СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Представленная работа поможет учителю в подготовке школьников к ЕГЭ
2018. БИ. ДЫХАНИЕ
(ЕГЭ 12) Для дыхания человека характерны:
1) зависимость от содержания углекислого газа в крови
2) рефлекторная регуляция
3) автоматия
4) зависимость от содержания кислорода в крови
5) независимость от работы дыхательного центра продолговатого мозга
|
|
|
(ЕГЭ 12) Выберите особенности строения дыхательной системы человека.
1) наличие диафрагмы
2) двойное дыхание
3) лёгкие представляют собой полые мешки
4) воздухоносные пути представлены системой трахей
5) дыхательная поверхность лёгких около 100 м2
6) альвеолярное строение лёгких
|
|
|
156
(ЕГЭ 12) Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение гортани», и запишите цифры, под которыми они указаны
|
|
|
|
|
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между заболеванием и системой органов, для которой это заболевание характерно.
ЗАБОЛЕВАНИЕ СИСТЕМА ОРГАНОВ
А) плеврит 1) сердечно-сосудистая
Б) туберкулёз 2) дыхательная
В) гипертония
Г) варикоз
Д) астма
Е) миокардит
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
221121.
(ЕГЭ 13) Установите соответствие между животным и органом, с помощью которого оно дышит.
ЖИВОТНЫЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
А) дождевой червь 1) легкие
Б) акула 2) жабры
В) зеркальный карп 3) всей поверхностью тела
Г) водяной уж
Д) большой прудовик
Е) амеба
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 |
(ЕГЭ 14) Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение дыхательных мышц
2) рецепторы гортани
3) центр продолговатого мозга
4) чувствительный нейрон
5) исполнительный нейрон
|
|
|
|
|
|
24351
(ЕГЭ 14) Установите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха то поступления кислорода в ткани. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) лёгкие
2) трахея
3) носоглотка
4) бронхи
5) кровь
6) гортань
7) ткани
|
|
|
|
|
|
|
3624157.
(ЕГЭ 20) Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных. Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гликолиз | 2) лизосома | 3) митохондрия | 4) кровеносная |
5) пищеварительная | 6) межклеточная жидкость | 7) цитоплазма клетки | 8) фотолиз |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
5713.
(ЕГЭ 20) Вставьте в текст «Газообмен у человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ГАЗООБМЕН У ЧЕЛОВЕКА
В газообмене у человека участвуют две системы: дыхательная и _____(А). Атмосферный воздух попадает в организм человека через носовую или ротовую полость, откуда поступает в гортань и далее через _____(Б) и бронхи в лёгкие. В лёгких происходит газообмен между воздухом и _____(В), в результате чего кровь насыщается кислородом. С током крови _____(Г) поступает к органам и тканям, где снова происходит газообмен. Из крови в ткани поступает кислород, а из тканей в кровь — углекислый газ. _____(Д) будет удалён из крови при газообмене в лёгких.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) кислород
2) углекислый газ
3) кровеносная
4) покровная
5) трахея
6) глотка
7) кровь
8) лимфа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
В газообмене у человека участвуют две системы: дыхательная и кровеносные. Атмосферный воздух попадает в организм человека через носовую или ротовую полость, откуда поступает в гортань и далее через трахею и бронхи в
лёгкие. В лёгких происходит газообмен между воздухом и кровью, в результате чего кровь насыщается кислородом. С током крови кислород поступает к органам и тканям, где снова происходит газообмен. Из крови в ткани поступает кислород, а из тканей в кровь — углекислый газ. Углекислый газ будет удалён из крови при газообмене в лёгких.
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Ответ: 35712.
(ЕГЭ 21) Изучите таблицу 1 «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Выберите верные утверждения.
1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.
2) В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем во альвеолярном.
3) Количество углекислого газа во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.
4) Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.
5) Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание.
Пояснение.
Правильный ответ:
1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.
4) Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.
Неверные утверждения:
2) При выдохе к альвеолярному воздуху примешивается воздух, который находится в органах дыхания и воздухоносных путях, поэтому в выдыхаемом воздухе кислорода содержится больше, чем во альвеолярном.
3) Количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе 4%, а во вдыхаемом воздухе 0,03, т.е. меняется значительно.
5) Пребывание людей в закрытых помещениях приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. Человек при дыхании выделяет углекислый газ, воду, тепло (летучие продукты жизнедеятельности), которые накапливаются и вызывают перечисленные нарушения. Но данный вывод нельзя сделать по предложенной таблице.
|
|
Ответ: 14.
(ЕГЭ 22) Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клетке и процесса их горения в неживой природе.
Сходство: сложные вещества распадаются до более простых с выделением энергии. Различия: биологическое окисление происходит под действием ферментов, оно происходит медленно (ступенчато), часть энергии запасается в форме АТФ.
(ЕГЭ 26) Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?
1) Подготовительная стадия энергетического обмена: сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы) разлагаются до простых органических веществ (аминокислот, жирных кислот, моносахаров). Энергия, которая при этом выделяется, рассеивается в форме тепла (АТФ не образуется).
2) Гликолиз происходит в цитоплазме. Глюкоза окисляется до двух молекул пировиноградной кислоты (ПВК), при этом образуется 4 атома водорода и энергия на 2 АТФ. В бескислородных условиях из ПВК и водорода образуется молочная кислота (молочнокислое брожение) либо спирт и углекислый газ (спиртовое брожение).
3) В присутствии кислорода продукты гликолиза (ПВК и Н) окисляются в митохондриях до углекислого газа и воды, при этом образуется энергия на 36 АТФ