СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Диафрагмальное дыхание»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Диафрагмальное дыхание в вокальном пении"

Просмотр содержимого документа
««Диафрагмальное дыхание»»

Тема занятия: «Диафрагмальное дыхание»


Цель:развитие вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального музицирования, включив в него работу по оцениванию учебных достижений учащихся

Задачи занятия по вокалу:

  • Рассказать о строении голосового аппарата, показать строение голосового аппарата (Приложение №2).

  • Рассказать о нижнереберном диафрагмальном дыхании.

  • Подготовить дыхательную систему, мышечную систему и голос к вокальной работе. Включить и активизировать дыхательную систему, дыхательные мышцы, координацию. Добиться правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики (Приложение №1)

  • Добиться плавного певческого вдоха.

  • Активизировать певческую опору.

  • Добиться чистой интонации в упражнениях.

  • Добиться чистой интонации в пении.

  • развитие способности эстетического сопереживания действительности, миром человеческих эмоции, чувств, жизненных реалий;

  • осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность;

  • развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;

  • развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке,желание исполнять ее;

  • всестороннее развитие музыкального слуха- мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового.

  • формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;

  • прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения;

  • формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения с музыкой;

  • приобщение учащихся к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления;

  • стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге;

  • обучение учащихся пользоваться различными техническими средствами.


    Характеристики обучения:


    Метод обучения: Беседа понятие о строении голосового аппарата и бережном отношении к нему, практическое занятие с демонстрацией изображения строения дыхательного аппарата – распевание-упражнения на диафрагмальное дыхание и подготовка к пению, индивидуально-групповая практика – создание образа песни через средства музыкальной и художественной выразительности как в индивидуальном исполнении так и в ансамбле, получение удовольствия от исполнения, расширение музыкальной культуры, эмоциональных впечатлений.

    Приемов обучения: стилевого подход, творчество, системный подход, импровизации и сценического движения.

    СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется и нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

    ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих: тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.

    МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями.

    Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:

    - постановка дыхания;

    - работа над расширением певческого диапазона;

    - развитие музыкального слуха и ритма.

    Средство обучения: микрофон, электроаппаратура, компьютер, фортепиано. Учебные пособия ( Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. (Приложение №1) Строение голосового аппарата (Приложение №2)

    Этапы оценочного компонента (оценивание должно стимулировать вокалистов для определения дальнейших целей!):

  • Постановка задачи (что предстоит сделать и как можно использовать навык диафрагмального дыхания);

  • План деятельности (распевание, характеристика песни и исполнение);

  • Критерии оценивания;

  • Оценивание (оценочно-результативное)- обратная связь с педагогом, активизация самоконтроля;

  • Выработка дальнейших целей.


    «5»: Правильное применение мышечной системы в вокальном исполнении: дыхательная система, дыхательные мышцы, координация. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.

    «4»: Частичное применение мышечной системы в вокальном исполнении: дыхательная система, дыхательные мышцы, координация. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.

    «3»: Частичное применение мышечной системы в вокальном исполнении: дыхательная система, дыхательные мышцы, координация, но только с помощью учителя. Частое нарушение пения в унисон.

    «2»: Не применение мышечной системы в вокальном исполнении: дыхательная система, дыхательные мышцы, координация. Исполнение песни не в унисон.



    План занятия: 

    1Беседа о строении голосового аппарата и гигиене голоса. Дыхательная гимнастика.

  • Подготовительная часть.

  • Рассказ о строении голосового аппарата, показ строения голосового аппарата (Приложение №2)

  • Гортань.Диафрагма.Легкие.Рассказ о гигиене голоса.Болезни.Общее состояние голосового аппарата.

  • Дыхательная гимнастика.

  • Комплекс дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой (Приложение №1):

  • «Насос»

  • «Обними себя»

  • «Большой маятник»

  • Дыхательная ритмика.

    2: Работа над певческим вдохом. Подготовительная часть.

  • Упражнения, направленные на правильный, плавный певческий вдох:

  • Плавный вдох.

  • Плавный вдох на три счета.

  • Плавный вдох на три счета и плавный выдох на три счета...вдох.

  • Упражнения, которые активизируют певческую опору:

  • «Кшш», повторить 3 раза.

  • «Кшш-ссс-прр», повторить 3 раза. Последний звук продлить.

  • «Кшш-ссс-прр», сверху вниз по 5, 3, 1 ступеням мажорного трезвучия. Добавить приседание с пружиной на последнем звуке.

    3: Работа над голосом, работа над интонацией ( дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой. (Приложение №1)


  • Упражнения, направленные на активизацию певческой опоры.

  • «Прр-прр-кшш», по звукам трезвучия сверху вниз.

  • «Пить-лить-ввить», по 1, 3, 5 ступеням трезвучия вверх.

  • «Ввилили-ввилили-ввилили», по 5, 3, 1 ступеням трезвучия вниз.

  • Упражнение, направленное на собранный звук, глиссандо и открытый звук.

  • «Дадада-аааа», тройное «да» на 1 ступени мажорного трезвучия, третью «да» открываем на звук «а» вверх глиссандо до 5 ступени.

  • Упражнение, направленное на выравнивание регистров.

  • «Да-а-а-о-о-о-да», вверх и вниз по мажорному трезвучию 1-3-5-1-5-3-1.


    4: А)Техника безопасности при пении

  • Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:

  • Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки наполнены водой.

  • Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани. Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.

  • Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за притока крови.

  • Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.

  • Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.

  • Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.

  • Не пойте “всухую” — смачивайте периодически горло простой водой: безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.

  • И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении.

    Б) Для исполнения песни требуется отличное диафрагмальное дыхание, потому что мелодический план обращает на себя внимание прежде всего драматической контрастностью музыкальных образов. Припев написан в двухчастной репризной форме с наибольшей разработочной "серединой", поэтому форма всей песенной строфы в целом приближается к сложной двухчастной. Секвенционное развитие мелодии постепенно расширяет ее диапазоны, создается реальное ощущение переклички различных хоровых групп. Контрастируя с суровой, эпически сдержанной первой частью, припев, с его решительным призывными интонациями и звонкой имитационной перекличкой отдельных хоровых групп, отличается яркостью, ритмической импульсивностью и вместе с тем интонационной открытостью. Светлое звучание одноименного мажора дает возможность полнее ощутить эмоциональный сдвиг, ярче прозвучать торжественно-ликующему заключению "Гимна".

    5: Оценочно – результативный компонент:

    А) Вокалисты отработали или не точно выполнили плавный певческий вдох, что позволило бы плавно вести вокальную строчку в песне «Гимн демократической молодёжи мира» — советской песни, написанной А. Новиковым и Л. Ошаниным? Удалось или нет передать драматическую контрастность музыкальных образов? Помогли ли упражнения добиться исполнение на диафрагмальном дыхании?Правильно ли распределено дыхание в соответствии с главными словами в литературном тексте?

    В) Определение цели и задач на следующий урок.












    Педагог Гуткнихт Э.Р.


  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!