Ответы к заданиям
Вариант 1.
№ задания Ответ
1- 4
2 - 2
3 -4
4 -2
5 -2
6 -1
7 -3
8- 2
9- 35
10- 4
11- 24
14 -142
12. Обозначьте на контурной карте границы державы царя Ашоки в III в. до н.э.
Указания по оцениванию | Баллы |
Полностью правильно обозначена граница | 2 |
Граница не полностью правильно обозначена (отдельные участки границы не обозначены) | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
13. Обозначьте на контурной карте (подпишите названия в соответствующих местах) две самые широкие и полноводные реки Индии.
Указания по оцениванию | Баллы |
Правильно обозначены реки Инд и Ганг | 2 |
Правильно обозначена только одна река | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
15. Прочтите список исторических деятелей, терминов, названий.
1) ном; 2) ил; 3) Нил; 4) Верхнее и Нижнее царства; 5) красно-белая корона; 6) Мемфис.
Опираясь на знание истории, напишите небольшое сочинение, в котором будут
использованы все элементы из представленного списка.
В сочинении приведите факты, которые соответствуют исторической действительности.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если приведённые учащимся факты свидетельствуют о том, что он неправильно определил эпоху (период, событие, явление, процесс), которой должно быть посвящено сочинение, или факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают содержание и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса), то по критерию К1 выставляется 0 баллов и сочинение дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3, К4) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов
.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Пример исторического сочинения.
«На северо-востоке Африки, на берегах реки Нил возникло одно из древнейших
государств – Древний Египет. Разливы реки оставляли на полях плодородный ил и
позволяли получать хорошие урожаи. Древнеегипетская цивилизация начиналась
с городов-государств. Их называли номами. Более 40 номов часто воевали друг с другом из-за земли. Постепенно номы объединялись в союзы, которые образовали два царства. Южное царство назвали Верхним, поскольку оно находилось в верховьях Нила, а северное – Нижним, поскольку оно располагалось в низовьях Нила.
Царства жили не в мире. Войны между ними закончились победой Верхнего
царства. Победивший царь короновался сразу двумя коронами – красной и белой.
Красно-белая корона стала одним из символов объединенного Египта. Это
случилось в 3000 году до н.э. Столицей объединённого Египта стал город Мемфис»
| Критерии оценивания | Баллы |
К1 | Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике которой могут быть использованы элементы из списка | 1 |
Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка | 1 |
Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике которой могут быть использованы элементы из списка ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса) | 0 |
К2 | Использование элементов из списка | 3 |
Корректно использованы все элементы из приведённого списка | 3 |
Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно) | 2 |
Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно) | 1 |
Корректно использованы один-два элемента из приведённого списка. ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно. ИЛИ Элементы из списка не использованы | 0 |
К3 | Отсутствие фактических ошибок | 2 |
Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются) | 2 |
Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла | 1 |
Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла | 0 |
| Форма изложения | 1 |
К4 | Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 |
| Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 |
| Максимальный балл | 7 |
Ответы к заданиям
Вариант 2.
№ задания Ответ
1- 3
2 - 2
3 - 3
4 - 1
5 - 4
6 - 3
7 - 3
8- 4
9- 23
10- 2
11- 23
14 -251
12. . Обозначьте на контурной карте границы китайского государства при Цинь Шихуане в 3 в. До н. э..
Указания по оцениванию | Баллы |
Полностью правильно обозначена граница | 2 |
Граница не полностью правильно обозначена (отдельные участки границы не обозначены) | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
13. Обозначьте на контурной карте (подпишите названия в соответствующих местах) две самые главные реки Китая
Указания по оцениванию | Баллы |
Правильно обозначены реки Хуанхэ и Янцзы | 2 |
Правильно обозначена только одна река | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
15. Прочтите список исторических деятелей, терминов, названий.
1) шумеры; 2) Тигр и Евфрат; 3) глина; 4)клинопись; 5)Вавилон; 6) Хаммурапи.
Опираясь на знание истории, напишите небольшое сочинение, в котором будут
использованы все элементы из представленного списка.
В сочинении приведите факты, которые соответствуют исторической действительности.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если приведённые учащимся факты свидетельствуют о том, что он неправильно определил эпоху (период, событие, явление, процесс), которой должно быть посвящено сочинение, или факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают содержание и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса), то по критерию К1 выставляется 0 баллов и сочинение дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3, К4) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Пример исторического сочинения.
«Шумеры были древним народом, проживавшим между реками Тигр и Евфрат. Здесь возникло одно из самых древних государств – Междуречье (Двуречье). Это произошло около пяти тысяч лет назад. Жители Междуречья занимались земледелием и строили каналы для орошения. В этом районе не было ни гор, ни лесов, поэтому основным строительным материалом была глина. Глиняные кирпичи обжигали прямо под солнцем.
В Двуречье была создана особая письменность – клинопись. Для письма использовали глиняные таблички и специальные заостренные палочки.
Самым главным и богатым городом в Двуречье был Вавилон, а самым могущественным правителем – царь Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э. Хаммурапи прославился созданием первых письменных законов, которые отличались суровостью наказания»
| Критерии оценивания | Баллы |
К1 | Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике которой могут быть использованы элементы из списка | 1 |
Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка | 1 |
Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике которой могут быть использованы элементы из списка ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса) | 0 |
К2 | Использование элементов из списка | 3 |
Корректно использованы все элементы из приведённого списка | 3 |
Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно) | 2 |
Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно) | 1 |
Корректно использованы один-два элемента из приведённого списка. ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно. ИЛИ Элементы из списка не использованы | 0 |
К3 | Отсутствие фактических ошибок | 2 |
Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются) | 2 |
Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла | 1 |
Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла | 0 |
| Форма изложения | 1 |
К4 | Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 |
| Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 |
| Максимальный балл | 7 |
Максимальный балл – 24.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
0-5 «2»; 6-12 «3»; 13-18 «4»; 19-24 «5»