СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными детьми.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными детьми.»


Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными детьми.



Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.

Одаренных детей от сверстников отличают такие качества как:

  • любознательность;

  • надситуативная активность (познавательная самодеятельность);

  • высокий уровень развития логического мышления;

  • повышенный интерес к дивергентным задачам;

  • оригинальность мышления;

  • гибкость мышления;

  • легкость генерирования идей (продуктивность мышления);

  • легкость ассоциирования;

  • способность к прогнозированию;

  • высокая концентрация внимания;

  • отличная память;

  • способность к оценке;

  • особенности склонностей и интересов и др.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной устойчивости.

2. Формирование навыков саморегуляции.

3. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

4. Формированию коммуникативных навыков;

Планируемые результаты:

1.​ Развить творческие и интеллектуальные способности каждого.

2.​ Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.

3.​ Снизить уровень тревожности.



Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. 

Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Диагностическая работа не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендации по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т.п.

Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей и в ней можно выделить несколько этапов:

1. изучение запросов;

2. формулировка психологической проблемы;

3. выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена;

4. выбор методов диагностики;

5. применение отобранных методов;

6. формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития;

7. разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей программы;

8. реализация этой программы;

9. контроль за её осуществлением.


Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы или методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовых обследованиях лучше применять экспресс - методики или методики, в основе которых лежат переменные, легко интерпретируемые для неспециалистов - учителей, родителей, администрации.

При коррекционной и развивающей работе необходимо знать индивидуально - психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и состояния клиентов.

«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Поэтому диагностика проходит в два этапа:

  1. Диагностика по выявлению одаренных учащихся.

  2. Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.

На первом этапе диагностики  мы используем следующие методики:

 - Тест  «Школьная мотивация» Лускановой.  Направленность (доминирующая мотивация) личности.

 - Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание Закончи рисунок.

 - Тесты интеллекта Равенна (невербального),

 Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативностии достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.

В своей работе мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных,  учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров.

На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

С этой целью мы  используем следующие методики:

- Тесты интеллекта ТУР (вербального)

-  Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов

- Методика «Профиль»

- Опросник типа мышления.



педагог-психолог С.Л. Гаспарян


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!