Исследовательский проект
«Из чего состоит слово?»
Многим из нас нравится разбирать, развинчивать любимые игрушки или другие предметы, чтобы посмотреть, что там внутри. Есть науки, которые занимаются изучением состава чего-либо. А в русском языке можно разобрать слово, чтобы узнать, как оно устроено, из каких частей оно состоит, какой смысл у каждой его части...

Уже в начальной школе мы знакомимся с темой «Состав слова» и учимся выделять в словах окончания, корни, суффиксы, приставки
Для чего нужно правильно выделять части слова (морфемы)?
Для того, например, чтобы не допускать орфографических ошибок.
Так, правильно подобрав однокоренные слова, можно не допустить ошибки в правописании корня.
В данном проекте мы приглашаем вас заняться разбором слов по составу, чтобы научиться этому или отработать знания по морфемике и навыки разбора слова по составу на "5 с плюсом"!!!
Исследование
Цель нашего исследования
Выяснить, влияет ли умение разбирать слова по составу на грамотность.
Развить навык разбора слова по составу по алгоритму.
Научиться распознавать и определять части слова.
Составлять слова по схеме.
Задачи:
Собрать информацию о частях слова.
Выявить значение суффиксов и приставок.
Тренироваться в морфемном разборе слов.
Создать информационный продукт.
Объект исседования:
Слова
Этапы проекта
Протокол проведения исследования
1. Выберите слово для разбора по составу._________________________________
2. Определите, к какой части речи оно относится.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Наречие
Причастие
Деепричастие
3. Образуйте различные формы слова (измените слово по падежам и числам).
Запиши не менее трех слов.___________________________________________
Для изменения формы слова можно воспользоваться словами-помощниками "есть", "нет", "рад", "любуюсь", "думаю"
(например, есть книга, нет книги, рад книге, любуюсь книгой, думаю о книге).
Выделите в анализируемом слове окончание._______________________
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Для определения окончания посмотри, какая часть слова изменяется в образованных формах слова
4. Подберите к данному слову как можно больше однокоренных слов.
Однокоренные слова - слова, близкие по значению и имеющие одинаковый корень. Постарайся подобрать не менее трех слов.____________________________________
Выделите корень._____________________________________
Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один, два, и даже три корня. Чтобы определить корень в слове, выдели общую часть в однокоренных словах
5. Выделите суффикс, постарайтесь определить его значение, подберите и запишите несколько слов с таким же суффиксом._________________________
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. В слове может быть один и более суффиксов. Чтобы найти в слове суффикс, нужно подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня, и будет суффиксом.
Определяем значение суффикса
Суффиксы -к-, -еньк-, -юшк-, -ок-, -чик-, -ик-
-ин-, -ищ-
-тель-, -чик-, -щик-, -ник-, -ист-, -арь-, -ач-, -ер-, -ец-, -иц-
-анин-, -янин-
-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-,-овн-, -ович-
Выделяем второй, третий... суффиксы
Запиши другие суффиксы, если они есть в исследуемом слове
6. Выделите приставку, определите ее значение, подберите и запишите несколько слов с такой же приставкой.______________________________________
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением. В слове могут быть не одна, а две и более приставки. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Определяем значение приставки.
Все приставки в русском языке имеют лексическое значение. Например: приставка за- в одних случаях может обозначать начало действия (заговорить), в других случаях - достижение результата действия (завоевать).
(без-, бес-, не-, недо-)
(в-, во-, вз-, взо-, воз-, вос-, до-, за-, из-, на-, низ-, нис-, о-, об-, обо-, у-)
(за-)
(пре-)
(при-)
(со-)
(с-)
7. Отметьте все морфемы, которые есть в анализируемом вами слове.
Какие части слова есть в исследуемом слове?
Выберите все подходящие варианты
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Рисуем морфемную схему._____________________________________________
(последовательно части слова)
Подбираем слова по морфемной схеме.______________________________________
Очень часто в контрольных тестах нам предлагается подобрать слова по морфемной схеме.
8. Укажите слово, от которого образовано исследуемое слово. Отметьте, с помощью какого способа было образовано слово.
Например: прилагательное "садовый" образовано от существительного "сад", существительное "самолёт" образовано от двух слов: глагола "летать" и местоимения "сам".
Каким способом образовано слово.
Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов.
Приставочным
Суффиксальным
Приставочно-суффиксальным
Сложением (или сложением с сокращением)
Бессуфиксальным
Переходом слов из одной части речи в другую
9. Поделитесь известными вам фактами об интересных и уникальных частях слова.
В описании проекта рассказано о слове, в котором нет корня (хотя в тестах и контрольных мы всегда пишем, что не бывает слов без корня), об уникальных приставках.
10. Придумайте или найдите шарады, связанные с морфемикой.
Корень извлечь из “начинки” несложно, Приставка в “сосуде” хранится надежно, Суффикс в “гудении” ясно услышишь. Вместе – на темы различные пишешь. Отгадал(а)?
Памятка
Разбор слова по составу.
1. Выберите слово для разбора по составу.
2. Определите, к какой части речи оно относится.
3. Образуйте различные формы слова (измените слово по падежам и числам).
Выделите в анализируемом слове окончание.
4. Подберите к данному слову как можно больше однокоренных слов.
Выделите корень.
5. Выделите суффикс.
Выделяем второй, третий... суффиксы
6. Выделите приставку
7. Отметьте все морфемы, которые есть в анализируемом вами слове.
Рисуем морфемную схему (последовательно части слова)
