СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический инструментарий для выявления уровня творческого потенциала младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческого потенциала детей младшего школного возраста

Просмотр содержимого документа
«Диагностический инструментарий для выявления уровня творческого потенциала младших школьников»

(СЛАЙД 1) Диагностический инструментарий для выявления уровня творческого потенциала младших школьников

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

  Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

С 2015 года лицей работает над инновационным проектом «Психоло-педагогическое сопровождение развития ТП младших школьников»


Понятие творческого потенциала изучается специалистами в области философии, психологии, педагогики, социологии, экономики. Опыт изучения творчества накоплен в психолого-педагогических трудах как отечественных так и зарубежных исследователей (Льва Семеновича Выготский, Якова Александровича Пономарева, Павла Максимовича Якобсона (Джой Пола Гилфорда, Элис Пол Торренс и др.)

Но, несмотря на это, в современной психолого-педагогической науке понятия «творчество», «творческий потенциал», «креативность» – трактуются неоднозначно.

(СЛАЙД 2) В своей работе мы понимаем творческий потенциал «как интегративную характеристику личности, включающую в себя ценностно-смысловое отношение школьника к деятельности, самостоятельность в поступках, в выборе принимаемых решений и удовлетворенность самореализацией». Данное определение дано Ниной Ивановной Тимаковой

(СЛАД 3) За основу структуры творческого потенциала личности, берем следующие компоненты, выделенные Курышевой Инна Валерьяновна. В каждом компоненте выделяем 4 составляющие:

- мотивационный (уровень и своеобразие интересов и увлечений личности, заинтересованность и активность участия в творческой деятельности, доминирование познавательной мотивации);

- эмоциональный (эмоциональное отношение к творческому процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный фон, богатство переживаний и др.);

- интеллектуальный (оригинальность, адаптивность, гибкость, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций, уровень творческого воображения и др.);

- волевой (способность к саморегуляции и самоконтролю, самостоятельность, качества внимания, способность к волевому напряжению, требовательность к результатам своего творчества) [60, с.12].


При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как и предметные знания, поэтому в школе, особенно начальной, нужно развивать творчество.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, мы создаём определенные условия, и вводим ребенка в творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.


На первом этапе работы в рамках инновационного проекта проводился теоретический анализ проблемы формирования и развития интеллектуально-творческого потенциала детей и разработка адекватного диагностического инструментария, для выявления уровня развития творческого потенциала младших школьников и последующего мониторинга. Для каждого компонента был подобран диагностический инструментарий.

Методики подбирались действенные, простые в обработке, т.к. учитывалась занятость педагогов.

(СЛАЙД 4)

  1. Мотивационный компонент

Детям предложили опросник, содержащий 35 вопросов, каждый начинается со слов « нравится ли вам…»

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

(СЛАД 5)

  • математика и техника; (слайд)

  • гуманитарная сфера;

  • художественная деятельность;

  • физкультура и спорт;

  • коммуникативные интересы;

  • природа и естествознание;

  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

(СЛАЙД 6) После проведённого опроса и обработки данных были выявлены склонности и интересы детей младшего школьного возраста:

Дети 1-х классов предпочитают ходить в лес, наблюдать и ухаживать за растениями и животными, рисовать, петь, танцевать, помогать родителям, ходить в магазин, убирать.

Детям 2-х классов нравится играть в игры, общаться, гулять, посещать выставки, рисовать, петь, танцевать, ходить в лес, наблюдать и ухаживать за растениями и животными.

У учащихся третьих классов наиболее выражены интересы в области гуманитарной сферы, им нравится читать, изучать языки, отгадывать кроссворды, викторины, рисовать, петь, танцевать, заниматься спортом, посещать секции и кружки.

Дети 4-х классов отдают предпочтение занятиям спортом, посещениям секций и кружков, прогулкам в лес, им нравится наблюдать и ухаживать за растениями и животными, помогать родителям, ходить в магазин, убирать.

(СЛАЙД 7)

На родительских собраниях был проведён опрос родителей. Для этого использовали опросник зарубежных исследователей Ф.Татл и Л. Беккер, целью которого является определение степени выраженности потенциальных возможностей ребёнка, и опросник «Способности вашего ребёнка» (родители могут определить, в чём талантлив ребёнок, к какой области творческой деятельности он склонен).

По результатам опросника родителям даны рекомендации по изучению интересов и склонностей собственных детей.

  1. Интеллектуальный компонент

(СЛАЙД 8)

Для изучения уровня логических операций младших школьников мы использовали тест, разработанный Э.Ф Замбацявичене (1984). Этот тест составлен по принципу, использованному Р. Амтхауэром, и включает 1-2 классы - 4 субтеста по 10 проб в каждом, 3-4 классы – 5 субтестов

Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналоги, пятый - зависимость между числами.


Тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе. Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей.

Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа.

(СЛАЙД 9 ) Суммируя количество баллов всех четырех блоках, получаем общий показатель развития логических операций ребенка. Выявляется уровень развития интеллектуальных операций:

- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

- ВЫШЕ СРЕДНЕГО

- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

- НИЖЕ СРЕДНЕГО

- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ


Полученные результаты не дают возможности для конкретного определения умственного развития детей. Они определяют, прежде всего, степень развитости общих способностей за период обучения в школе.

Проанализировав данные, выявили, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в I—II классах и заметно снижается в III классе.

Поэтому дальнейшая работа строится на поддержании интеллектуального компонента на параллели 1, 2 классов; и параллели 3 и 4 классов не допустить дальнейшего снижения.



(СЛАЙД 10)

  1. Эмоциональный компонент

(Диагностика эмоционального развития

Цветовой тест эмоциональных состояний)

Для определения настроения ребенка на занятиях провели цветовой тест эмоциональных состояний, так как всем известно, что плохое настроение ребенка могут повлиять на успешность его деятельности.

Детям предложили выбрать из 8 цветных квадратов, тот квадрат, который похож на его настроение во время занятия каким-либо видом творческой деятельности.

(СЛАЙД 11)

  1. Выбрать квадрат, который похож на твоё настроение на уроках ИЗО

  2. Выбрать квадрат, который похож на твоё настроение на уроках технологии.

  3. Выбрать квадрат, который похож на твоё настроение на уроках пения.

  4. Выбрать квадрат, который похож на твоё настроение, когда ты учишь стихи или делаешь пересказ рассказа.

  5. Выбрать квадрат, который похож на твой настроение, когда ты танцуешь.

  6. Выбрать квадрат, который похож на твоё настроение на уроках математики.

  7. Выбрать квадрат, который похож на твоё настроение, если ты пошёл в поход или на экскурсию.

  8. Выбрать квадрат, который похож на твоё настроение, когда ты наблюдаешь за природой.


Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка можно понять, насколько комфортны для него занятия.

По результатам диагностики, выявили, что дети младшего школьного возраста ощущают эмоциональный дискомфорт на занятиях математикой, заучивании стихов и при пересказе текстов. Таким образом, необходимо обратить внимание на развитие памяти и мышления детей.

(СЛАЙД 12)

  1. Волевой компонент


(Методика "Изучение саморегуляции" (У. В. Ульенкова, 1994)

Для определения уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности использовали методику «Изучения саморегуляции»

(СЛАЙД 13)

Детям предлагалось в течение 15 минут писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом определённые правила: ( писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. )

Фиксировалось качество самоконтроля по ходу выполнения задания и в результате определили уровень сформированности саморегуляции по 5 уровням

(характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании)

В основном дети принимали задание полностью, сохраняли цель до конца; работали сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе. Учащиеся показали хорошие результаты.

(работали в основном точно, если и допускали отдельные ошибки, то при проверке замечали и самостоятельно устраняли их; не спешили сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносили поправки, делали все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.)

(СЛАЙД 14, 15)

  1. Сводные таблицы.

В дальнейшем, на основании результатов диагностики, по каждому ребенку разработали сводные таблицы, в которых отобразили данные по каждому компоненту ТП. Согласно этим данным учителям и родителям даются рекомендации, выстраиваются индивидуальные маршруты для каждого учащегося.

(На слайде показывается пример)

Слайд 16 фото

Предлагаются различные методы развития творческих способностей детей:

Педагоги могут развивать творческие способности младших школьников как на уроках, так и во внеурочное время. Родители могут развивать творческие способности во время совместных игр дома, на отдыхе, при подготовке к школьным мероприятиям. Предлагая им разнообразные творческие задания, происходит формирование таких важных личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, появляется интерес к школьным предметам. Принимая участие в конкурсах, дети начинают понимать значимость учебного процесса. На развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте оказывают творческий подход учителя к педагогической деятельности и отношение семьи.


Вывод:

  1. Данные методики, кроме диагностической функции, помогут в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка гармоничным.

  2. Помогут активизировать работу с родителями, подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой проблемой.

  3. Педагоги могут выявить зоны для развивающей работы, как с детьми, так и с их родителями.

Таким образом, работая над развитием творческого потенциала младших школьников, надеемся, что в конечном итоге будут достигнуты результаты по развитию личности школьника, его творческих способностей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!