Итоговая аттестация
Диагностическая работа
В 5 классе
выполнил: учитель истории
и обществознания
Муратов Р.Ф.
Задание №1.
Название: Тест по теме: »Жизнь первобытных людей»
Автор: Муратов Р.Ф.
Класс: 5
Предмет: история
Предметный планируемый результат:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
Формулировка задания: тест
Базовый уровень:
1.Древнейшие люди первые появились на Земле:
а) 100 тысяч лет назад;
б) 10 тысяч лет назад;
в) 2 миллиона лет назад.
2. Первое орудие труда первобытного человека:
а) плуг;
б) заостренный камень;
в) мотыга.
3. Древнейшие люди жили не в одиночку, а группами, названными учеными:
а) человеческими стадами;
б) родовыми общинами;
в) соседскими общинами.
4. Выжить суровыми и морозными зимами первобытному человеку помогло:
а) умение пользоваться огнем;
б) умение строить землянки из глины;
в) умение запасать продукты питания впрок.
5. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) железо;
б) бронза;
в) медь.
6. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:
а) охота;
б) собирательство;
в) рыболовство.
7. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:
а) старейшинами;
б) вождями;
в) царями.
8. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:
а) душа;
б) оборотень;
в) идол.
Повышенный уровень:
9. Жители соседской общины помогли друг другу:
а) вырубить лес;
б) пасти скот;
в) выращивать урожай на участках;
г) рыть пруды;
д) изготавливать орудия труда;
е) осушать болота.
10. Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:
а) скотоводство;
б) ремесло;
в) собирательство.
Высокий уровень:
(Работа с источниками)
… Весть, которую принесли соседи, была радостной. Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья.
…Когда из кустов появилась горбатая спина рыжего мамонта, люди рассыпались цепью. Задымился костер, и едва костер разгорелся, охотники разобрали пылающие головни и двинулись на зверя. Нужно было заставить животное пойти к горам. Там, в узком месте, находилась давно приготовленная ловчая яма, прикрытая стволами деревьев и зелеными кустами дерна.
Вначале мамонт не обращал внимания на людей. Потом их крики и дым ему надоели. Медленно переставляя толстые ноги и обрывая траву, он пошел вдоль реки. Охотники забежали сбоку и, размахивая головнями, направили его к ловчей яме. Вблизи ямы один из охотников метнул в мамонта копье. Оно ударило в основание хобота. Мамонт заревел. Просвистело еще несколько копий. С грузным топотом, забыв об опасности, могучее животное бросилось вперед. Толстый хобот взвился над длинными бивнями, и зверь, подмяв тонкие стволы, рухнул в яму.
Загонщики издали ликующий крик. Один из охотников длинной жердью с подвязанным на конце острым кремнем рассек шею животного. Охотники такими же топорами надрубили могучий хобот. Мамонт упал. Еще один охотник бесстрашно вскочил на него и вспорол мохнатое, вздымающееся в судорожном дыхании брюхо…
11.
Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?
12.
Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?
Инструмент проверки: ключ к тесту
1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – а; 5 – в; 6 – б; 7 – а; 8 – а; 9 – а, г, е; 10. 1- в, 2 – а, 3 – б.
11. Загонная охота; 12. «Мамонт – могучее животное, и людям было очень трудно с ним справиться, имея лишь дубины, каменные топоры и ножи, копья с каменными наконечниками»
Задание №2.
Тема: Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Название: КОЗ
Класс: 5
Предмет: история
Метапредметный планируемый результат:
Целевые установки: В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
Структура КОЗ:
1.Стимул: А вы хотите поработать в роли историков-исследователей? Давайте попробуем. Для этого я вам предлагаю следующие задания.
2.Задачная формулировка:
Изучите отрывки из поэм “Илиада”и ”Одиссея”.
Проанализируйте их и сделайте вывод о том, чем занимались древние греки.
Распределите эти занятия по степени значимости для греков.
Аргументируйте свой ответ.
3.Источник:
Хрестоматия по истории древнего мира.
Карта Древней Греции.
4.Инструмент проверки:
Модельный ответ.
Греки занимались земледелием , выращиванием оливок и винограда, ремеслом и торговлей, мореплаванием. Наиболее значимыми для греков были разведение оливок и выращивание винограда, ремесло и торговля, мореплавание, которым способствовали природные условия Греции и не способствовали земледелию, так как в Греции не было полноводных рек и плодородных почв, потому что местность была гористой.
Задания | Критерии оценивания | Баллы | Общее количество баллов |
1.Определение занятий греков. | Указаны: - 6 занятий - 5 занятий - 4 занятия - 3 занятия - 1-2 занятия | 5 4 3 2 1 | 5 |
2. Расположение по степени значимости. | Самостоятельно С помощью учителя Не выполнено | 2 1 0 | 2 |
3. Аргументация ответа. | Самостоятельно С помощью учителя Не выполнена | 2 1 0 | 2 |
Аналитическая шкала
9-8 баллов – оценка «5»
7-6 баллов – оценка «4»
5-4 балла – оценка «3»