Национальное исследование качества образования НИКО 2014
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году диагностической работы
по МАТЕМАТИКЕ
7 класс
Подготовлена Негосударственным образовательным учреждением «Московский центр непрерывного математического образования» (МЦНМО)
НИКО 2014. МАТЕМАТИКА, 7 класс
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
2
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения в 2014 году диагностической работы по МАТЕМАТИКЕ
1. Назначение КИМ
Диагностическая работа проводится в рамках национального исследования качества образования для анализа состояния математического образования в основной школе, в том числе с учетом принятия Концепции развития матема-тического образования в РФ, а также введения двухуровневой модели ЕГЭ.
Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осу-ществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муници-пальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание диагностической работы определяется Федеральным компо-нентом государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Содержание диагностической работы соответствует Федеральному госу-дарственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
диагностической работы
Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р, принятым в со-ответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 «О мерах по реализации гос-ударственной политики в области образования и науки», утверждена Концеп-ция, определяющая базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Согласно Концепции математическое образование должно, с одной стороны, «предостав-лять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе», с другой – «обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая под-готовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание мате-матики, математические исследования, работу в сфере информационных техно-логий и др.». Кроме того, «в основном общем и среднем общем образовании
НИКО 2014. МАТЕМАТИКА, 7 класс
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
3
необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их за-просами к уровню подготовки в сфере математического образования».
Отбор содержания, а также разработка структуры КИМ осуществляются в соответствии с указанными положениями, а также с учетом нормативных до-кументов, определяющих структуру и содержание КИМ для проведения основ-ного государственного экзамена (ОГЭ) по математике (www.fipi.ru).
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основно-го общего образования.
4. Структура КИМ
Работа состоит из двух основных частей, включающих 14 заданий, и одной дополнительной части, включающей 3 задания.
Ответом в заданиях части 1 (1–9) является или целое число, или десятич-ная дробь, или последовательность цифр. Задание считается выполненным, ес-ли верный ответ записан в бланке ответов № 1 в той форме, которая предусмот-рена инструкцией по выполнению задания.
В заданиях части 2 (10–14) требуется записать решение и ответ или только ответ в специально отведённом для этого поле.
Часть 3 является дополнительной, её выполнение необязательно. Верное решение всех заданий этой части оценивается дополнительной отметкой «5».
В заданиях части 3 (15–17) требуется записать решение и ответ или только ответ в отведённом для этого поле.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В работе представлены задания по следующим темам:
? натуральные числа (арифметические действия над натуральными чис-лами, степень с натуральным показателем и др.);
? дроби (обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сравнение дро-бей, арифметические действия с обыкновенными дробями, нахождение части от целого и целого по его части, десятичная дробь, сравнение де-сятичных дробей, арифметические действия с десятичными дробями);
? измерения, приближения, оценки (единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости; размеры объектов окружающего ми-ра; проценты, нахождение процента от величины и величины по ее про-центу; отношение, выражение отношения в процентах; пропорция; округление чисел; прикидка и оценка результатов вычислений);
? уравнения (уравнение с одной переменной, корень уравнения; линейное уравнение);
? текстовые задачи (решение текстовых задач арифметическим и алгеб-раическим способами);
НИКО 2014. МАТЕМАТИКА, 7 класс
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
4
? геометрические фигуры и их свойства (начальные понятия геометрии, измерение геометрических величин);
? представление данных в виде таблиц.
В диагностическую работу включены задания на проверку математических умений и навыков, необходимых человеку в современном обществе, а также на проверку метапредметных умений. В работе проверяется:
? сформированность понятийного аппарата по проверяемым разделам со-держания;
? знание основных правил и формул, умение их применять;
? умение оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
? умение извлекать и анализировать информацию, представленную в таб-лицах;
? умение представлять информацию с использованием символьной запи-си, чертежей, схем;
? умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
? владение навыками решения широкого спектра учебных задач.
6. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Задания 1–15 имеют базовый уровень сложности.
Задания 16 и 17 имеют повышенный уровень сложности.
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Система оценивания частей 1 и 2
Максимальный балл за выполнение частей 1 и 2 равен 18.
Каждое из заданий 1–9 считается выполненным верно, если на него дан правильный ответ в виде целого числа, или конечной десятичной дроби, или последовательности цифр.
Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 4, 5, 7, 8 оценивается 1 баллом.
Правильное выполнение каждого из заданий 2, 6 и 9 оценивается 2 балла-ми.
Выполнение каждого из заданий 2, 6 и 9 не более чем с одной ошибкой (указание одного неверного утверждения в дополнение ко всем верным либо указание только верных утверждений, количество которых на единицу меньше требуемого) оценивается 1 баллом.
Если при выполнении задания 2, 6 или 9 допущено две и более ошибок, за это задание выставляется 0 баллов.
НИКО 2014. МАТЕМАТИКА, 7 класс
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
5
В заданиях 11, 12 и 13 должно быть дано верное решение, в котором про-ведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к от-вету, получен верный ответ.
Правильное решение каждого из заданий 11–13 оценивается 1 баллом.
Правильное решение задания 14 оценивается 2 баллами. В задании 14 должен быть представлен верный чертеж.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0–5
6–10
11–15
16–18
Система оценивания части 3
Правильное решение каждого из заданий 15–17 оценивается 1 баллом.
В задании 15 должно быть дано верное решение, в котором проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, полу-чен верный ответ.
Задание 16 считается выполненным верно, если на него дан правильный ответ.
В задании 17 должен быть представлен верный чертеж.
За верное выполнение всех заданий части 3 ставится дополнительная отметка «5».
Выставление отметок за выполнение лишь некоторых заданий дополнительной части возможно по усмотрению учителя. Запрещается выставление неудовлетворительных отметок, поскольку выполнение заданий части 3 необязательно.
8. Продолжительность диагностической работы
На выполнение диагностической работы по математике даётся 70 минут.
На выполнение заданий части 1 отводится 35 минут, в конце этого времени бланк ответов на задания части 1 сдаётся. На выполнение заданий части 2 и ча-сти 3 также отводится 35 минут. Между выполнением заданий частей 1 и 2 предусмотрен перерыв 10 минут.
9. Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой.
НИКО 2014. МАТЕМАТИКА, 7 класс
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
6
Приложение
Обобщенный план варианта диагностической работы
по МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень)
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный.
№ п/п
Проверяемые требования (умения)
Коды прове-ряемых требо-ваний (по КТ)1
Коды про-веряемых элементов содержания (по КЭС)2
Уро-вень сложности зада-ния
Макси-мальный балл за вы-полнение задания
Примерное время вы-полнения задания обучаю-щимся (в минутах)
Часть 1
1
Проверка владения навыками решения учебных задач
1.1
1.1.2
Б
1
3
2
Проверка знания основных правил и формул, умения их применять
1.1
1.1.4, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.4, 1.5.4
Б
2
3
3
Проверка владения навыками решения учебных задач
3.1
3.1.2
Б
1
4
4
Проверка владения навыками решения учебных задач
5.1
7.1.1, 7.5.4
Б
1
5
5
Проверка владения навыками решения учебных задач
1.3
1.5.4, 1.5.5
Б
1
4
6
Проверка сформированности понятий-ного аппарата по проверяемым разде-лам содержания
1.1
1.2.6
Б
2
4
7
Проверка умения применять изученные понятия, результаты, методы для реше-ния задач практического характера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах
7.1
1.5.1, 1.5.2
Б
1
2
8
Проверка умения извлекать информа-цию, представленную в таблицах
7.6
8.1.1
Б
1
3
9
Проверка умения оценивать логиче-скую правильность рассуждений, рас-познавать логически некорректные рас-суждения
7.8
1.1.2
Б
2
7
Часть 2
10
Проверка сформированности понятий-ного аппарата по проверяемым разде-лам содержания
1.1
1.1.4, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.4, 1.5.4
Б
1
3
11
Проверка владения навыками решения учебных задач
1.3
1.2.2, 1.2.5
Б
1
7
1 Использован Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного госу-дарственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (www.fipi.ru).
2 Использован Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (www.fipi.ru).
НИКО 2014. МАТЕМАТИКА, 7 класс
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
7
12
Проверка владения навыками решения учебных задач
1.3
1.1.2
Б
1
7
13
Проверка умения применять изученные понятия, результаты, методы для реше-ния задач практического характера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах
7.7
1.1.2, 1.2.2, 1.2.5
Б
1
10
14
Проверка умения представлять инфор-мацию с использованием символьной записи, чертежей, схем
5.2
7.1.1
Б
2
8
Часть 3 (дополнительная)
15
Проверка владения навыками решения учебных задач
1.1
1.2.2, 1.2.5
Б
1
16
Проверка знания основных правил и формул, умения их применять
1.1, 1.3
1.1.4, 1.1.5
П
1
17
Проверка умения представлять инфор-мацию с использованием символьной записи, чертежей, схем
5.2
7.1.1, 7.5.4
П
1
Всего 14 заданий обязательных частей и 3 задания дополнительной части; из них 15 заданий базового уровня и 2 задания повышенного уровня.
Максимальный балл за выполнение заданий основных частей – 15, дополнительной части – 3.
Время выполнения диагностической работы – 70 минут.