов данного расстройства происходит с помощью тех же методик, что и при лечении детского аутизма.

Недостаточное осознавание проблемы воспитания детей с ранним детским аутизмом, вся важность коррекционных работ для таких детей, понимание причин возникновения данного заболевания, роль родителей для воспитания детей, больных ранним аутизмом, недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, позволили определить нам актуальность данной проблемы и сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом».




























РАЗДЕЛ 2 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТОЙ


2.1 Коррекционные терапии

В современном мире раннему возрасту уделяется пристальное внимание со стороны многих врачей, а особенно медиков, психологов, педагогов и дефектологов. Возраст 3-4 года является уникальным, стратегически важным для последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Этот возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций.

Существует множество терапий для детей с синдромом Аспергера. Наиболее популярными из них являются:

  • система визуальных карточек PECS

  • LEAP на базе АВА терапии

  • речевая терапия или логопедия

  • модель Денвер или социальное взаимодействие

  • TEACCH методика или жить самостоятельно, выходя за рамки комфортных условий

  • сенсорная и слуховая интеграция

  • томатис или музыкальная терапия

  • холдинг терапия

  • физиотерапия



2.2 Наблюдение за коррекцией ребёнка.

Поведенческая терапия для детей с синдромом Аспергера по программе АВА терапии построена на идее, что любое поведение человека влечёт за собой определённые последствия, и, когда ребёнку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравиться, не станет.

Начальным этапом в работе с детьми с синдромом Аспергера, является анализ социальной ситуации, их развития и всестороннее обследование каждого ребёнка.

Ученик

Дата рождения, 25.03.2016

Возраст - 4 года 5 месяцев

Дата начала терапии Февраль 2020

Куратор - Дефектолог, специалист по прикладному анализу поведения

Информация о ребенке:

Данные о диете Аллергия на продукты, содержащие глютен, молоко, яйца

Медикаментозное лечение Витаминный комплекс, Абикса, цереброкурин (с июня 2019).

(Препараты принимает по назначению и под контролем врача невролога)

Коррекционная помощь АВА-терапия с февраля 2020 года – более 12 часов в неделю

На период действия режима самоизоляции – 10 часов в неделю в дистанционном формате

Социальная активность -Посещает общеобразовательный детский садик

На период действия режима самоизоляции посещение детского образовательного учреждения приостановлено.

Другая информация -Проживает с мамой и братом. Брату 5 лет, развитие в соответствии с нормой.

Информация о подкрепляющих стимулах Лакомства: Сок, печенье, бублики, банан, яблоко

НЕ пищевые стимулы: Машинки и катание машинок, конструкторы, качели, карусели



Таблица 2.1

Словарный запас

1

свинья (поросенок)

пацока

2

корова

каоба

3

собака

цабака

4

кошка

кусика

5

машина

ациа

6

мяч

ма

7

крокодил

какакадил

8

тигр

тигр

9

зебра

деба

10

печенье

песе

11

попугай

покига

12

обезьяна

тизя

13

виноград

гигага

14

коза

каца

15

осёл

оцё

16

лиса

иса

17

баран

баба

18

овца

аца

19

жираф

зио

20

сова

сова

21

хлеб

феп

22

петух

тету

23

яблоко

тилака

24

дельфин

эфи

25

черепаха

чиипаха

26

слон

цо

27

автобус

татоси

28

утка

кья

29

трактор

тыта

30

рыба

ыба

31

поезд

поы

32

панда

пада

33

чашка

чай

34

каша

каца



Наблюдаемые сложности Редко наблюдаются следующие виды поведения: Щипает другого человека , разбрасывает предметы

В ходе наблюдения демонстрировал активный и пассивный отказ от сотрудничества, уходил от стола, ложился на пол, предпринимал попытки заплакать.

Практическая часть программы коррекционно-педагогической работы начата 24.02.2020 года

1- Стаканчик. Ученик для получения доступа к привлекательному стимулу, расположенному под непрозрачным стаканчиком, научится выполнять следующую последовательность действий: помещать руку на стаканчик, устанавливать зрительный контакт с инструктором, не поднимая и не предпринимая попыток поднять стаканчик, получать одобрение от инструктору в виде кивка головы и улыбки и затем поднимать стаканчик и получать доступ к подкреплению

Концентрация внимания

2 - Упражнение «Исправь»

Ученик научится находить неверно расположенный стимул в контейнере при условии расположения в каждом из предъявленных контейнеров минимум 3 идентичных стимулов и помещении одного ошибочного в любой из контейнеров для 8 контейнеров

3 - Внимание. Подбор карточек

Ученик научится накладывать карточку на аналогичную, когда инструктор размещает их перед учеником в линию, время между подачей карточек 1 секунда

4 - Сопоставление части и целого

Ученик научится сопоставлять карточку с изображением части объекта с изображением объекта для 30 стимулов при выборе из 6, демонстрируя реакцию обозревателя во время выполнения упражнения

5 - Идентификация частей целого

Ученик научится идентифицировать (различать на слух) карточки с изображениями частей от целых объектов (например, колесо от машины, колесо от тележки, окно от дома и т.д.) для 50 стимулов, изображённых на отдельных карточках на белом фоне при выборе из 6

6 - Сортировка по категории

Ученик научится сортировать карточки с изображением предметов по категориям, для 10 основных категорий на 5 групп, каждая категория представлена минимум 5 стимулами.

Результаты тестирования программы коррекционно-педагогической работы 24.08 2020 представлены в Таблице 2.2. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В связи с проведенными исследованиями исключительно важное значение приобретает ранняя дифференцированная диагностика отклонений в развитии. В случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимального раннего начала коррекционно-педагогической работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.

Причиной этому является необычайная пластичность мозга в раннем возрасте, его чрезвычайная восприимчивость к внешним воздействиям. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с компетентно подобранными программами коррекционно-педагогической работы, могут в значительной мере нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка., что и представлено в практической части данной работы.

























ЛИТЕРАТУРА



1. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.] – Изд. 4е – Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 564, [1] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).

2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050714 — олигофренопедагогика /Е.А. Стребелева. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 256 с. : ил., табл. — (Специальная коррекционная педагогика).










































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 2.2.

Результат тестирования программы коррекционно-педагогической работы 24.08 2020

Визуальные навыки

  • Выполнил задание на сортировку подобных стимулов

  • Верно располагает блоке на карточке с моделью при наличии лишних деталей

  • Выполняет постройку из блоков по изображению на карточке

  • Выполняет постройку из блоков по заданному образцу для моделей из 8 элементов при условии наличия лишних фигур в комплекте

  • Собирает пазлы из 3х частей, из 4 частей собрать затруднился

  • В части выполнения задания «сортировка по функции»

  • Верные реакции: из чего пьем, на чем ездим, чем режем, что кушаем, чем платим, чем рисуем, во что играем, чем моемся, на чем сидим, чем чистим зубы, в чем плаваем, чем пишем, что читаем, что надеваем, на чем спим, что показывает время, чем причесываемся (17 функций)

  • Ошибочные реакции: чем вытираемся, во что играем, в чем готовим еду

  • При выполнении задания на составление составных рамок-вкладышей не показал верные реакции для вкладыша из 4 и 5 частей, сбор выполнил с подсказками

  • Не выполнил задание на составление последовательности расположения объектов по образцу

  • Картинку составленную из нескольких разрезанных частей не составил для получения целого изображения

  • В части сопоставления объектов по ассоциации:

  • Верные реакции: пара – 20 реакций, тройка – 5 реакций

  • Неверные реакции: 7 реакций

  • Сортировка по характеристике или части

  • Верные реакции: все что с колесами, все что с крыльями, все что с листочками, красное, желтое – 5 характеристик

  • Неверные реакции: все что пятнами, все что с полосками, все что с цифрами – 3 характеристики

  • Верно выполнил задание на сортировку по категориям для категорий: насекомые, грибы, цветы, животные, морские жители, канцелярия, средства гигиены, ягоды, овощи, сладости, деревья, обувь, посуда, техника (14 категорий)

Навыки понимания речи

  • Демонстрирует навык следования инструкциям о выполнении приятной или бытовой деятельности в контексте и вне контекста ситуации

  • В части выполнения двигательных реакции по инструкции

  • Верные ответы: хлопай, руки вверх, стучи, кружись, прыгай, танцуй, вставай, садись

  • Неверные ответы: топай

  • Различает на слух более 100 предметов и карточек с изображениями объектов

  • В части различения частей тела на себе:

  • Верные ответы: глаза, волосы, рот, пальцы, щеки, голова, нос, руки, ноги, попа, живот, язык, зубы

  • Неверные реакции: лоб, плечи, шея, уши

  • Для обучения различать новый стимул требуется менее 10 обучающий блоков

  • Демонстрирует навык беглости в части различения стимулов

  • Реагирует на различные инструкции для выбора объекта

  • Верно выбирает предмет на расстоянии, отслеживая направление взгляда другого человека

  • Инструкции, связанные с работой в пространстве в тестирование включены не были

  • В части идентификации объектов, различающихся по свойствам показал следующие реакции

  • Высокий/низкий – неверные реакции

  • Мокрый/сухой – 50% верных реакций

  • Полный/пустой – 80% верных реакций

  • Большой/маленький – 100% верных реакций

  • Холодный/горячий – 30% верных реакций

  • Мягкий/твердый – неверные реакции

  • Внутри/снаружи – неверные реакции

  • Темный/светлый – неверные реакции

  • Закрытый/открытый – 70% верных реакций

  • Круглый/квадратный – 80% верных реакций

  • Много/мало – 50% верных реакций

  • Цвета – идентифицирует 8 цветов

  • Чистый/грязный – 30% верных реакций

  • В части выбора объекта по части:

  • Верные реакции: хвост, колесо, кнопки, рога, хобот, грива, кожура, пятачок, усы, клюв, перья, плавник

  • Неверные реакции: окно, рожки, молния, шерсть, полоски, волосы, копыта, пятна, панцирь, семечки, лучики, ствол, скорлупа, крылья

  • Предлоги на карточках не идентифицирует

  • В части различение частей целого объекта показал

  • Корабль – 2 части – парус, флаг

  • Цветок – неверные реакции

  • Тыква – неверные реакции

  • Самолет – 2 части – хвост, пропеллер

  • Часы – неверные реакции

  • Яблоко – неверные реакции

  • Дом – 1 часть – дверь

  • Заяц – 3 части. – хвост, зубы, глаза

  • Собака – 3 части – ухо, язык, нос

  • Рыба – 1 часть – хвост

  • Машина – 4 части – фара, колесо, окно, дверь

  • Орел – 2 части – клюв, крыло

  • Слон – 3 части – ухо, ноги, хобот

  • Для упражнения по выбору стимула по категории показал:

  • Верные реакции для категорий: транспорт, насекомые, люди, животные, продукты, игрушки, посуда (7 категорий)

  • Неверные реакции: бытовая техника, напитки, погодные явления, спортивное оборудование, украшения (5 категорий)

  • Выполняет более чем 10 инструкций с предметами, верно выбирая предмет из комплекта и демонстрируя заданное действие с ним

  • Идентифицирует более чем 35 карточек с изображениями действий

  • Выбирает 2 стимула из большего комплекта в порядке, заданном в инструкции

  • На другом человеке части тела не показывает

  • На кукле верно показал 11 частей тела: руки, голова, ноги, живот, нос, рот, глаза, уши, щеки, пальцы, попа

  • На себе верно указал на 4 предмета одежды

  • Верно выполнил только одну инструкцию, представленную в формате общепринятых жестов – это инструкция «Дай мне»

  • Двухкомпонентные инструкции при условии дискриминации стимулов не выполняет

  • Действия по инструкции, включающие элементы воображения не выполнил

  • Верно выбрал изображение по ассоциации для 10 стимулов, по 4 совершил ошибки. Два стимула по ассоциации выбрать затруднился

  • В части задания выбор по функции:

  • Верные реакции для 16 функций: чем причёсываемся, что светит, что надеваем, в чем едем, что плавает, в чем варим, что кушаем, что читаем, что пьем, на чем прыгаем, что летает, во что играем, что строим, чем поливаем, что кушаем

  • Неверные реакции для 11 функций

Изображения людей по профессии не различает

Имитация

В начале нашей работы с Валерой мальчик не имитировал ни действия с предметами, ни моторные действия. На сегодняшний день мы наблюдаем сформированный имитативный репертуар, наличие спонтанной имитации.

  • Имитирует действия с использованием предметов и выбором предмета из комплекта

  • Имитирует более 10 движений крупной моторики и с готовностью имитирует новое

  • Имитирует более 10 движений ног и ступней и с готовностью имитирует новое

  • Имитирует более 10 движений рук и кистей рук с готовностью имитирует новое

  • Имитирует моторные действия с различением действия в статике и динамике

  • Имитирует действия для различных инструкций для имитации

  • Имитирует 4 движения головой

  • Имитирует 6 движений артикуляционного аппарата

  • Имитирует более 10 движений мелкой моторики с готовностью имитирует любое новое

  • Имитирует последовательность прикосновения к объектам (2 из 4 и 3 из 6) параллельно с инструктором

  • Имитирует продолжительность выдоха

  • Имитирует действия с предметами с заданной скоростью параллельно с инструктором

  • Имитирует действия с предметами с заданной скоростью после демонстрации модели с вербальными подсказками

  • Имитирует моторные действия с заданной скоростью

  • Не имитирует прикосновения к объектам после демонстрации действия

  • Имитирует последовательности моторных действий

  • Имитирует 2 компонента моторных действий после демонстрации модели

  • Интенсивность действий не имитирует

  • Имитирует моторные движения с одновременной демонстрацией вокальной реакции

  • Имитацию действий с предметами на 2 компонента выполнить затруднился

  • Имитирует моторные действия без прямой инструкции


ЭХО навыки

Значительный прогресс наблюдается по ЭХО навыкам

  • Может повторить любой звук по модели взрослого

  • Демонстрирует навык беглости в части повторения звуков/слогов

  • Имитирует произношение любого слова

  • Имитирует произношение сочетания звуков вида СГСГ для разного набора звуков

  • Имитирует произношение звуков разной продолжительности

  • Имитирует заданное количество повторений звуков/слогов

  • Имитирует повторение двух одинаковых слогов подряд

  • Затрудняется верно с первого раза повторить плавное слияние первого звука со вторым

  • Повторяет сочетания звуков вида ГС для любого сочетания звуков

  • Повторяет слова, состоящие из одного слога, например, дом, произносит все звуки в слове

  • Прекрасно повторяет слова со стечением согласных в середине слова, слова со стечением согласных в начале или конце слова повторить затруднился

  • Может без ошибок повторить фразы из 2х слов

  • Может без ошибок повторить ряд из 2х чисел

  • Имитирует скорость произнесения слова

  • Имитирует громкость произнесения слова


ТАКТ

  • Общий словарный запас (имена существительные) – 291 слово

  • Верно дает название 10 подкрепляющим стимулам

  • В части наименования предметов:

  • Верные реакции: 100 стимулов (данные занесены в таблицу)

  • Ошибочные реакции: для 20 стимулов

  • Называет более 100 изображений на карточках – имена существительные

  • В части наименования частей тела:

  • Верные реакции: 13 частей тела – волосы, уши, голова, руки, пальчики, нос, глаза, губы, язык, зубы, щеки, живот, плечи

  • Ошибочные реакции: лоб, шея, ноги

  • Наименование действий изображенных на карточках (данные в таблице):

  • Верные реакции 26 стимулов

  • Ошибочные реакции: 15 стимулов

  • В части наименования действий, которые совершают другие люди:

  • Верные реакции: 13 действий

  • Ошибочные реакции: 17 действий

  • Навык беглости в части наименования стимулов демонстрирует

  • Наименует предметы с вводными фразами при включении вводного слова в вопрос: это, тут, здесь, вижу

  • В части наименования частей целого:

  • Верно назвал три части для двух объектов: заяц, дом

  • Верно назвал по 2 части для 3 объектов: птица, машина, рыба

  • Верно назвал только по 1 части для 3 объектов: самолет, лев, слон

  • Называет 6 форм

  • Называет 11 цветов

  • Наименование других прилагательных, за исключением цветов не сформировано

  • При выполнении задания по выбору и называнию стимула по ассоциации:

  • Верно выполнил задание для 10 пар стимулов, выбор 1 стимула из комплекта (подушка-кровать, колесо-машина, шнурки-сапоги, рельсы-поезд, паста-щетка, магазин-коляска, тарелка-чашка, цветы-ваза, песочница-лопата, ложка-вилка

  • Не выполнил задание для 3 пар стимулов

  • Выбор 2х стимулов выполнить затруднился

  • При выполнении задания по выбору по функции:

  • Верно выполнил задание для 27 функций (чистить зубы, причесываться, строить, читать, пилить, мыть руки, надевать, пить, обувать, ехать, летать, спать, рисовать, сидеть, плыть, кушать, вытирать попу, вытирать руки, стучать, прыгать, нюхать, смотреть кино

  • Для 4 функций смог верно выбирать и назвать 2 стимула

  • Совершил 12 ошибок для функций: сушить волосы, резать, звонить, купаться, кататься, раскрашивать, готовить еду, знать время, жарить, платить в магазине, играть в футбол

  • Выбор стимула по характеристике (части)

  • Выбор по цвету: Верно выбрал стимул для 11 цветов

  • Выбор по форме: не было верных реакций

  • Выбор по части:

- Верные реакции для стимулов: пяточек, полоски, рога, колеса, клюв, уши, руль, хвост, цифры (9 стимулов)

- Ошибочные реакции: иголки, крылья, грива, копыта, кожура, ступеньки, стрелки, трубочка, фантик, скорлупа, молния, рукава (11 стимулов)

  • Выбор стимула по категории:

  • Показал 80% верных реакций и более для категорий: транспорт, птицы, животные, насекомые, игрушки, фрукты, цветы

  • Показал менее 50% верных реакций для категорий: овощи, фрукты, ягоды, продукты, мебель, одежда, инструменты, посуда, обувь, напитки, сладости

  • Последовательно называет 2 стимула, расположенных перед ним для предметов и для изображений на карточках

  • В части наименования действий фразой из 2х слов показал верные реакции для 20 стимулов, ошибочные реакции для 16 стимулов

  • Двухкомпонентное наименование с использованием вводных предложений не сформировано

  • Наименование с использованием слов «да/нет» не сформировано

  • Не называет функцию объекта при условии расположения стимула перед ним и инструкции «Зачем х?»

  • Не называет категорию расположенного перед ним объекта после инструкции «Что такое Х?» или «какая категория?»

  • Вопросы по одному объекту не идентифицирует

  • В части наименования категории для набора объектов навык не сформирован


Спонтанные вокализации

  • Произносит различимые звуки, общая продолжительность вокализаций не менее 10 минут в час

  • Спонтанно произносит слова или абрисы слов, как минимум 10 слов в час

Спонтанно редко повторяет слова за другими людьми

Сотрудничество и эффективность усилителей

Сотрудничество находится на достаточно хорошем уровне. Валера выполняет предложенные задания, редко отстраняется от выполнения задания.

  • Подходит ко взрослому и переходит за стол чтобы выполнить задание для последующего получения доступа к привлекательному стимулу или привлекательной деятельности

  • Выполняет обучающие инструкции, верно реагирует на подсказки

  • С одинаковым уровнем качества и сосредоточенности сотрудничает с разными взрослыми

  • Демонстрирует навык ожидания за столом во время ведения сессии, ждет инструкции педагога

  • Требуется одна подсказка или 3 секунды ожидания чтобы Валера установил зрительный контакт до получения инструкции

  • Рассматривает комплекты из 6 и более стимулов перед тем как продемонстрировать ответ на заданную инструкцию

  • Реагирует на инструкцию в течение 3х секунд после ее предоставления

  • Подкрепляющие стимулы не разнообразны

  • Взаимодействие со взрослым не выполняет функцию подкрепляющего стимула


Интравербальное поведение


Называет звук для заданного в инструкции животного для 4 животных

• Не выполнил задание по названию животного, когда в инструкции дан звук этого животного

• Не отвечает на вопросы о себе

Грамматика

  • Средняя длина высказывания 1 слово, редко 2 слова

  • Глаголы на данный момент времени не спрягает

Вопросительные предложения в репертуаре ребенка отсутствуют

Игра и досуг

  • Манипулирует различными игрушками

  • Игровые материалы использует по назначению

  • Во время свободной деятельности играет в игровые наборы

  • Разрешает другим людям находится рядом во время игры и даже вступать в игру вместе с Валерой

  • На улице самостоятельно пользуется игровым оборудованием

  • Как минимум с 2мя игровыми наборами демонстрирует игровую деятельности в соответствии с назначением игрового материала

  • Изредка сопровождает игру вербальными комментариями

  • Может выполнить как минимум 2 разных действия с одной игрушкой

  • Игра с участием других детей не оценивалась

  • Ролевая игра не сформирована

  • Играет в одну простую игру с использованием мяча


Генерализация

  • Для генерализации навыков в областях «Рецептивная идентификация» и «ТАКТ» требуется не более 5 обучающих блоков

  • Показывает навыки приобретенные с одним взрослым при взаимодействии с другими взрослыми

  • Демонстрирует самостоятельное применение сформированных навыков в естественных условиях

  • Топографическая генерализация отсутствует

  • Вербальные навыки не генерализирует

Чтение

  • Различает буквы по названиям: А Б В Д Е Ж Л М О П Р Т У Я (14 букв)

  • Различает буквы о звукам: А Б В Г Д Е И К М Н О П Р С Т У Ц Я (18 букв)

  • Называет звуки, соответствующие буквам: А Б Е И К М Н О П У (10 звуков)

  • Буквы по названиям не называет

  • В части сопоставление написанных слов с картинками:

  • Для новых стимулов – показал 2 верные реакции (слова тарелка и сок) и 13 неверных реакций

  • Для ранее освоенных стимулов (без условия дискриминации) – показал 14 верных реакций (макароны, мультик, медведь, мишка, вода, вафля, виноград, бабочка, барни, баран, пузыри, шарик, лук) и 3 неверные реакции (малина, огурец, капуста)

  • Слова не читает

Математика

  • Может посчитать до 10, если взрослый начал счет по порядку

  • Может назвать числа до 10

  • Самостоятельно может посчитать 10 объектов если взрослый начал счет

  • Пересчитывает 5 объектов, если перед учеником расположено 9 объектов он посчитает их как 10

  • Отсчитать заданное количество предметов из набора

  • Называет числа от 1 до 10 при расположении их в линейке

  • Называет числа в пределах 10

  • Не соотносит число с количеством объектов

  • Понятия «больше-меньше» по количеству не сформированы

письмо

  • Делает пометки на бумаге

Раскрашивать не выходя за контур не умеет

  • Не может соединить пунктирную линию целой

  • Цифры и буквы не обводит

  • Копирует прямые линии, соблюдая направление линии но не соблюдая ее длину

Одежда

По данным полученным от мамы

  • Может самостоятельно снять ботинки

  • Ботинки сам не надевает

  • Может надеть футболку, кофту

  • Может сам надеть штаны

  • Носки надевать не умеет

  • Молнию застегивать не умеет

  • Пуговицы и кнопки застегивать и расстегивать не умеет

Питание

По данным полученным от мамы

  • Не использует вилку для того, чтобы разделить большой кусочек пищи на более мелкие

  • Может сам налить себе воды в стакан

  • В большей части случаев родители кормят мальчика

  • Сам со стола не убирает

Гигиена

По данным полученным от мамы

  • Руки самостоятельно качественно мыть не может

  • Умеет вытирать руки сам

  • Умываться не умеет

  • Волосы расчесывать сам не умеет

  • Умеет сморкаться

  • Зубы чистить не умеет

  • В туалет терпит до «последнего»





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!