СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по проверке читательской грамотности в 5 классе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность - это метапредметное умение, это фундамент, всей функциональной грамотности, поэтому именно это умение стоит первым в любом перечне компонентов функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по проверке читательской грамотности в 5 классе»




Диагностическая работа для учащихся 5 классов


ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ




Прочитайте текст «Великий путешественник»

и выполните задания к нему


ВЕЛИКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК


Максим увлечён путешествиями, поэтому он часто заходит на сайт Русского географического общества http://www.rgo.ru. Однажды он нашёл на этом сайте вот такую информацию.
































Максиму захотелось побольше узнать об этом путешественнике, и он стал искать дополнительную информацию. На просторах интернета он нашел интересную статью о Первом русском кругосветном путешествии.

Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского соответственно. Первоначально экспедиция планировалась как коммерческое предприятие Российско-Американской компании для снабжения Камчатки и владений на Аляске, а также закрепления российского приоритета в отдалённых владениях в Тихом океане. Задачи экспедиции были сильно расширены в политическом плане: предстояло обследовать Сахалин и Курильские острова, наладить дипломатические отношения с Японией и открыть рынок Китая для торговли русскими мехами.

Благодаря профессиональной научной команде плавание стало важной вехой в истории России, в развитии её флота, и внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.


Карта мира, на которой отмечен

маршрут кораблей «Надежда» и «Нева»

































Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского


Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.

А несколько месяцев спустя Максим на сайте одного из книжных интернет-магазинов увидел описание книги Н. Чуковского «Путешествие капитана Крузенштерна».

Увлекательная повесть о знаменитых русских мореплавателях Иване Крузенштерне и Юрии Лисянском. Впервые два русских корабля совершили плавание вокруг земного шара. Эта блестящая экспедиция всему миру доказала высокие качества русских моряков и вывела русский флот на простор океанов.

Максиму интересно было узнать мнение читателей об этой книге. Вот один из отзывов, которые он нашёл: «Вперед, к приключениям! Книга очень понравилась, коротко и лаконично с рисунками и картами.

Читается на одном дыхании. Два приятеля - Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский совершили кругосветное плавание впервые на двух русских кораблях. Их путь был нелегким, но оба капитана и корабля вернулись в порты России.

После прочтения книги хочется поподробнее узнать о странах. Очень интересно описаны события, происходившие с моряками в Японии, Америке, Китае.

Если вашему ребенку лет 10-13 лет, и он интересуется путешествиями, то книга ему очень понравится».



Выполните задания.



  1. Какую информацию нашёл Максим на сайте Русского географического общества? Отметьте ОДИН правильный ответ.


А. И.Ф Крузенштерн является основоположником Русского географического общества.

Б. 245 лет экспедиции И.Ф.Крузенштерна.

В. Информацию о книге Н.Чуковского и отзыв о ней.

Г. Информацию о странах, в которых побывал И.Ф.Крузенштерн.


2. Опираясь на текст статьи о кругосветном путешествии И.Ф.Крузенштерна, запишите ТРИ задачи, которые стояли перед участниками экспедиции.




  1. О каких странах говорится в отзыве о книге Н.Чуковского «Путешествие капитана Крузенштерна?


  1. Сколько времени заняло первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф.Крузенштерна?


  1. В маршруте экспедиции Крузенштерна и Лисянского указаны все пункты остановок. Назовите два японских города.


  1. Отметьте ОДНО утверждение, которое противоречит содержанию отзыва о книге.


А. Даже взрослому человеку интересно было прочесть.


Б. И.Ф.Крузенштерн был награжден медалью за это путешествие.


В. Хочется поподробнее узнать о странах.


Г. Оба капитана и корабля вернулись в порты России.


  1. Выберите книгу, описание которой прочитал Максим. Запишите букву, которой обозначена книга, в поле ответа и объясните свой выбор.















А Б В Г




  1. В отзыве указаны причины, по которым хочется прочитать книгу Н.Чуковского «Путешествие капитана Крузенштерна». Укажите эти причины.


  1. Какая особенность книги Н. Чуковского помогла читателю представить себя участником экспедиции? Отметьте ОДИН правильный ответ.



А. Наличие цветных фотографий.


Б. Описание пейзажей и погоды.


В. Выражение любви к животным и природе.


Г. Коротко и лаконично, с рисунками и картами.




























































Прочитайте текст «Леденец» и выполните задания к нему.

Леденец

Мама уходила из дому и сказала Мише:

— Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.

Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает:

«Я ведь ничего не трогаю, только смотрю».

А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол.

«Я только посмотрю, а ничего трогать не буду», — думает.

Открыл крышку, видит — там что-то красное сверху.

— Э, — говорит Миша, — да это ведь леденец! Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.

Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.

— Ого, — говорит, — большущий! И сладкий, должно быть.

Миша лизнул его и думает:

«Пососу немножко и положу обратно».

И стал сосать. Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется — много. Наконец леденец стал совсем маленький, со спичку. Тогда Мишенька положил его обратно в сахарницу. Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает:

«Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду, не шалю и ничего такого не делаю».

Миша, - достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам — и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишенька испугался:

«Что теперь мама скажет?»

Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся.

Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

Наконец мама приходит:

— Ну, как ты себя вёл?

— Хорошо.

— Вот умница! Получай леденец.

Мама открыла буфет, взяла сахарницу... Ах!.. Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.

— Что ж это такое? Кто сахарницу разбил?

— Это не я. Это она сама...

— Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?

— Леденец... Леденец... Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот...



  1. Какой сладкий подарок был обещан мамой сыну? Запишите ответ.


  1. Какие условия должен был соблюсти мальчик, чтобы получить подарок? Запишите свой ответ.


  1. Какой предмет чайной посуды обнаружил Миша в буфете? Запишите ответ.


  1. Почему в определенный момент леденец изменился в размерах: стал тоненький, со спичку? Запишите ответ.


  1. Какие неправильные поступки совершил Миша? Отметьте ТРИ правильных ответа.

А. Взял сахарницу и разбил ее.

Б. Съел леденец.

В. Честно признался в своих грехах.

Г. Наврал маме о разбитой сахарнице.



  1. Каким образом мама узнала, что сахарница разбита? Запишите свой ответ.


  1. Какое оправдание придумал себе Миша, чтобы доесть леденец до конца? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Мама и так ему обещала леденец.

Б. Мама все ему простит.

В. Он хорошо себя ведет.



  1. Стоит ли Мише задуматься над своим поведением, почему? Запишите ответ.


____________________________________________-






































Оценивание

Правильный ответ

Баллы

1

1

1

2

Обследовать Сахалин и Курильские острова, наладить дипломатические отношения с Японией и открыть рынок Китая для торговли русскими мехами

mах-3

3

Америка, Япония. Китай

1

4

3 года

1

5

Нагасаки, Хоккайдо

1

6

Б

1

7

А


2-если дан правильный ответ + пояснение

1-если ответ без пояснения

0 – если нет ответа или ответ неверный

8

1)После прочтения книги хочется поподробнее узнать о странах.

2) Очень интересно описаны события, происходившие с моряками в Японии, Америке, Китае.

3) Если ребенок интересуется путешествиями

mах-3

(по 1 баллу за правильный ответ)

9

Г

1

10

Леденец

1

11

Миша должен

1)вести себя хорошо,

2)не шалить

3)ничего не трогать

3

12

Сахарница

1

13

Миша сгрыз леденец

1

14

АБГ

3

15

Мама взяла в руки сахарницу, чтобы достать леденец, а сахарница развалилась

1

16

В

1

17

Да, стоит + пояснение

Ответ без пояснения

Ответ отрицательный или нет ответа

2

1

0

Всего




Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки

по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

"2"

"3"

"4"

"5"

0-14

15-17

18-23

24-27






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!