СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская эпилепсия: что нужно знать родителям и педагогам?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпилепсия нуждается в понимании. «Мы все плаваем в одном море, но в одном и том же косяке каждая рыба имеет свои индивидуальные особенности». Отдельная роль в том, чтобы ребёнок с эпилепсией рос максимально комфортно и благополучно, принадлежит воспитателям и учителям.

Просмотр содержимого документа
«Детская эпилепсия: что нужно знать родителям и педагогам?»

Детская эпилепсия: что нужно знать родителям и педагогам?


Эпилепсия нуждается в понимании. «Мы все плаваем в одном море, но в одном и том же косяке каждая рыба имеет свои индивидуальные особенности». Отдельная роль в том, чтобы ребёнок с эпилепсией рос максимально комфортно и благополучно, принадлежит воспитателям и учителям.

Эпиле́псия (др.-греч. «схваченный, пойманный, застигнутый»; лат. epilepsia или caduca) — одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов. Историческое русское название болезни «падучая».


Другое распространённое и общеупотребительное название этих внезапных приступов — эпилептический приступ.


Причины эпилепсии.

Наиболее распространенные причины заболевания у детей:

  • Наследственная предрасположенность (каждый человек имеет определенный, генетически присущий только ему уровень судорожной активности);

  • Нарушения развития центральной нервной системы, которые могут быть обусловлены как генетическими заболеваниями со стороны обоих родителей, так и инфекциями, действием вредных веществ на организм беременной матери, заболеванием ее внутренних органов;

  • Различные инфекции;

  • Травма головного мозга (при этом эпилептические припадки появляются не сразу после воздействия травмирующего агента, а спустя то или иное время, являясь отдаленными последствиями его действия на мозг).


При эпилепсии всегда происходят потеря сознания и судороги

Это не так. Эпилепсия имеет множество форм. Условно можно разделить их на три категории:

  • парциальные припадки;

  • генерализованные припадки;

  • неклассифицируемые припадки.

При парциальных припадках ребенок может находиться в сознании или испытывать нарушение сознания. Проявления зависят от того, в каком участке головного мозга расположен поражающий очаг. Иногда парциальные припадки проявляются кратковременным онемением пальцев, ощущением ползающих мурашек, галлюцинациями.

Генерализованные припадки ближе всего по описанию к широко известным симптомам. Тот вариант, когда больной падает, закатывает глаза, у него возникают судороги и идет пена изо рта, называется тонико-клоническим приступом. Однако у детей не менее распространены так называемые малые припадки – абсансы. Они продолжаются всего несколько секунд, и если ребенок в это время сидит или лежит, он не успевает упасть. До поры до времени такая проблема остается незамеченной родителями: кажется, что ребенок просто о чем-то крепко задумался.

Наконец, некоторые приступы – в том числе судороги новорожденных, фебрильные судороги, судороги при острых метаболических нарушениях – не относятся ни к парциальной, ни к генерализованной формам эпилепсии.

Ученые много лет изучают провоцирующие факторы, оказывающие влияние на возникновение приступов. Такая корреляция, несомненно, нередко существует: например, у некоторых детей мелькание или мерцание экрана монитора могут спровоцировать приступ. Однако выявить четкую взаимосвязь в большинстве случаев невозможно, как и предугадать частоту припадков. Если большие приступы относительно редки и после них ребенок, как правило, засыпает, то количество абсансов может доходить до нескольких десятков и даже сотен в сутки.

Проблемы полноценной жизни людей с эпилепсией в социуме во многом связаны именно с непредсказуемостью припадков: они могут застигнуть человека на улице, в автобусе, в бассейне.

Воспитание и обучение детей, страдающих эпилепсией, в нашей стране сопряжено со многими трудностями. Это связано с тем, что патогенез этого заболевания еще пока находится в стадии изучения, и дать подробные советы, одинаково годные для любого ребенка, страдающего эпилепсией, невозможно, т.к. каждый случай сугубо индивидуален.

Особенно трагично, если болезнь появилась в детском возрасте, когда у человека только формируется отношение к себе и к окружающему миру. У ребенка - эпилептика представления о себе и о картине мире искажены. Он чаще, чем другие, сталкивается с насмешками, отчуждением, пренебрежением, агрессией, снисходительной жалостью. Печально, что и педагоги иногда занимают неправильную позицию, отказываясь принимать таких детей в детские сады, школы, стараясь перевести их на домашнее обучение. Родители, стараясь оградить нервную систему ребенка от перенапряжения, также ограничивают его деятельность, зачастую «перегибая палку».

Чтобы предотвратить это, необходимо понять: дети, страдающие эпилепсией, нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особой поддержке со стороны коллектива и, в том числе, педагогов. Преподаватели в школах, несомненно, должны быть хорошо информированы. Они должны не только правильно ориентироваться в тех случаях, когда случается эпилептический приступ, но и знать о тех специфических характерологических расстройствах, которые могут возникать у детей, страдающих эпилепсией, правильно понимать их действия, поступки, поддерживать здоровую эмоциональную обстановку в классе, не допускать агрессии. Это очень важно, т.к. от учителя зависит формирование личности, характера, отношения ребенка к себе и окружающим, и, следовательно, его социальные установки и место в обществе.


Так что же делать педагогу, если в его классе оказался ребенок с диагнозом «эпилепсия»? Прежде всего - не пугаться и не паниковать. Если ребенок посещает обычную (не специализированную) школу - значит, ему это не противопоказано.


О чем следует помнить, если в Вашей группе (классе) оказался ребёнок с эпилепсией?


  • Во-первых, педагогам нужно разобраться, что же это за такое заболевание – эпилепсия.


  • Во-вторых, не нужно пугаться. Если ребёнок посещает Ваше учреждение – значит, ему это не противопоказано. Нужно иметь в виду, что лечащий врач (невролог-эпилептолог) предварительно определяет возможность и длительность пребывания ребенка в группе (классе) на основе комплексного обследования и с учетом формы эпилепсии, типа и тяжести эпилептических приступов.


  • Наконец, необходимо настроить на доверительную беседу с Вами родителей ребёнка, страдающего эпилепсией.


О чем должны знать педагоги, если в классе (группе) обучается ребенок, страдающий эпилепсией?


  • Как часто и какие у этого ребёнка бывают эпилептические приступы?


  • Как в случае приступа правильно оказать ребёнку первую помощь?


  • В каком режиме ребёнок принимает противоэпилептические препараты (чтобы контролировать приём лекарств в то время, когда он находится в Вашем ведении)?


  • Как в случае необходимости можно связаться с родителями больного ребёнка?


Необходимо срочно позвонить родителям ребенка или его близким


родственникам. Вызывать «скорую помощь» нужно далеко не всегда, а


только в следующих случаях:


1) если продолжительность приступа превышает 5 минут;


2) если имеется нарушение дыхательных функций;


3) если приход в сознание после приступа осуществляется слишком


медленно;


4) если приступы происходят серийно, один за другим;


5) если эпилептический приступ случился в воде;


6) если во время приступа ребенок был травмирован.


Во всех остальных случаях не нужно обращаться на станцию «скорой помощи», не нужно вызывать бригаду врачей и тем более отправлять ребенка в стационар. Помимо того, что в этом нет необходимости, это психологически угнетающе действует на больных эпилепсией. Поэтому лучше дозвониться до родителей и вызвать их на место происшествия. После приступа обычно наступает сон. До приезда родителей ребенка нужно уложить в изолированном тихом помещении, где есть достаточный приток свежего воздуха. Но и во время сна желательно, чтобы за ним кто-то наблюдал, т.к. приступ может повториться, даже без пробуждения.

При посещении ребёнком детского сада желательно, чтобы педагоги дошкольного учреждения участвовали в ведении дневника приступов.

Стоит отметить, что правила оказания первой помощи в случае развития эпилептического приступа должен знать любой педагог, поскольку эпилептический приступ может случиться у ребенка, посещающего Вашу группу (класс), не только на фоне текущего заболевания, но и впервые.


Что делать, если приступ случился во время пребывания ребенка в учебном заведении?


  • Если эпилептический приступ произошёл на глазах у других детей, то не следует акцентировать их внимание на этой ситуации. Нужно постараться максимально облегчить смущение больного ребёнка (особенно в случае непроизвольного мочеиспускания).



  • Детям следует разъяснить следующие правила их поведения при возникновении приступа у товарища по игре (друга, брата, сестры и т.д.) в отсутствии взрослых (на улице, на игровых площадках, в детских развлекательных учреждениях):


  • Не надо пугаться и кричать.


  • Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе.


  • Надо срочно позвонить по сотовому телефону его маме или папе (если ребенок носит на запястье специальный браслет с телефоном экстренной связи с родителями или лечащим врачом), либо позвонить по номеру неотложной помощи в экстремальных ситуациях – 112, либо же позвать взрослых.


  • Если детей двое и у одного из них случился приступ, то нельзя оставлять больного ребенка одного. Если детей трое и больше, то один из них (тот, кто постарше) обязательно должен остаться рядом с больным ребенком и обезопасить его от травмирования окружающими предметами. Другие дети могут пойти за помощью взрослых.


  • Важно соблюдать описанную последовательность действий.


За рубежом, например, рекомендуется обсуждать с детьми правила их поведения при развитии эпилептического приступа и закреплять полученные знания с помощью рисунков.

На приведенном рисунке (сделанном здоровым ребенком, посещающим дошкольное учреждение), показано одно из правил оказания помощи больному ребенку в случае развития тонико-клонического приступа: девочка со светлыми волосами намерена вставить ложку между зубами мальчика в приступе, а темноволосая девочка поправляет ее и объясняет, что этого делать нельзя.

В странах Западной Европы и США дети с риском развития эпилептических приступов носят специальные бpаслеты (таги), в которых хранятся краткие данные о характере их заболевания, правила оказания неотложной помощи и номера телефонов, по которым нужно связаться с родителями (опекунами) ребенка или с лечащим врачом.

Ребенок также может носить с собой кpупную плотную каpточку с данными о себе, принимаемых препаратах и с контактными телефонами родителей (опекунов) или врачей.

На оборотной стороне такой карты можно прочитать типичную инструкцию по оказанию помощи при эпилептическом приступе.


Рекомендации родителям о правилах поведения при возникновении

приступа и особенностях жизнедеятельности ребенка больного

эпилепсией

Существуют определенные правила поведения родителей при эпилептическом приступе у ребенка. При возникновении приступа:

- расстегнуть воротник и освободить от тесной одежды;

- удалить инородные предметы из полости рта;

- положить ребенка на спину и повернуть голову на бок;

- не пытаться разжать челюсти с помощью каких-либо предметов;

- не давать никаких лекарств и жидкостей через рот;

- измерить температуру;

- внимательно наблюдать за течением приступа;

- находиться возле ребенка до полного прекращения приступа.


Как помочь правильному социальному становлению ребенка с эпилептическими приступами?

Предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности, поскольку это - фундамент его дальнейшей взрослой жизни. Безусловно, спокойнее, когда ребенок всегда «на глазах», но гораздо важнее вашей самоуспокоенности дать ребенку шанс стать в будущем полноценным человеком, не нуждающемся в постоянной опеке близких. Как здоровые дети самостоятельно познают мир и действуют, исходя из собственного опыта, так же должны познавать мир и дети с эпилепсией, как бы ни было трудно смириться с этим их родителям.

Никогда не следует использовать эпилепсию как повод избежать каких-либо неприятных, или просто нежелательных для вас или ребенка действий. В семье не делайте поблажек ребенку с приступами и не ставьте его в исключительное положение по сравнению с братьями и сестрами. Он точно так же может исполнять поручения по дому - помогать уборке, мыть посуду и т. п. Приступы не должны быть использованы как повод для уклонения от неприятных обязанностей. Иначе, привыкая в детстве к подобным уловкам, ему и в дальнейшем захочется ими воспользоваться в трудных ситуациях, что, в свою очередь, может привести к психическим проблемам, связанным с нежеланием «расставаться» с приступами.


На уроках физического воспитания, если у ребенка нет приступов, можно под наблюдением педагога заниматься физкультурой.


Лечебная физкультура при эпилепсии.

ЛФК при эпилепсии назначается врачом.
Проводится лечебная гимнастика при эпилепсии, цель которой способствовать уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в головном мозге и обеспечить нормальный физиологичный тонус мышц.

Включаются упражнения на растяжение, расслабление, координацию движений, равновесие, дыхательные упражнения (полное и диафрагмальное дыхание), общеукрепляющие упражнения в медленном и среднем темпе.

Можно применять занятия на тренажерах: ходьбу на беговой дорожке и велотренажер в спокойном равномерном темпе, то есть, нет выраженного ускорения и замедления скорости движений. Обращаю внимание на то, что цель занятий на тренажерах при эпилепсии – ритмичность движений и дыхания, которые благоприятно влияют на гармонизацию головного мозга.

А также рекомендуется дозированная ходьба на природе медленная (со скоростью 60 – 80 шагов в минуту) или средняя (со скоростью 80-100 шагов в минуту). Во время дозированной ходьбы дышать только носом.

Полезно плавание под контролем инструктора.

Изотонические и изометрические упражнения можно делать только при условии, что пациент не будет задерживать дыхание на вдохе или выдохе во время нагрузки на мышцы.

!!! Очень важно:

1). Нужно следить, чтобы дыхание было только носом во избежание гипервентиляции легких, которая  опасна усилением судорожной готовности из-за избытка кислорода в крови. 2). Нельзя допускать задержку дыхания на выдохе в связи с подсознательным восприятием этого, как проявления судороги диафрагмы. 3). Растяжение и расслабление мышц происходит лучше на выдохе.

Рекомендуется контроль пульса с подсчетом резерва сердца. 100% резерва сердца при эпилепсии не используем, чтобы не допустить перевозбуждения ЦНС, возникающего при гипервентиляции легких. В зависимости от состояния пациента допустим физическую нагрузку, задействуя 70-80% резерва сердца.


Опасно ли работать за компьютером ребенку с эпилепсией?

Предположения о провоцирующем влиянии на приступы, работы за компьютером сильно преувеличены. Однако у людей с повышенной чувствительностью к световым мельканиям подобные опасения оправданы, хотя категорическим противопоказанием для работы с компьютером они не являются. При правильно подобранном лечении и соблюдении ряда защитных мер можно не лишать человека удовольствия (или необходимости) работы за компьютером. При этом желательно соблюдение некоторых правил:

- Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее см (для 14-ти дюймовых экранов).

- Экран монитора должен быть чистым с правильно отрегулированными параметрами изображения.

- Компьютер должен быть установлен в светлом помещении.

- Монитор необходимо расположить так, чтобы избежать бликов от окон или других источников света.

- При выборе монитора отдавать предпочтение стандарту SVGA с частотой разверстки не менее 60 гц.

- Исключить другие мониторы или телевизоры из поля зрения.

- Избегать программ, которые используют большую часть экрана в качестве светлого фона, или уменьшить рабочее окно программы с изменением фона окна на менее контрастный (желательно с наличием зеленых тонов).

- Избегать рассматривать мелкие детали изображения на экране с близкого расстояния.

- Постараться не работать за компьютером в возбужденном или переутомленном состоянии, при недосыпании. (работать не более 40мин.)



ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Да, ваш ребенок отличается от других детей,

ему труднее, чем обычному ребенку.

Но ему, так же как всем детям,

нужна любовь, ласка, игра

и общение с близкими людьми.

Его жизнь — это не только тренировки,

лечение, реабилитация

и специальные занятия,

это игра, радость и удовольствие,

без которых не бывает детства!

Я такой же, как все…»

Эпилепсией страдали многие великие люди: Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог, Жанна д Арк, Г. Флобер, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Св. Павел…

Для ребёнка, болеющего эпилепсией, важно, чтобы его не считали в чём-то ограниченным. Эпилептические приступы для большинства детей – лишь временные эпизоды в нормальной в остальное время жизни.


  • Не нужно напоминать ребёнку о болезни.


  • Не нужно обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребёнке.


  • Не нужно чрезмерной опеки и излишних ограничений.

Больной эпилепсией ребёнок может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих способностей (по согласованию с лечащим врачом). Адекватно подобранная физическая активность и активное общение со сверстниками и педагогами не могут отрицательно сказаться на течении заболевания.

Очень важно

Процент детей с эпилепсией, подлежащих дисквалификации, исключительно мал. Крупные социальные проблемы, которые имеют эти дети в связи с тем, что их окружение не принимает их, причиняют им гораздо больше горя, нежели приступы как таковые.


И всегда помните…



...Больной эпилепсией ребёнок в целом не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки.


А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. Эта особенность ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!