СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика по выявлению творческих способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа»



Диагностика по выявлению и развитию

творческих способностей обучающихся

на уроках музыки и во внеурочное время

Цель: выявление и максимальная реализация способностей обучающихся, создание условий для раскрытия их творческого потенциала, активизация процесса музыкально- эстетического воспитания через творчество обучающегося.

Задачи:

- создание системы целенаправленного выявления творческих способностей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие познавательных процессов: памяти, внимания, ощущений, восприятия;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных обучающихся в различных конкурсах, тематических вечерах, творческих проектах, школьных концертах и праздниках.

Основные направления

• выявление творческих способностей обучающихся;

• создание банка данных «Одаренные дети»;

• разработка индивидуальных форм работы;

• внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;

• использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

• создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

• развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

Организация воспитательной работы

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

Основные мероприятия

I. Диагностика:

1. Определение творческих способностей обучающихся путем диагностирования;

2. Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования







МЕТОД «ВЫБЕРИ МУЗЫКУ» (Л.В. ШКОЛЯР)

Этот методика является весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста.

Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов. В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):

1-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»;

Д. Кабалевский «Печальная история».

2-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе».

3-я серия: П. Чайковский «Баркарола»; Ф. Шопен Ноктюрн b-moll; Ф. Шопен Ноктюрн f-moll;

4-я серия: Л. Бетховен «Соната № 14» (финал); Л. Бетховен «Аппассионата» (финал); Ф. Шопен «Экспромт-фантазия».

5-я серия: А. Хачатурян «Лядо серьезно заболел»; С. Прокофьев «Раскаяние»; А. Хачатурян «Траурное шествие».

-Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от двух других?

Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:

• низкий уровень характеризуется попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособиостью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагмента (оценивается в 1 балл);

• средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

• высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла).

Результаты диагностики заносятся в итоговую таблицу данных и оформляются в количественных выражениях (баллах):

Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку:

• слабый уровень: 0-5 баллов;

• средний уровень: 6-10 баллов;

• высокий уровень: 11-15 баллов.









Анкета для родителей

1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

2. Существуют ли в вашей семье традиции домашнего музицирования (пения или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка (например, пение колыбельных для младших детей или слушание музыки, когда к вам приходят гости, или когда вы находитесь в гостях, или в свободное время- по вечерам, выходным дням и т.п.)?

3. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия или специальные занятия?

4. Какую роль вы придаете (отводите) музыкальному воспитанию вашего ребенка? (возможны примерные ответы:

• незначительную;

• пусть занимается для общего развития;

• крайне важную для развития его музыкальных способностей).

5. Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная, классическая (в том числе и эстрадная классика) или «какая придется- по принципу: не имеет особого значения»?

6. Какую музыку вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)? Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы, направления музыки...

7. Как вы считаете, любит ли музыку ваш ребенок? Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать (или исполнять).

8. Как и в чем конкретно проявляются музыкальные интересы вашего ребенка?

9. Считаете ли вы вашего ребенка музыкальным или полагаете, что ему «медведь на ухо наступил»?

10. Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребенка? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?



По анкете родителей проводится анализ ответов, результаты которого соотносятся с данными, полученными из анкеты для детей и данными педагогического наблюдения. В процессе обработки результатов следует придавать значение прежде всего двум факторам:

• собственным музыкальным интересам родителей, обусловливающим музыкальные интересы и вкус ребенка (известно, что прямое подражание детей поведению значимых для него людей формирует их жизненный, в том числе и музыкальный опыт);

• пониманию родителями значения музыкального воспитания ребенка в развитии его общих (интеллектуальных) способностей.

Критерии оценки ответов родителей на анкету, направленную на изучение музыкальных предпочтений ребенка:

• низкий уровень - открытое (откровенное) признание незначимости музыкального развития в полноценном воспитании ребенка и слабо выраженный интерес к музыке в целом;

• средний уровень - признание роли музыкального воспитания в развитии ребенка, но незнание его музыкальных интересов или отсутствие времени и возможностей для полноценной реализации своих родительских функций в музыкальном воспитании ребенка;

• высокий уровень - наличие опыта семейного музицирования и реализация планов музыкального развития ребенка с помощью профессиональных педагогов-музыкантов.

Второй блок методик состоит из тестов операционального (поведенческого) компонента личностных музыкально-эстетических предпочтений, ориентаций, вкусов.



ТЕСТЫ-ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧУВСТВА РИТМА

Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно-двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков - ритм - отражает все характеристики движения: темп и метр.

Ладошки

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал:

1) Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

2) М. Красев «Елочка»;

3) Детская песня «Петушок».

-Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем голос и «споем» одними ладошками.

Интерпретация данных:

• точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень (3 балла);

• воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом)- средний уровень (2 балла);

• адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов- слабый уровень (1 балл);

• неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса- низкий уровень (0 баллов).

П р и м е ч а н и е. Метрическая пульсация умеренного темпа всех

заданий должна соответствовать нормативном биоритму детей 75-

80 ударов в минуту.

Следующие музыкально-диагностические задания предъявляются в двух тестовых режимах: воспроизводящем и воспринимающем.



ИГРЫ-ТЕСТЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА МЕТРА

Тесты позволяют определить реактивно-метрические способности. Задание данного теста представлено в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Скакалка-часы

Ребенку, находящему на расстоянии 1,5-2-х метров от ведущего, предлагают перепрыгивать через скакалку обеими ногами одновременно, которую взрослый вращает за один конец (параллельно полу) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребенок сопровождает радостным возгласом-звоночком «дзынь». Всего требуется сделать 10 прыжков.

Критерии оценки:

• 8-10 прыжков только в умеренном темпе- высокий уровень;

• 4-7 успешных прыжков в умеренном темпе соответствуют нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

• 1-3 прыжка - слабый уровень.

Дорожка-мяч

Ребёнку дают мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

Критерии оценки:

  • 8-10 последовательных ударов – высокий уровень чувства метра;

  • 4-7 ударов – средний уровень;

  • 1-3 удара – низкий уровень.

Шаги великана, Тома и гнома

Давай поиграем с тобой в сказочные шаги, - говорит педагог.- В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых­ «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг- на звук часов «тик» и приставной шаг - на звук «так» ), шаги его маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов «тик» - шаг и приставной шаг, на ход «так» то же самое; великан ходит степенноважно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг - на следующий временной ход «так»).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному

шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата ( 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

Критерии и оценки:

• точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов)- высокий уровень чувства метра;

• воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации - средний уровень. Допустимые границы нарушений- от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16);

• сбивчивое метрическое исполнение шагов - слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге - низкий уровень развития чувства метра.

Настоящий музыкант

Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на ксилофоне, металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребенок соглашается поиграть на инструменте (напомним, что это возможно только при установлении между диагностом и испытуемым конструктивно-доброжелательных взаимодействий!), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок или танцевальных пьес)». После определения ребенком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля миноре) ребенок двумя руками равномерно чередует исполнение звука ми третьей и ми четвертой октавы. После пробы своей «партии» ребенок играет «вступление» (два такта) и педагог-диагност исполняет мелодию с аккомпанементом (мелодию рекомендуется завершить, даже если ребенок остановился или ошибся, и обязательно похвалить его за исполнение песенки).

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребенку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движения.

Критерии оценки:

• адекватное исполнение ребенком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень психомоторной темпо-метрической регуляции;

• адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

• ситуативно-сбивчивое, но завершенное исполнение произведения только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах или 4-8 операций-ударов) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

• сбивчивое и незавершенное ребенком исполнение - низкий уровень.

Дождик

Игра предполагает использование верхнего регистра клавиатуры фортепиано в качестве стимульного материала в диагностическом задании на двигательную координацию пальцев обеих рук.

Цель: выявление уровня темпо-метрической регуляции мелкой моторики.

Задания:

• ребенку предлагается вслед за педагогом изобразить в медленном темпе «редкие капельки начинающегося дождика», т. е. поочередно исполнять указательным пальцем левой и правой руки любые два звука. Успешное выполнение задания соответствует слабому уровню метрической регуляции;

• последовательным исполнением звуков до, ре, .ми в третьей и четвертой октавах в медленном темпе (желательно отрывисто,- staccato) поочередно каждой рукой (2, 3, 4 пальцами правой и 4, 3, 2 пальцами левой) изобразить «сnокойный и теплый летний дождь». Адекватное исполнение

оценивается как средний уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

• на этих же звуках одновременно двумя руками изобразить «веселый, бодрый летний дождик» сначала в умеренном темпе, затем с ускорением (дождь усиливается) и с замедлением (дождь утихает). Удачное исполнение оценивается как высокий уровень метро-темповой регуляции

мелкой моторики пальцев рук.



МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

(В.П. АНИСИМОВ)

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей предлагаются таблицы и схемы критериальных признаков структурных компонентов музыкальности, комплекс методик диагностического исследования музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 4 до 9 лет) а также тесты. Важно отметить, что применение в практике педагогической деятельности тестов, в том числе и изучения музыкальных способностей, должно отвечать, по меньшей мере, трем условиям.

Во-первых, они должны быть прямыми, т. е. опираться не только на оценку знаний (когнитивно-репродуктивного компонента), но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

во-вторых, они должны быть применимы для массового исследования;

в третьих, они должны давать сравнимые между собой результаты.

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5-7 человек. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкреплял стремление ребенка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей экспериментатору будет необходима помощь ассистента. Напомним, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, психологически комфортной для реципиентов, отношение экспериментатора к ребенку - исключительно доброжелательным.



Диагностика чувства темпа и метроритма

Известно, что организующей основой музыки является темпо-метроритмическая структура произведения, отражающая главную отличительную особенность музыки- ее временную природу.

Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра - слухомоторную реактивность на равные промежутки времени и чувство темпа - скорости двигательных реакций, мышечного чувства, обеспечивающего адекватное восприятие и воспроизведение членораздельности звуков и связности звуковых звеньев в осмысленную

группу (И.М. Сеченов) звуковых соотношений в медленном, умеренном, быстром темп, а также с постепенным ускорением или замедлением.

В таблицах указаны критериальные признаки, на основе которых строятся диагностические задания любой степени сложности по изучению уровня развития темпо-метроритмических способностей.



До предъявления музыкальных игр-тестов диагност устанавливает доверительные отношения с ребенком, используя «нейтрально-развлекательны» игровой материал и, лишь затем, вовлекает в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что диагност обязан убедиться в том, что ребенок правильно понял суть задания. Для этого можно предъявить пробный вариант выполнения тестового задания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!