Русский язык. 6 класс
Вариант 1
1
Прочитайте текст и перепишите его без ошибок.
(1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом – своего рода суперобложкой.
(4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками. (5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку – заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц.
(По Ю.С. Рябцеву)
2
Прочитайте текст задания 1 и выполните задания 2-8
Опираясь на текст, продолжите предложение. Выпишите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска.
Рассказывая о том, как писали первую заглавную букву, автор объясняет происхождение выражения
Ответ: ________________________
4
3
5
Из предложений 3-5 выпишите слова, описывающие действия, которые производились в целях сохранности старинных книг.
Ответ: _________________________
Укажите стиль речи.
Ответ: ____________________________
Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК.
Ответ: ________________________________
6
9
7
Из предложения 3 выпишите имя существительное, в составе которого есть суффиксы.
Ответ: _________________________
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу
Ответ: _________________________
8
Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение. Укажите номер этого сложного предложения.Конец формы
Ответ: ________________________
Прочитайте слова. Сравните произношение и правописание слов. В квадратных скобках укажите звук, который произносится на месте выделенных в этих словах согласных:
ложка - [ ]
кошка- [ ]
глазки- [ ]
каски-[ ]
Что происходит с согласными в словах ложка, глазки? Допишите предложение, вставив на месте пропуска слово (сочетание слов).
При стечении согласных в середине слов происходит
Ответ: _______________________________
10
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слово. Запишите подобранные вами слова.
прим…рить ( врагов) ________________
посв...тиь (фонарём) ___________________
ск…нировать (документ) ________________
св..рить (суп) __________________________
Ответ: ___________________________________
11
Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.
об…езд (препятствия)
(из) теляч..ей (кожи)
(бушевала) в..юга
(они) улыбают..ся
(начал) борот..ся
Выпишите слово, в котором на месте пропуска не должно быть никакой буквы.
Ответ: _____________________________-
12
В каком из выделенных слов правописание окончания зависит от склонения имени существительного? Выпишите это слово.
(по) УЗКИМ (улочкам)
БЕЖИТ ( ручей)
(они) УЛЫБАЮТСЯ
(встретили на) ПЛОЩАДИ
(рядом с) БАБУШКОЙ
Ответ: _________________________
13
Узнайте по этимологической справке, какое слово с непроверяемой гласной в корне пропущено в предложении. Запишите это слово.
Чтобы ваш тайный покровитель и дальше помогал вам, мысленно нарисуйте красочную, радостную картину.
Этимологическая справка: аква – в латинском языке обозначает «вода».
Ответ: ________________________
14
По началу текста определите тип речи и укажите его.
Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр…
Ответ: _________________________________-