СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский проект 4 класс "Из чего состоит слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте мы приглашаем вас заняться разбором слов по составу,чтобы научиться этому или отработать знания по морфемике и навыки разбора слова по составу.

Просмотр содержимого документа
«Детский проект 4 класс "Из чего состоит слово"»

Исследовательский проект

«Из чего состоит слово?»

Многим из нас нравится разбирать, развинчивать любимые игрушки или другие предметы, чтобы посмотреть, что там внутри. Есть науки, которые занимаются изучением состава чего-либо. А в русском языке можно разобрать слово, чтобы узнать, как оно устроено, из каких частей оно состоит, какой смысл у каждой его части...

Уже в начальной школе мы знакомимся с темой «Состав слова» и учимся выделять в словах окончания, корни, суффиксы, приставки

Для чего нужно правильно выделять части слова (морфемы)?


Для того, например, чтобы не допускать орфографических ошибок.


Так, правильно подобрав однокоренные слова, можно не допустить ошибки в правописании корня.


В данном проекте мы приглашаем вас заняться разбором слов по составу, чтобы научиться этому или отработать знания по морфемике и навыки разбора слова по составу на "5 с плюсом"!!!


Исследование


Цель нашего исследования

  • Выяснить, влияет ли умение разбирать слова по составу на грамотность.

  • Развить навык разбора слова по составу по алгоритму.

  • Научиться распознавать и определять части слова.

  • Составлять слова по схеме.


Задачи:

  1. Собрать информацию о частях слова.

  2. Выявить значение суффиксов и приставок.

  3. Тренироваться в морфемном разборе слов.

  4. Создать информационный продукт.


Объект исседования:

Слова



Этапы проекта





Протокол проведения исследования

1. Выберите слово для разбора по составу._________________________________

2. Определите, к какой части речи оно относится.

    • Имя существительное

    • Имя прилагательное

    • Глагол

    • Имя числительное

    • Наречие

    • Причастие

    • Деепричастие

3. Образуйте различные формы слова (измените слово по падежам и числам).

Запиши не менее трех слов.___________________________________________

Для изменения формы слова можно воспользоваться словами-помощниками "есть", "нет", "рад", "любуюсь", "думаю"

(например, есть книга, нет книги, рад книге, любуюсь книгой, думаю о книге).

Выделите в анализируемом слове окончание._______________________

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Для определения окончания посмотри, какая часть слова изменяется в образованных формах слова

4. Подберите к данному слову как можно больше однокоренных слов.

Однокоренные слова - слова, близкие по значению и имеющие одинаковый корень. Постарайся подобрать не менее трех слов.____________________________________

Выделите корень._____________________________________

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один, два, и даже три корня. Чтобы определить корень в слове, выдели общую часть в однокоренных словах

5. Выделите суффикс, постарайтесь определить его значение, подберите и запишите несколько слов с таким же суффиксом._________________________

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. В слове может быть один и более суффиксов. Чтобы найти в слове суффикс, нужно подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня, и будет суффиксом.

Определяем значение суффикса 

  • Уменьшительно-ласкательное

Суффиксы -к-, -еньк-, -юшк-, -ок-, -чик-, -ик-

  • Увеличительное

-ин-, -ищ-

  • Профессия или род занятий

-тель-, -чик-, -щик-, -ник-, -ист-, -арь-, -ач-, -ер-, -ец-, -иц-

  • Житель какой-либо страны, города, края

-анин-, -янин-

  • Отчество

-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-,-овн-, -ович-

Выделяем второй, третий... суффиксы 

Запиши другие суффиксы, если они есть в исследуемом слове

6. Выделите приставку, определите ее значение, подберите и запишите несколько слов с такой же приставкой.______________________________________

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением. В слове могут быть не одна, а две и более приставки. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Определяем значение приставки.

 Все приставки в русском языке имеют лексическое значение. Например: приставка за- в одних случаях может обозначать начало действия (заговорить), в других случаях - достижение результата действия (завоевать).

    • Отсутствие или недостаток чего-либо

(без-, бес-, не-, недо-)

    • направленность движения, доведение действия до нужного предела

(в-, во-, вз-, взо-, воз-, вос-, до-, за-, из-, на-, низ-, нис-, о-, об-, обо-, у-)

    • Начало действия

(за-)

    • Чрезмерность чего-либо

(пре-)

    • Пространственная близость, присоединение, приближение, действие не в полном объеме

(при-)

    • Совместность, общность, взаимосвязь

(со-)

    • Сближение, соединение, скрепление чего-либо

(с-)

7. Отметьте все морфемы, которые есть в анализируемом вами слове.

Какие части слова есть в исследуемом слове? 

Выберите все подходящие варианты

    • Приставка

    • Корень

    • Суффикс

    • Окончание

Рисуем морфемную схему._____________________________________________

(последовательно части слова)

Подбираем слова по морфемной схеме.______________________________________

Очень часто в контрольных тестах нам предлагается подобрать слова по морфемной схеме.

8. Укажите слово, от которого образовано исследуемое слово. Отметьте, с помощью какого способа было образовано слово.

Например: прилагательное "садовый" образовано от существительного "сад", существительное "самолёт" образовано от двух слов: глагола "летать" и местоимения "сам".

Каким способом образовано слово.

 Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов.

    • Приставочным

    • Суффиксальным

    • Приставочно-суффиксальным

    • Сложением (или сложением с сокращением)

    • Бессуфиксальным

    • Переходом слов из одной части речи в другую

9. Поделитесь известными вам фактами об интересных и уникальных частях слова.

В описании проекта рассказано о слове, в котором нет корня (хотя в тестах и контрольных мы всегда пишем, что не бывает слов без корня), об уникальных приставках.

10. Придумайте или найдите шарады, связанные с морфемикой.

Корень извлечь из “начинки” несложно, Приставка в “сосуде” хранится надежно, Суффикс в “гудении” ясно услышишь. Вместе – на темы различные пишешь. Отгадал(а)?

Памятка

Разбор слова по составу.

1. Выберите слово для разбора по составу.

2. Определите, к какой части речи оно относится.

3. Образуйте различные формы слова (измените слово по падежам и числам).

Выделите в анализируемом слове окончание.

4. Подберите к данному слову как можно больше однокоренных слов.

Выделите корень.

5. Выделите суффикс.

Выделяем второй, третий... суффиксы 

6. Выделите приставку

7. Отметьте все морфемы, которые есть в анализируемом вами слове.

Рисуем морфемную схему (последовательно части слова)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя