Урок литературы в 5 классе
Подготовила:Бакаева Хеда Вахаевна
" Детство и юность И. С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Знакомство с героями. Авторское отношение к героям".
Цели урока:
1) познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа "Муму";
2) дать учащимся первичное представление о барыне и Герасиме;
3) продолжить работу по развитию навыков анализа художественного текста и составления обобщающих таблиц;
Оборудование:
Презентация "Детство, юность и молодость Тургенева", компьютер, проектор, текст рассказа И. С. Тургенева "Муму".
Ход урока.
I. Выявление первичного впечатления учащихся от знакомства с рассказом Тургенева "Муму".
1) Кто из вас уже прочитал рассказ Тургенева "Муму"?
2) Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?
3) Кто из героев рассказа понравился вам? А кто не понравился? Почему?
II. Вступительное слово учителя.
Автором этого рассказа является известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – человек удивительной судьбы и писательского дарования. Не случайно, что именно его произведения первыми получили мировую известность и были переведены на многие языки мира.
III. Сообщение ученика о детстве, юности и молодости Тургенева.
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883 гг.)
Великий русский писатель. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах — Московском, Петербургском, Берлинском. Свой литературный путь Тургенев начал как поэт. В 1838—1847 гг. он пишет и печатает в журналах лирические стихотворения и поэмы («Параша», «Помещик», «Андрей» и др.).
На первых порах поэтическое творчество Тургенева развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты.
Перейдя в 1847 г. к прозе («Хорь и Калиныч» из будущих «Записок охотника»), Тургенев оставил поэзию, но в конце жизни создал замечательный цикл «Стихотворений в прозе».
Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Создал ряд социально-психологических романов — «Рудин» (1856), «Накануне» (1860) , «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети»(1862), повести «Лея», «Вешние воды», в которых вывел как представителей уходящей дворянской культуры, так и новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Его образы самоотверженных русских женщин обогатили литературоведение особым термином — «тургеневские девушки».
В поздних романах «Дым»(1867) и «Новь»(1877) изобразил жизнь русских за границей.
В конце жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.
Умер писатель 22 августа (3 сентября) 1883 в Буживале, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).
IV. Рассказ учителя о начале творческого пути Тургенева и истории создания рассказа "Муму".
Раннее творчество Тургенева – это стихотворения, несколько повестей и пьес. Но настоящий успех пришел к Ивану Сергеевичу вместе с публикацией рассказов "Записки охотника". Еще в детстве Тургенев, познав ужас крепостничества, дал Аннибалову клятву бороться с этим страшным врагом. "Записки охотника" и были первым произведением, в котором осуществился данный молодым писателем обет. А в 1852 году увидел свет рассказ "Муму", в котором Тургенев продолжил критику крепостничества как самого страшного зла. Интересна история создания этого рассказа. В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Тургенев, тяжело переживая сметь писателя, составил некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в "Московских ведомостях" статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на съезжей, помещении при полиции для арестованных, Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых помещиками крепостных слуг. Хлест розг, крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ "Муму".
V. Комплексная работа над 1-ой главой рассказ "Муму".
1) Лексический комментарий.
2) Чтение 1-го абзаца. Беседа.
1)Что мы узнали о барыне?
Живет в Москве, является вдовой, окружает себя многочисленной дворней.
2) Какие слова и выражения передают авторское отношение к ней? Каково это отношение?
"Доживала", "скупой и скучающей старости", "День… нерадостный и ненастный… прошел", "вечер … был чернее ночи" | Явно негативное. Нет никакого чувства жалости. |
3) Беседа с элементами чтения.
1) Другой герой, Герасим, глухонемой. Значит, о себе ничего сказать не может. Что же нам делать?
Обратить внимание на действия, поступки, внутреннее состояние героя и на авторские характеристики.
2) До своего переезда в город он жил и работал в деревне, как и другие крестьяне. Чем же он заслужил свой переезд из деревни в город?
Работой, отношением к ней.
- Найдите и прочитайте описание того, как трудился Герасим. Автор называет его работу
"неистомной". Какой смысл он вкладывает в это понятие?
Неистомная работа - работа без устали.
- Согласны ли вы с авторской оценкой труда Герасима? Почему?
Герасим с утра до вечера работает за четверых. Он пашет, косит, молотит, не зная усталости. И при этом, все, что он делает, он делает качественно.
- Что помогает Герасиму так работать?
Огромная физическая сила.
3) Настоящий богатырь Герасим. Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?
Барыня взяла его из деревни.
- Значит, барыня сильнее богатыря?
Нет. Просто барыня – помещица, а Герасим – крепостной, который полностью находится в ее власти.
4) Чем был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни?
Повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской.
- А чем был переезд в Москву для самого Герасима?
Чтобы помочь читателям понять это, автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений.
1) " … он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве" | 1) Сравнение указывает цену потери. ( Герасим лишился той почвы, которая питала его всю жизнь – деревенского быта, любимой работы.) |
2)"… недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого… взяли с нивы и … мчит…а куда мчит – Бог весть!" | 2)Сравнение указывает на наличие сил у Герасима и их качество. Силы есть, и они огромны. Но нужны ли они? |
3) "… лежал … неподвижно, как пойманный зверь". | 3) Сравнение указывает на состояние Герасима. ( Герасим испытывает страх, ужас от неизвестности, от близости чего-то страшного.) |
Переезд в Москву для Герасима – это сильнейший стресс и потрясение.
- Чем вызвано подобное состояние?
Несколькими причинами. Во - первых, оторванностью от родной почвы, во-вторых, временной потерей ориентира в происходящем, непониманием своего места в новой жизни, в-третьих, ощущением того, что теперь его судьбой распоряжаются другие.
-Но есть в 1-ой главе и еще одно сравнение. Что это за сравнение?
Сравнение Герасима с гусаком.
- Как автор сам поясняет это сравнение?
"…Гусь…птица важная и рассудительная". Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.
-Какие слова в этом пояснении – сравнении являются самыми важными?
Важный, рассудительный, степенный.
- Как вы понимаете значение этих слов?
Важный – гордый, рассудительный – благоразумный, степенный – серьезный.
- О чем эти слова говорят?
О том, что Герасим – человек гордый, рассудительный и серьезный.
- Подтвердите это примерами из 1-ой главы рассказа.
- А откуда у Герасима гордость, благородство и серьезность?
От осознания своего места в жизни.
-Какое же место определяет для себя Герасим?
Место крепостного, не обсуждающего приказы и распоряжения барыни, но знающего себе цену и свои права, поэтому не позволяющего всей остальной челяди нарушать их.
3) Составление таблицы.
Герои |
барыня | Герасим |
1) Вдова, окруженная многочисленной челядью и проживающая в Москве. | 1) Глухонемой одинокий богатырь, испытывающий стресс и потрясение от переезда в Москву. 2) Человек трудолюбивый, исполнительный, гордый, рассудительный и серьезный, осознающий свое место в жизни. |
VI. Подведение итогов.
1) О чем шла речь на уроке?
2) Что вы узнали на уроке о детстве и юности Тургенева, о начале его творческого пути и истории создания рассказа "Муму"?
3) С какими героями рассказа Тургенева вы познакомились на уроке? Что вы о них узнали?
VII. Домашнее задание:
1) повторить материал по теме урока;
2) подготовиться к работе по группам ( 1-я группа - "Герасим и дворовые люди"; 2-я группа - "Герасим и Татьяна"; 3-я группа - "Герасим и Муму".)
Приложение.
Крепостничество – общественный строй, основанный на крепостном праве и эксплуатации крепостных крестьян.
Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости.
Барыня – то же, что и помещица.
Помещица – землевладелица – дворянка.
Аннибалова клятва – клятва Ганнибала (карфагенского полководца) до конца своей жизни бороться с Римом. (Клятва Тургенева бороться с крепостничеством.)
Список используемой литературы.
1). Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. - М.: «Советская Россия», 1971. -
2). Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев - М.: «Просвещение», 1989. -
3). Литература (справочник) под редакцией Н.Г. Быковой - М.: «Слово», 1996.
4). Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. - М.: «Художественная литература», 1979.
5). Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев - художник слова. - М.: Издательство Московского университета, 1987