Музыка, 6 класс
Характеристика инструментария
Стартовая диагностическая работа проводилась с целью определения стартового уровня обучающихся 6-х классов МБОУ СОШ №154 программы по музыке в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ОО.
Содержание и основные характеристики диагностических материалов определялись на основе требований к предметным результатам по музыке, освоения программы основного общего образования, Федерального государственного стандарта образования и с учетом планируемых результатов по музыке основного общего образования.
Спецификация входящей диагностической работы
по музыке в 6 классе
№ | Блоки | Уровень | Форма ответа | Балл | Правильный ответ Вариант |
1 | 2 |
1 | Элементарные знания по музыке |
1 | Связь музыки и литературы | БУ | ВО | 1 | А | А |
2 | Музыкальные виды искусства | БУ | ВО | 1 | В | В |
3 | Тип музыкального произведения | БУ | ВО | 1 | В | В |
2 | Музыкальные термины |
4 | Акцент | СУ | ВО | 1 | В | В |
5 | Особенности стиля композитора | СУ | ВО | 1 | Б | Б |
6 | Бельканто | СУ | ВО | 1 | Б | Б |
3 | Из истории музыкальных произведений |
7 | Истоки создания мелодии 1 части концерта №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского | ВУ | ВО | 1 | В | Б |
8 | Скоморохи | ВУ | ВО | 1 | Б | Б |
9 | Знаменный распев | ВУ | ВО | 1 | А | А |
4 | Задания, направленные на формирование и развитие познавательной деятельности |
10 | Композитор прослушанной мелодии | ВУ | ВО | 1 | А | А |
11 | Название и жанр прослушанной мелодии | | ВО | 1 | В | В |
| Итого | 11 | |
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы.
Все задания оцениваются в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 11 баллов.
Цель диагностической работы:
Определить стартовый уровень предметных и метапредметных умений в 6 классе.
Скорректировать рабочие программы учителя в соответствии с полученными результатами диагностической работы.
Содержание работы:
В работе 4 части - 11 заданий.
Часть I содержит 3 задания. К заданиям приведены 3 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. Максимально 3 балла.
Часть II содержит 3 задания на определение музыкальный терминов. Максимально 3 балла.
Часть III - содержит задания по истории создания музыкальных произведений. Максимально 3 балла.
Часть IY задания, направленные на формирование и развитие познавательной деятельности. Прослушав мелодию, обучающийся должен из предложенного ряда выбрать композитора (задание 10) и название (№11). Максимально по каждому заданию – 1 балл.
Критерии оценивания:
Правильное выполнение заданий первой части оценивалось в 3 балла.
Второй части - максимально в 3 балла.
Третьей части – максимально в 3 балла.
Четвертой – максимально в 2 балла.
Максимальный балл за выполнение всех заданий - 11 баллов.
Высокий уровень (В) – 10 - 11 баллов
Повышенный (ПВ) уровень – 8 – 9 баллов
Базовый (Б) от 6 до 7 баллов
Пониженный (ПН) от 4 до 5 баллов
Низкий (Н) от 0 до 3 баллов
Сроки проведения: Работа выполнялась на второй неделе сентября на третьих и четвертых уроках. Задания не рассматриваются как контрольные.
Инструкция для учителя:
Учащиеся знакомятся с содержанием работы самостоятельно.
Учащиеся выполняют задания самостоятельно, очередность выполнения в каждой диагностической работе также определяют самостоятельно.
Если учащийся не смог выполнить задание до конца (не хватило времени), то учитель может предложить ему закончить выполнение задания в конце этого урока (этого дня). В этом случае учитель указывает в анализе процент учащихся, затративших большее время на выполнение работы.
Шкала перевода баллов в школьные отметки
Таблица 1.
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 11-9 | 8-7 | 6-4 | 3 и менее |
-
- 2. Основные результаты выполнения диагностической работы
Работу по музыке выполняли 36 обучающихся 6-х классов.
Классы | СОУ | Качество знаний |
6 «А» | | |
6 «Б» | | |
Результаты выполнения диагностической работы пятиклассниками представлены в таблице 2.
Таблица 2
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Входящая диагностика 6 «А» | | | | |
Входящая диагностика 6 «Б» | | | | |
3. Анализ результатов выполнения диагностической работы
по музыке
В приведенной ниже таблице 3 представлены результаты выполнения заданий по проверяемым темам.
№ | Блоки | Выполнение % |
6 А | 6 Б |
1. | Элементарные знания по музыке | | |
1 | Связь музыки и литературы | | |
2 | Виды искусства | | |
3 | Виды музыкальных произведений | | |
2 | Музыкальные термины | | |
4 | Акцент | | |
5 | Музыкальный образ | | |
6 | Бельканто | | |
3 | Из истории музыки | | |
7 | Истоки создания мелодии 1 части концерта №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского | | |
8 | Скоморохи | | |
9 | Знаменный распев | | |
4 | Задания, направленные на формирование и развитие познавательной деятельности | | |
10 а | композитор | | |
11 б | произведение | | |
| Не приступал/а | | |
Выводы:
По результатам диагностики шестиклассниками усвоено большинство проверяемых элементов содержания, за исключением понятия «акцент» , не все знают факты из истории музыки — историю создания мелодии 1 части концерта №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, плохо усвоено понятие «знаменный распев».
Можно отметить, что задания, направленные на формирование и развитие познавательной деятельности (определить мелодию и композитора), выполнены обучающимися лучше, чем выполнение теоретической части работы.
По результатам выполнения диагностической работы отмечается существенное увеличение группы учащихся, достигших требований стандарта при выполнении заданий базового уровня сложности и увеличении численности групп обучающихся, достигающих высоких результатов обучения.
Диагностическая работа (стартовая) по музыке в 6 классе ФГОС
1. Что роднит музыку и разговорную речь?
а) интонация, б) мелодия, в) тембр.
2. Назовите самый древний вид искусства, связанный с магическими действиями, с танцем, со словом.
а) пение, б) декламация, в) хореография.
3. Как называют вокальное произведение в сопровождении какого-либо музыкального инструмента гитары или фортепиано?
а) сюита, б) прелюдия, в) романс.
4. Как называется в музыке перенесение сильной доли такта на слабую?
а) синкопа, б) фермата, в) акцент.
5. О музыке какого русского композитора говорят, что она стелется как тропа в полях.
а) Глинка, б) Рахманинов, в) Варламов.
6. Что обозначает итальянское слово бельканто?
а) название театра, б) красивое пение, в) характер музыки.
7. У кого услышал П.И. Чайковский мелодию 1 части концерта № 1 для фортепиано с оркестром и записал ее?
а) у церковных певчих, б) у лирников, в) у скоморохов.
8. Как называли на Руси странствующих актеров потешавших народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах?
а) рапсоды, б) скоморохи, в) барды.
9. Как называется сплав русской народной культуры с иноземной, обогащающей церковные песнопения родными русскими напевами?
а) знаменный распев, б) обряд, в) молитва.
10. Послушайте музыкальный фрагмент и подчеркните правильный ответ.
1. Как называется музыкальное произведение?
а) «Лесной царь», б) «В пути», в) «Зимняя дорога».
2. Стихи, какого немецкого поэта лежат в основе этой музыки?
А) Пушкин, б) Фет, в) Гете.