СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дезадаптация (понятие, причины и методы коррекции). Материал к учебному занятию. Преподаватель Слохова Н.О.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мультимедийной презентации рассмотрены: понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации; понятие девиантного поведения, классификация его видов; профилактика, методы коррекции девиантного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Дезадаптация (понятие, причины и методы коррекции). Материал к учебному занятию. Преподаватель Слохова Н.О.»

Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации Слохова Н.О., преподаватель

Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации

Слохова Н.О., преподаватель

Темы раздела: Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации. Понятие девиантного поведения, классификация его видов. Профилактика, методы коррекции девиантного поведения.

Темы раздела:

Понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации.

Понятие девиантного поведения, классификация его видов.

Профилактика, методы коррекции девиантного поведения.

«Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли... Нет, не рождаются трудными дети — Просто им вовремя не помогли.»

«Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили...

Поздно учли...

Нет, не рождаются трудными дети —

Просто им вовремя не помогли.»

Дезадаптация — это исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность её формирования. Школьная дезадаптация - нарушение взаимодействия между личностью ребёнка и школьной средой. Причины школьной дезадаптации несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости; несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы); неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием; неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.

Дезадаптация — это исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность её формирования.

Школьная дезадаптация - нарушение взаимодействия между личностью ребёнка и школьной средой.

Причины школьной дезадаптации

  • несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;
  • несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
  • неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;
  • неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.
Признаки школьной дезадаптации Негативное эмоциональное отношение к школе Высокая устойчивая тревожность; повышенная эмоциональная лабильность; двигательная расторможенность Низкая работоспособность Трудность общения с учителем и сверстниками

Признаки школьной дезадаптации

Негативное эмоциональное отношение к школе

Высокая устойчивая тревожность; повышенная эмоциональная лабильность; двигательная расторможенность

Низкая работоспособность

Трудность общения с учителем и сверстниками

Причины школьной дезадаптации

Особенности процесса обучения

Насыщенность программ, быстрый темп урока, школьный режим, большая численность детей в классе, шум на переменах.

Неправильное поведение педагога

Дезадаптация, вызванная этими причинами, именуется дидактогенией , ей более подвержены дети физически ослабленные, медлительные в силу особенностей темперамента, педагогически запущенные, имеющие низкий уровень развития умственных способностей

Вариант дезадаптации в этом случае называется дидаскалогенией . Этот вид дезадаптации часто проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок наиболее зависим от учителя.

Проблема адаптации в ДОУ

Грубость, бестактность, жестокость, невнимательное отношение к индивидуальным особенностям и проблемам детей могут вызвать серьезные нарушения в поведении ребенка.

К наиболее надежным предвестникам школьной дезадаптации относят следующие особенности ребенка, проявляющиеся в условиях детского сада:

В наибольшей степени возникновению дидаскалогений способствует авторитарный стиль общения учителя с детьми.

агрессивное поведение в игре, низкий статус в группе, социально-психологический инфантилизм.

Особенности семейного воспитания У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

Особенности семейного воспитания

У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности.

Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у своих детей.

Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

Методики диагностики школьной дезадаптации Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан ) Назначение: методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-11 лет.  Инструментарий: для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б – для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Инструкция: сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Методики диагностики школьной дезадаптации

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан )

Назначение: методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-11 лет.

Инструментарий: для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б – для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Инструкция: сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Обработка результатов: Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное.  Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10 . Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных

Обработка результатов:

Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное.

Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10 .

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также

анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на

картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу,

или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый

материал для качественного анализа данных

№ картинки 2 «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы» Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу»  Девочка болеет дома, а те, которые идут в школу, ей завидуют

№ картинки

2

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу»

Девочка болеет дома, а те, которые идут в школу, ей завидуют

№ картинки «Благополучные ответы» 4 «Неблагополучные ответы» Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая маме Мама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет № картинки 5 «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы» Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водить Кто-то разбил цветок. Учительница ругается. Мальчик (который стоит ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные заступаются

№ картинки

«Благополучные ответы»

4

«Неблагополучные ответы»

Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая маме

Мама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет

№ картинки

5

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водить

Кто-то разбил цветок. Учительница ругается. Мальчик (который стоит ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные заступаются

№ картинки 8 «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы» Мальчик дома делает математику. Он любит математику Мальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится № картинки 9 «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы» Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостно С девочкой (справа) поссорились и не разговаривают. Она говорит: «Вы дуры». Злится

№ картинки

8

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

Мальчик дома делает математику. Он любит математику

Мальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится

№ картинки

9

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостно

С девочкой (справа) поссорились и не разговаривают. Она говорит: «Вы дуры». Злится


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!