СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские страхи. Причины и последствия.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для стенда или папки - передвижки. На одном листе

Просмотр содержимого документа
«Детские страхи. Причины и последствия.»

Детские страхи. Причины и их последствия.

Страх обычно возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в жизни ребенка важную функцию. Это и своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней. Кроме того, страх может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования ребенка. А как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Существуют страхи, характерные для определенного возрастного периода, они отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных людей. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

Итак что же делать? Ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать ребенка послушными. Ребенку следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными ситуациями. Кроме того, не нужно стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью, только усиливают страх, а при отсутствии возможности выразить страх, пожаловаться маме и др. страх перейдет в более серьезные формы, например фобии и может остаться на всю жизнь или вылиться в серьезное заболевание, например заикание. Не стоит ребенка дошкольного возраста оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Если страхи уже есть и они доставляют много хлопот, что же делать?

  • Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

  • Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

  • Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

  • Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

  • Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

  • Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

  • Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить. Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

  • Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

  • Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется над вами. Ведь одновременно он смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победил его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

  • Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Источник информации:

https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-roditelyami/konsultazii-psichologa-dlya-roditeley/339-detskie-strachi-prichini-i-posledstviya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!