Диагностические задания на выявления экологических знаний у дошкольников взяты из
инструментария к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Средняя группа
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Знания об овощах и фруктах | Дидактическая игра «Собери урожай». Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла). | Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи. | 1балл - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их. 2балла - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классификации. 3балла - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их. |
Знания о жизни диких и домашних животных в природных условиях. | 1.Дидактическая игра «Где чей дом?». Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.). 2.Дидактическая игра «Охотник и пастух». Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца; заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка). | Воспитатель объясняет правила игры. На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их. Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это. Задает уточняющие вопросы. -Кто такой охотник? -Кто такой пастух? Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. | 1 балл - ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных. 2 балла - ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных. 3 балла - ребенок знает и называет диких и домашних животных, имеет представления о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения; что едят). |
Умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы. | Дидактическая игра «Заполни клетки правильно». Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (бегония, примула). | Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить все картинки по квадратам,. | 1 балл - не справляется с заданием. 2 балла - допускает ошибки при классификации комнатных растений и цветов, с помощью воспитателя исправляет ошибки. 3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием. |
Знания о гуманном отношении к природе, животным. | Беседа по сюжетным картинкам. Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п. | Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п. | 1 балл - односложные ответы по содержанию каждой картинки. Значительные затруднения при выполнении задания 2 балла - ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны. 3 балла - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом. |
Высокий уровень - 10-12 б Средний уровень - 6-9 б Низкий уровень - 4-5 б |
Старшая группа
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока) | Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке». Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Или Дидактическая игра «Четвертый лишний». Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей) | 1.Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года. Вопросы: Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.) Найди и помести на кормушку зимующих птиц. — Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке. 2.Вопросы: Рассмотри картинку. Какая птица лишняя и почему? Назови зимующих птиц, изображенных на картинке | 3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц. 2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц. 1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных) |
Знания о растениях и способах их размножения | Дидактическая игра «Чьи плоды?» Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка) | 1.Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами. Вопросы: Назови, какие деревья ты узнал. Найди на картинках плод каждого дерева. 2.Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их. Задания: На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.) | 3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения. 2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений. 1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления |
Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот | Дидактическая игра «Что было бы если..?» Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.) | Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: На какой из картинок изображена вода? -На зимней картине есть вода? Почему ты так решил? Объясни. А можем мы летом увидеть лед? Почему? | 3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы. 1 балл - ребенок не имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот |
Общая осведомленность о роли человека в природе | Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе | Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу | 3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе. 2 балла - ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе. 1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе |
Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух) | Дидактическая игра «Что лишнее». Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза) | Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы: -Как называются эти растения? - Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.) -Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.) - Береза это... (дерево). | 3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые». 2 балла — ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза — это дерево. 1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения) |
Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк) | Дидактическая игра «Засели лес». Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк) | Ребенок рассматривает картинки. Вопросы: Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.) Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках. Чем питается белка? (Грибами, орехами.) Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.) Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.) Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.) -Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.) - Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.) - Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.) | 3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных. 2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить. 1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных |
Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов.
Подготовительная группа
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой
1.Диагностическое упражнение
«Составь цепь питания».
Материал: предметные картинки,
с помощью которых можно составить цепь питания (например: ястреб, мышь, зерно; косуля, трава,
тигр; волк, заяц, кора дерева; цап
ля, комар, лягушка).
2.Дидактическая игра «Знаешь
ли ты правила поведения в лесу?».
Материал: условные обозначения правил поведения в лесу или художественное слово
1.Задание: рассмотри картинки и составь цепи питания. Объясни, что произойдет, если нарушить данную цепь.
Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар.
2. Задание: рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти
правила?
Примечание. Можно задать уточняющие вопросы:
Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
Как сохранить живые цепочки в природе?
Что будет, если исчезнут все цветы?
Что будет, если исчезнут все деревья?
Что будет, если исчезнут все птицы?
3 балла — ребенок без затруднений составляет цепь питания, объясняет экологические зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.
2 балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих вопросов.
1 балл — ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при активной помощи взрослого; имеет представления о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам
Умение ухаживать за растениями в уголке природы
Наблюдения детей во время дежурства.
Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»
Оборудование уголка: опрыскиватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие
Задания:
1.Рассмотри большие картины и ответь на в о п р о с:
- Что изображено на этих картинах? (Луг, поле, сад, лес.)
2.Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изображением луга и т. д.
3 балла - безошибочно определяет растения леса, луга, сада, поля.
2 балла - имеет представление о растительности леса, сада, поля, луга, но при выполнении задания допускает ошибки (например: путает растения луга и поля).
1 балл - имеет слабые представления о растительности. При выполнении задания допускает большое количество ошибок, требует дополнительных инструкций и наводящих вопросов
Представления ребенка о различных природных объектах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе
1. Беседы о воде, о воздухе, о почве.
Материал: фотографии, картинки с изображением различных водоемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов); необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д.
2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе».
Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов
Вопросы:
-Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?
Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,)
Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым?
Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
Как ты думаешь, что такое почва? Какие бывают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам,
не вытаптывать травы, не уплотнять почву?
2. Задание: рассмотри внимательно картинки. Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе; в голубую рамку - обитателей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле
3 балла — ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выполняет задания дидактической игры и устанавливает причинно-следственные связи.
2 балла - отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей
Знания о растительности леса, луга, сада, поля
1.Дидактическая игра «Что где
растет?».
Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).
2.Дидактическое упражнение
«Этажи леса».
3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?»
Задания:
Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.
Назови очень высокие деревья в лесу, деревья средней высоты, низкие деревья, кустарники, низкие растения леса. Какие деревья называют хвойными, а какие лиственными? Назови лекарственные растения.
Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле?
3 балла - ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.
2 балла - имеет достаточные знания о растениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга.
1 балл — имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту их произрастания
Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге
1. Дидактическая игра «Кто где
живет?».
Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изображением птиц.
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы».
Материал: картинки с изображением птиц.
3.Дидактическое упражнение «Назови домашних, диких животных».
Материал: предметные картинки
с изображением домашних и диких животных.
Беседа об охране животных
Задания:
1. Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля) и распредели их в соответствии со средой обитания.
2. Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока,
галка, соловей, жаворонок, щегол.)
3. Перечисли "известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь). Объясни, почему их так называют.
4. Вопросы:
Почему необходимо охранять диких животных и растения?
Как называется место, предназначенное для охраны животных?
Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных?
3 балла - ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает ошибок при определении зимующих и перелетных птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге.
2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и классификации перелетных и зимующих птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о Красной книге.
1 балл - ребенок имеет слабые представления о среде обитания птиц, перелетных и зимующих птицах. Допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий
Знания о природе родного края
Дидактическое упражнение
«Знай и люби свой край».
Материал: предметные картинки
с изображением растений, которые можно встретить в родном крае и не растущих там.
Дидактическая игра «Они не должны погибнуть».
Материал: изображения птиц,
насекомых, растений, животных,
охраняемых в области и неохраняемых
Задания:
Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата.
Рассмотри картинки и выбери виды птиц (насекомых, растений, животных), охраняемых в области
3 балла - ребенок имеет представления
природе родного края, правильно
классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор. Хорошо знает виды птиц, насекомых области, в том числе тех, которые занесены в число охраняемых.
2 балла - при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор. Знает не все растения, охраняемые в области.
1 балл - ребенок допускает большое
количество ошибок, свой выбор не обосновывает
Высокий уровень — 16-18 баллов, средний уровень - 10—15 баллов, низкий уровень - 6-9 баллов