СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение среди подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. ... Также в психологии выделяют преддевиантный синдром: комплекс признаков, приводящих к устойчивому негативно-девиантному поведению. Он проявляется конфликтами с окружением, повышенной... 

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение среди подростков»

РЕФЕРАТ

 

«ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие девиантного поведения в психологии ………………………………….3

Глава 2. Виды социальных отклонений, их типология …………………………………...5

Глава 3. Причины возникновения девиантного поведения ………………………………8

Глава 4.  Методы изучения девиантного поведения ……………………………………...10

Заключение …………………………………………………………………………………….13

Список литературы …………………………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

ВВЕДЕНИЕ

Почему один человек добивается успеха ценой труда и усилий, а другой пытается получить «своё» исключительно незаконным путём? Почему первый страдает муками совести, а для второго нет никаких моральных принципов и ограничений? Как формируется тонкая грань между приемлемой и асоциальной деятельностью? 

Все эти вопросы волнуют учёных из различных отраслей: социологии, криминологии, психологии, психиатрии, медицины, философии. Существует  отдельная дисциплина — девиантология, возникшая на пересечении этих наук. Она занимается исследованием форм девиантного поведения, возможных причин девиаций и разработкой методов профилактики.

  Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель данного реферата заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

Абсолютное большинство исследователей, определяют девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от общепризнанных норм. И уже здесь возникает целый ряд вопросов, а именно: какие нормы следует брать во внимание? В какую сторону должно быть отклонение от нормы? С какого возраста мы можем говорить об отклонении от норм и, следовательно, о девиантном поведении? Почему и как происходит это отклонение? Наконец, норма, как ключ к девиантному поведению, категория в большей степени правовая и медицинская. Тогда в чем психологическая сущность отклоняющегося поведения? Попробуем порассуждать по поводу поставленных вопросов.

Доказано, что отклоняющееся поведение наблюдается как у психически больных, так и у психически здоровых людей. При этом и те, и другие могут нарушать социальные, нравственные, правовые и др. нормы. Разница лишь в подходах к коррекции отклоняющегося поведения. Если поведенческая девиация связана с психической патологией, то она требует психофармакологического лечения, а во всех остальных случаях упор делается на методы психологического воздействия.

Социальные нормы, регулирующие общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом могут включать в себя и нравственные и эстетические и правовые нормы. Социальные нормы определяют исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, границу, интервал допустимого поведения, деятельности людей. Социальная норма находит свое воплощение в законах и традициях, в образе жизни большинства населения. Так, правовые нормы оформлены в виде свода законов, и их нарушение влечет за собой наказание, предусмотренное по закону. Нарушение нравственных и эстетических норм вызывает общественное порицание, осуждение. В любом случае общество реагирует на нарушение санкциями по отношению к нарушителю. Исходя из этого, можно предположить, что когда мы говорим о девиантном поведении, то подразумеваем отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

Следующий, важный для понимания сущности девиантного поведения вопрос, в какую сторону должно быть отклонение от нормы. Если условно принять за норму нечто среднее, характерное для большей части людей, то отклонения от нормы будут наблюдаться в обе стороны, то есть иметь условно положительную и отрицательную направленность. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из «героев» и на 10-12% из «нарушителей». Следует ли считать девиантным отклонение в любую сторону, или только в сторону отрицательного, негативного?

Например, героизм и самопожертвование мы можем оценивать как поведение, отклоняющееся от обыденной нравственной жизни, поскольку оно не предписано социальными нормами. Тем не менее, общество обычно превозносит своих героев, их поступки популяризируют, с них берут пример.

С другой стороны, героизм не всегда одобряется обществом, он может и осуждаться, расцениваться как «никому не нужный», «бессмысленный». Это указывает на нарушение социальных ожиданий. Отсюда можно вывести, что девиантное поведение – это не просто отступление от общепринятых норм, но и несоответствие социальным ожиданиям, за которым следует осуждение (наказание) обществом. При этом в какую сторону сделано отступление, с плюсом или с минусом – не суть важно. Если поступок не соответствует социальным ожиданиям, то он всегда оценивается обществом со знаком «минус».

Другой аспект проблемы девиантного поведения связан с его возрастными границами. Мы должны признать, что изначально поведение маленького ребенка социально ненормативное. Нормы усваиваются им в процессе социализации. Например, никому не придет в голову назвать девиацией действия ребенка, испортившего какой-нибудь шедевр, хотя взрослого за подобное же осудили бы как вандала. В действиях малыша скорее бы усмотрели процесс изучения предмета и его функций. С какого же возраста тогда ненормативное поведение может считаться девиантным?

Вполне очевидно, что чтобы нарушить те или иные нормы, их надо сначала усвоить, признать за норму, целесообразную границу. Границы бывают внешними и внутренними по отношению к человеку. В качестве внешних границ, а значит и регуляторов поведения, можно назвать авторитеты, идеалы, референтные группы, социальные нормы и т.п.

Внешние границы изменяются с возрастом. Отклонение от них тоже рассматривается в рамках возраста. Поэтому об отклонении от социальной нормы, видимо, надо говорить лишь в тех случаях, когда поведение человека не соответствует возрастным нормам социализации личности.

Индивид в процессе жизнедеятельности усваивает общепринятые нормы, систему разрешенных и запретных действий («можно» - «нельзя»), которые исполняют роль внешних границ и с которыми человек соотносится, программируя свое поведение. Во взаимодействии со средой (в деятельности, активности, в образовании и воспитании, в усвоении социального опыта) происходит расширение или сужение границ, то есть их простраивание. Границы приобретают упорядоченность, обобщенность, нагруженность, объем, устойчивость и пр., другими словами, формируются их качественно-количественные характеристики.

Внешние границы в виде осознанных, принятых, усвоенных норм, превращаются во внутренние границы личности в виде ценностно-смысловых образований: установки, цели, направленности личности и ее компонентов (самооценка, уровень притязаний, образ «Я» и т.п).

Однако у части людей, которых мы именуем девиантными, внутренние границы по какой-то причине не могут реализоваться адекватно. Почему? Возможно, они оказались недостаточно простроенными (человек попал в чужую для него субкультуру, болезненное состояние и т.п.). Тогда внутренние границы могут характеризоваться неопределенностью, неупорядоченностью. Возможно также, что искажены какие-то другие количественно-качественные характеристики. Например, под влиянием психопатологии, криминальной субкультуры, у творческой личности может наблюдаться неоправданное увеличение объема границ, когда личность не принимает в расчет требования и нормы реальности. С другой стороны, границы могут быть слишком «жесткими», неизменными на протяжении длительного времени или, наоборот, слишком часто трансформироваться.

По нашему мнению, именно характер внутренних границ личности определяет ее поведение.

Из всего вышесказанного можно выделить наиболее существенные характеристики девиантного поведения:

·                     Девиантное поведение – это следствие недостаточной сформированности или искажения качественно-количественных характеристик внутренних границ личности.

·                     Девиантное поведение проявляется в неэффективности саморегуляции. Другими словами, «дефектность» внутренних границ не позволяет обеспечить полноценной саморегуляции поведения.

·                     Девиантное поведение ведет к нарушению взаимодействия человека с социумом (социальной дезадаптации), это всегда отклонение от социальных норм и ожиданий. 

ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ, ИХ ТИПОЛОГИЯ.

Существует несколько видов девиаций (отклонений):

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения:

- индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

- групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.

В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

-     Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

-     Особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

-     Сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

-     Личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

-     Счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

     5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Палитра отклонений в поведении людей довольно обширна, и оценить ее, выделить главное, существенное довольно сложно. Поэтому исследователи данной проблемы пытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу.

Достаточную известность имеет классификация И.С. Кона. Он делит девиантное поведение на две большие группы в зависимости от того, какие нормы нарушаются. Это, во-первых, поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья. Оно подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии (акцентуации характера, раздвоение личности, деперсонализация, депрессия и др.)  Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, правовые и культурные нормы, которое, в свою очередь, делится на делинквентное и криминальное поведение.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Типология отклоняющегося поведения (по Н.В. Вострокнутову).

Девиантное поведение понимается как ситуативно обусловленные, транзиторные реакции. Типичными проявлениями девиантного поведения являются подростковые реакции, протекающие с семейной, школьной дезадаптацией, трудностями общения. Например, оппозиционно-вызывающее, провокационно-агрессивное поведение, при котором отсутствуют действия, нарушающие закон или права других. К определенным стереотипам девиантного поведения относят следующие:

·                     систематическое уклонение от учебы, работы;

·                     уход из дома, бродяжничество;

·                     аддиктивное поведение (алкоголизация, наркотизация);

·                     аутоагрессия (самоувечье, самоубийство).

Делинквентное поведение – это повторяющиеся, асоциальные по своей направленности проступки детей и подростков, складывающиеся в определенный стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной опасности или недостижения возраста уголовной ответственности. Выделяют несколько видов делинквентного поведения:

1.   агрессивно-насильственное (грабежи, разбои, вандализм, садизм, поджоги и т.п.);

2.   корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта;

3.   ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия;

4.   антиобщественные действия сексуального характера.

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса. Другими словами, это самая «острая» форма девиантности.

Все эти типы встречаются в смешанном виде. И, как правило, криминальному поведению предшествуют девиантное и делинквентное.

 

ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.

2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

·                     конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

·                     новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);

·                     ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;

·                     изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);

·                     мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.

При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.

Так, например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

 

ГЛАВА 4.  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Социологические методы. Опросы и интервью.

Среди социологических методов, заимствованных девиантологами, числятся опросы и интервью. Основные этапы проведения опроса включают составление анкеты, ее пилотажную проверку, формирование выборки (с соблюдением репрезентативности), собственно опрос, обработка, анализ и интерпретация результатов.

По отношению к составлению анкеты важно соблюдать несколько принципиальных требований. Во-первых, тематический подбор вопросов, которые должны максимально соответствовать изучаемой проблеме. Во-вторых, приемлемая структура вопросов - закрытые и открытые вопросы Ответы на первый тип вопросов легче анализировать, но свободное мнение респондента в этом случае подгоняется под шаблон, что снижает информативность ответов. Свободные ответы информативны и отражают действительное мнение респондента, но их труднее анализировать. Так же необходимо следить за тем, чтобы вопросы не подталкивали респондента к какому-то определенному ответу. В третьих, вопросы должны формулироваться так, что бы респондент их легко понимал.

Разновидностью опросного метода можно считать интервью. Интервью делятся на структурированные (имеющие четкий план задаваемых вопросов), частично структурированные и не структурированные интервью.

Проводить интервью достаточно сложно, но информация получаемая в результате, обычно значительно глубже и интереснее, чем в опросах.

Далее, среди методов, заимствованных у социологов, стоит отметить метод анализа документов. Все документы можно условно разделить на две большие группы - личные и официальные. Среди последних особую группу составляют печатные издания - пресса. Поиск информации в официальных документах можно вести по-разному. Можно, например, сравнить между собой конкурирующие в печатных изданиях точки зрения по какому-то вопросу (скажем, по проблеме наркомании, или детской беспризорности). Можно составить рейтинг упоминаемых в прессе девиантологических проблем, или отдельно анализировать криминальную хронику. К официальным документам относится так же официальная статистическая информация.

Личные документы - это, прежде всего, дневники, письма и фотографии. Изучение писем и фотографий позволяет реконструировать внутренний мир человека. В этом случае взгляды, привычки и проблемы человека предстают перед исследователем в чистом виде. Изучая личные документы, ученый получает бесценную возможность взглянуть на интересующие его проблемы глазами того, кого он изучает. Во вторую очередь к личным документам следует относить документы в буквальном смысле - свидетельства, удостоверения, характеристики и прочее.

Психологические методы. Опросники и тесты.

С помощью тестовых методик диагностируются преимущественно психические свойства, интеллектуальные, профессиональные и творческие способности, тогда как посредством опросных исследуются характерологические особенности, свойства личности, структура мотивации и т.д. Между опросниками и тестами существует разница, носящая принципиальный характер. Прежде всего, тест сопоставляет результаты данного испытуемого с имеющейся нормой, и, следовательно, возможности его применения, как метода, тем меньше, чем менее определенно то нечто, что с его помощью изучается. Опросник же является инструментом осведомления исследователя о субъективном мнении испытуемого - даже если с его помощью опосредованно изучаются достаточно «чистые» психологические свойства.

Применение тестовых и опросных методик имеет ряд сложностей.

Сложности, связанные с достоверностью полученной информации:

-          соответствие методики проблеме (должна измерять именно то, что нужно);

-          адекватность ответов испытуемых (точность, искренность, отсутствие в таковых социально желательного компонента);

-          субъективность исследователя в интерпретации полученных результатов.

Эксперимент.

Так называемый «классический эксперимент» состоит в следующем: объект подвергается воздействию каких-либо факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен. Опасности для исследователя здесь состоят в том, что возникает соблазн считать, что те изменения, которые он фиксирует, происходят именно из-за его воздействия. Исследователю надлежит принимать во внимание иные факторы, кроме привнесенных им, а так же учитывать возможное действие факторов остаточных, неучтенных. В этом смысле многие сравнительные эмпирические исследования, строго говоря, нельзя назвать экспериментом.

Так, если сопоставляются те или иные свойства в группах, между которыми имеется очевидное качественное различие, то даже если эти свойства также окажутся достоверно разными, то все-таки останется не выясненным вопрос, что именно обусловило эти различия? Иногда такие исследования пытаются называть «констатирующим экспериментом», но это не верно. Всякий эксперимент обязательно констатирует какой-нибудь факт (даже такой: «Ничего установить не удалось»), - но не всякое исследование есть эксперимент, и некоторые из них могут называться лишь измерением - не более.

Наблюдение.

Здесь ученый становится непосредственными участником тех процессов, которые он изучает. Погружаясь в изучаемую социальную реальность, глядя на события глазами участника, ученый должен проникнуть в специфику мироощущения интересующей его категории людей. Стоит заметить, что обычно подобная информация исследователю оказывается недоступной, ведь проникнуть в суть жизненного мира какой-либо социальной группы, можно только став своим в ней. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия - включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Вообще же, наблюдение - метод общенаучный. Необходимо особо подчеркнуть, что оно приобретает и сохраняет статус научности только тогда, когда не является пассивным созерцанием, и не выхватывает из увиденного бессистемных, случайных впечатлений, к тому же пропущенных сквозь фильтр интересов, установок и предубеждений.

Научность наблюдения обеспечивается следующим:

-     строгим планированием того, что именно надлежит увидеть;

-     заранее определенными критериями того, как выявить искомое;

-     фиксацией результатов наблюдения (по заранее составленной схеме).

Беседа.

Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Самоотчеты и самоописания.

При изучении вопросов, связанных с отклоняющимся поведением, анализ таких источников может дать исследователю неоценимую информацию. Причем она может быть использована в трех наиболее широких аспектах:

-     с диагностическими целями по отношению к конкретному индивиду;

-     с диагностическими целями, связанными с выявлением в таких самоописаниях наиболее типичных черт, присущих этой категории людей;

-     в терапевтическом плане - как способ самоанализа.

Подводя итоге в разговоре о методах изучения девиантного поведения, следует сказать о различии между методами качественными и количественными. Они особенно эффективны в больших масштабах - когда нужно отразить состояние больших групп людей или наиболее общие закономерности. К этим методам относятся в первую очередь опросы, формализованные интервью и анализ официальных документов.

Качественные методы более глубоки, и нацелены на обнаружение особенного. Исследователь пытается выявить смысл, который люди вкладывают в свое поведение и в свои переживания. Обработка данных, собранных с помощью качественных методов подразумевает их содержательную интерпретацию. Помимо этого, правда, может быть осуществлен статистический анализ встречаемости каких-либо содержательных категорий - так происходит индуктивный переход от единичного, особенного - к общему, типичному.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?).

Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

 

 


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Арымбаева К. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения / К. Арымбаева // Поиск. Серия гуманитарных наук. – 2006. - № 4. – С. 296-300.

2.        Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – Москва, 2013.

3.        Вострокнутов Н.В. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности. Методические рекомендации / Н.В. Вострокнутов, Е.Г. Дозорцева, Л.О. Пережогин, В.В. Русина. - Москва: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2009.

4.        Галич Г.О. Корчагина Л.Н., Тупарева Н.В. Диагностика и коррекция девиантного поведения детей // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. - № 24. – С. 607-611.

5.        Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 273 с.

6.        Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – Москва, 2009.

7.        Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – Москва, 2012.

8.        Манапова Е.И. Психология девиантного поведения. – Омск, 2014.

9.        Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – Москва, 2010.

10.    Хомич А.В. Психология девиантного поведения. – Москва: Педагогика и психология, 2009.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!