СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети-узники концлагерей во время Второй мировой войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 апреля во всем мире отмечается памятная дата - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (International Day of Fascist Concentration Camps Prisoners Liberation). Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года. Сценарий мероприятия посвящен детя-узникам концлагерей и тем страшным событиям, Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Ни в чем не повинные, терпели непосильный труд и болезни, холод и голод.

Просмотр содержимого документа
«Дети-узники концлагерей во время Второй мировой войны»

«Дети – узники концлагерей»


1 слайд


Звучит песня «Бухенвальдский набат» первый куплет


Выходят 4 человека в белых одеждах.


  1. Тебе враги не раз грозили, тебя сметали, не смели,

Любовь моя, земля Россия, тебя порушить не смогли.


  1. Тебя топтали – не стоптали, тебя сжигали – не сожгли.

Мы всё с тобою испытали, и даже больше, чем могли.



  1. Много разных потрясений пережило человечество в 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.



  1. Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись, стар и млад.

  2. Что случилось, скажи мне, ветер? Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит, или вянут травы в садах?



  1. Почему люди все на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер, неужели это война?

Звучит музыка (2 Вставай страна огромная).

Выходят 4 человека в красных одеждах.

Слайд 2


  1. Я хотел жить, учиться, окончить школу и стать врачом, спасать людей. Я хотел изобрести лекарство от всех болезней.



  1. Я мечтала стать учителем... Повести в класс своих первых учеников, научить их писать, считать, рассказать о том, как нужно Родину защищать!

  2. А я мечтала поступить в ГИТИС и стать актрисой, чтобы дарить людям радость.

  3. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных медведей.



  1. Мы, замученные в концлагерях...

  2. Мы, погибшие на операционных столах...

  3. Мы, умершие от голода...

  4. Мы, расстрелянные фашистами...

Говорят дети в форме


  1. Не доучились и не достроили.

  2. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

  3. Виной тому стала... ВОЙНА!

Звучит музыка. (музыка 3 Моцарт). Слайд 3


  1. А мы не станем памяти перечить и вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи огромная, не детская, беда.

Была земля и жесткой, и метельной, была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, а были вместе – детство и война.

  1. Дети войны… Они были на всех её дорогах, в партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, умирали с голоду.

  2. А разве можно представить детей за колючей проволокой концлагерей? Разум отказывается воспринимать подобное.

  3. Целыми эшелонами детей вывозили на работу в Германию. Прямо на перевалочных станциях проводили отбор – кто покрепче – на биржу труда, кто слабый или больной – в концлагерь… на опыты…

  4. Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети» войны…

  5. О них, не увидевших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…

  6. О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших ни единого шага…

  7. О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…

  8. О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!

  9. Да и можно ли назвать жизнью то, что лишёно памяти?

Звучит музыка (4 Саласпилс). Выходят дети в черных одеждах

Слайд 4



  1. Осенью 1941 года на территории Латвии был создан трудовой лагерь Саласпилс. Он находился в 15 км от Риги. Постепенно этот лагерь превратился в детский лагерь смерти. Здесь размещали детей, у которых производили забор крови для раненых немецких солдат. В Саласпилс сгоняли детей из Белоруссии, Украины, России, Польши и других оккупированных территорий. Каждый день здесь умирало около 100 человек. Это были дети.

Слайд 5

  1. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.


  1. Несмотря на зимнее время, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток.

  2. Страшный час для детей и матерей в лагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…

  3. …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, эпидемии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей.

  4. В лагере смерти Саласпилс только за один год, с мая 1942 по май 1943 года, мученической смертью погибло около 3 тыс. детей до 5 лет, большинство из них подвергались выкачиванию крови, вследствие чего дети быстро погибали.

  5. Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело, трудились – мучили детей.

И это каждый день опять: кляня, ругаясь, без причины…

А детям было не понять, чего хотят от них мужчины.

  1. За что - обидные слова, побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва, что это за непослушанье.

Они представить не могли того, что было всем открыто:

По древней логике земли, от взрослых дети ждут защиты,

  1. А дни всё шли, как смерть страшны, и дети стали образцовы.

Но их всё били. Также. Снова. И не снимали с них вины.

Они хватались за людей. Они молили. И любили.

Но у мужчин «идеи» были, мужчины мучили детей.

Слайд 6


  1. В 1943 года митрополит Сергий Воскресенский обратился к немецкому командованию с просьбой разрешить монахиням Свято-Троице-Сергиева женского монастыря забирать умирающих детей. Документ, выданный в немецкой комендатуре, разрешал это делать до момента прибытия детей в лагерь. Эти самоотверженные женщины бежали на перрон и на ходу из окон вагонов вытаскивали малышей. Они лечили этих детей, кормили, устраивали в рижские семьи. А ещё они вели подробную учётную запись. Их записи стали бесценными документальными свидетельствами злодеяний фашизма. После войны благодаря этим записям многие родители нашли своих детей. Из каждых ста детей монахиням удавалось спасти четверых.

Звучит музыка (5 грустная). Слайд 7

Светлана Турисаз «Письмо Богу из Саласпилсского лагеря смерти»

Мой добрый Бог! Как я теперь, без мамы!
Мне  очень надо, чтобы ты помог,
Сними с меня фашистскую пижаму,
И дай мне хлеба и воды глоток.


Я есть хочу, я очень голодаю,
Хочу вишнёвый, бабушкин пирог,
Ведь ты же Бог, и можешь всё, я знаю,
Молю, чтобы скорее мне помог.

Мой добрый Бог! Фашисты - злые волки!
Ты видишь всё, ведь ты на небесах,

Они нас мучают, качают кровь иголкой,
Теперь я знаю, что такое страх.

Я видел сам, как этим ранним утром,
Загрыз до смерти Варю, чёрный пес,
Осталась её тряпичная кукла,
А немец в тачке девочку повёз.  

Мой добрый Бог! А что такое души?
А небо для детей, из молока?
Там, наверху, есть яблоки и груши?
Тогда хочу к тебе, на облака.

А здесь в бараке, холод, вши и крысы,
Вчера нашел огромную нору,
Едим траву, ни ложек нет, ни мисок,
Ты, маме передай, что я умру.

Мой добрый Бог! Для нас готовят печи,
Я так боюсь сгореть, ведь я живой,
Я лучше пулям побегу навстречу,
Ты только не покинь и будь со мной.

Звучит музыка (6 на гранитную плиту). Слайд 8

  1. В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь.

Звучит песня «Бухенвальдский набат» третий куплет

  1. Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
    Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
    Это возродилась и окрепла в медном гуле праведная кровь.
    Это жертвы ожили из пепла, и восстали вновь, и восстали вновь,
    И восстали, и восстали, и восстали вновь! – 2 раза

  2. Сотни тысяч заживо сожжённых строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
    Интернациональные колонны с нами говорят, с нами говорят.
    Слышите громовые раскаты? Это не гроза, не ураган.
    Это вихрем атомным объятый стонет океан, Тихий океан.
    Это стонет, это стонет Тихий океан. – 2 раза

  3. Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
    Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
    Звон плывёт, плывёт над всей землёю, и гудит взволнованно эфир:
    Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир, берегите мир,
    Берегите, берегите, берегите мир! – 2 раза



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!