Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации
Слохова Н.О., преподаватель
Темы раздела:
Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации.
Понятие девиантного поведения, классификация его видов.
Профилактика, методы коррекции девиантного поведения.
«Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили...
Поздно учли...
Нет, не рождаются трудными дети —
Просто им вовремя не помогли.»
Дезадаптация — это исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность её формирования.
Школьная дезадаптация - нарушение взаимодействия между личностью ребёнка и школьной средой.
Причины школьной дезадаптации
- несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;
- несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
- неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;
- неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.
Признаки школьной дезадаптации
Негативное эмоциональное отношение к школе
Высокая устойчивая тревожность; повышенная эмоциональная лабильность; двигательная расторможенность
Низкая работоспособность
Трудность общения с учителем и сверстниками
Причины школьной дезадаптации
Особенности процесса обучения
Насыщенность программ, быстрый темп урока, школьный режим, большая численность детей в классе, шум на переменах.
Неправильное поведение педагога
Дезадаптация, вызванная этими причинами, именуется дидактогенией , ей более подвержены дети физически ослабленные, медлительные в силу особенностей темперамента, педагогически запущенные, имеющие низкий уровень развития умственных способностей
Вариант дезадаптации в этом случае называется дидаскалогенией . Этот вид дезадаптации часто проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок наиболее зависим от учителя.
Проблема адаптации в ДОУ
Грубость, бестактность, жестокость, невнимательное отношение к индивидуальным особенностям и проблемам детей могут вызвать серьезные нарушения в поведении ребенка.
К наиболее надежным предвестникам школьной дезадаптации относят следующие особенности ребенка, проявляющиеся в условиях детского сада:
В наибольшей степени возникновению дидаскалогений способствует авторитарный стиль общения учителя с детьми.
агрессивное поведение в игре, низкий статус в группе, социально-психологический инфантилизм.
Особенности семейного воспитания
У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности.
Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у своих детей.
Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.
Методики диагностики школьной дезадаптации
Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан )
Назначение: методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-11 лет.
Инструментарий: для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б – для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально.
Инструкция: сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.
Обработка результатов:
Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.
Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное.
Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10 .
Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также
анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на
картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу,
или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый
материал для качественного анализа данных
№ картинки
2
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу»
Девочка болеет дома, а те, которые идут в школу, ей завидуют
№ картинки
«Благополучные ответы»
4
«Неблагополучные ответы»
Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая маме
Мама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет
№ картинки
5
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водить
Кто-то разбил цветок. Учительница ругается. Мальчик (который стоит ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные заступаются
№ картинки
8
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
Мальчик дома делает математику. Он любит математику
Мальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится
№ картинки
9
«Благополучные ответы»
«Неблагополучные ответы»
Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостно
С девочкой (справа) поссорились и не разговаривают. Она говорит: «Вы дуры». Злится