Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными детьми.
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.
Одаренных детей от сверстников отличают такие качества как:
любознательность;
надситуативная активность (познавательная самодеятельность);
высокий уровень развития логического мышления;
повышенный интерес к дивергентным задачам;
оригинальность мышления;
гибкость мышления;
легкость генерирования идей (продуктивность мышления);
легкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания;
отличная память;
способность к оценке;
особенности склонностей и интересов и др.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной устойчивости.
2. Формирование навыков саморегуляции.
3. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
4. Формированию коммуникативных навыков;
Планируемые результаты:
1. Развить творческие и интеллектуальные способности каждого.
2. Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.
3. Снизить уровень тревожности.
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека.
Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Диагностическая работа не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендации по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т.п.
Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей и в ней можно выделить несколько этапов:
1. изучение запросов;
2. формулировка психологической проблемы;
3. выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена;
4. выбор методов диагностики;
5. применение отобранных методов;
6. формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития;
7. разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей программы;
8. реализация этой программы;
9. контроль за её осуществлением.
Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы или методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовых обследованиях лучше применять экспресс - методики или методики, в основе которых лежат переменные, легко интерпретируемые для неспециалистов - учителей, родителей, администрации.
При коррекционной и развивающей работе необходимо знать индивидуально - психологические особенности, основные потребности и ценностные ориентации, эмоциональные тональности и состояния клиентов.
«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Поэтому диагностика проходит в два этапа:
Диагностика по выявлению одаренных учащихся.
Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.
На первом этапе диагностики мы используем следующие методики:
- Тест «Школьная мотивация» Лускановой. Направленность (доминирующая мотивация) личности.
- Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание Закончи рисунок.
- Тесты интеллекта Равенна (невербального),
Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативностии достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
В своей работе мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных, учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров.
На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
С этой целью мы используем следующие методики:
- Тесты интеллекта ТУР (вербального)
- Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов
- Методика «Профиль»
- Опросник типа мышления.
педагог-психолог С.Л. Гаспарян