Просмотр содержимого документа
«"Детская агрессивность"»
Детская агрессивность
Что такое агрессия?
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio - нападение . Агрессия проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.
Агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний. Нередко дети слышат от родителей: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства.
Критерии агрессивного поведения детей:
- угрожают другим детям, взрослым (вербально, жестом, взглядом);
- инициируют физические драки;
- используют в драке предметы, которые могут ранить;
- физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно);
- намеренная порча имущества;
- шантаж, вымогательство.
Проявление агрессии у детей
Существуют три основных проявления агрессии : мимика, поведение и речь . Проявления злости и гнева у детей более отчетливы, и менее замаскированы. Например , один ребенок, когда злится, краснеет от напряжения, сжимает кулаки и говорит: «Я тебя съем!». Другой, прежде чем начать драться, прищуривает глаза и топает ногой. А третий, насупившись, отворачивается и не хочет говорить.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
Семья
- Плохие отношения с одним или двумя родителями.
- Ощущение безразличия к своим чувствам.
- Отсутствие необходимой поддержки со стороны родителей и заинтересованности их жизнью.
- Противоречивость требований к ребенку.
НЕГАТИВНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ С РЕБНКОМ
- Вербальное оскорбление детей.
- Игнорирование чувств, желаний ребенка.
Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение.
Поможем ребенку справится с агрессией
1. Важно, чтобы в семье были четкие правила и одинаковые требования к ребенку у всех окружающих его взрослых. Тогда у ребенка будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью, он не сможет сказать, что: «Мама плохая, потому что не дает смотреть телевизор, а папа хороший, потому что разрешает».
2. Для обучения контролю над своим поведением очень полезны любые игры с правилами
3. Играйте в Красную Шапочку, в Ивана-царевича и Кощея Бессмертного. Пусть при этом малыш покажет вам, как он «героически» расправится с негодяем, как одолеет всех вокруг, потому что он – храбрый и сильный. Все это поможет вам направить его агрессию в «мирное русло»
4. Будьте рядом с вашим малышом, когда он осваивает навыки общения (например, приходит в новый коллектив). Поддерживайте его в обучении новым, разнообразным способам контактов с детьми и взрослыми.
5. И самое главное – ваш пример в конфликтных ситуациях. У дошкольников сильно развито подражание, они копируют поведение взрослых и друг друга. Поэтому если у вашего ребенка возникают проблемы с агрессивным поведением, подумайте: а как вы сами обращаетесь со своими чувствами злости и гнева?
Задачи родителей и педагогов
- Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей
- Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся
- Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»
- «Активно слушать» внутренний мир ребенка
- Не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка
- Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения
- Обладать навыками саморегуляции
ПРИТЧА «О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ»
Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.