СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические задания на выявления экологических знаний у дошкольников по программе "От рождения до школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностические задания на выявления экологических знаний у дошкольников по программе "От рождения до школы"»

Диагностические задания на выявления экологических знаний у дошкольников взяты из

инструментария к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.



Средняя группа

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Знания об овощах и фруктах

Дидактическая игра «Собери урожай».

Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные кар­тинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.


1балл - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их.

2балла - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Оши­бается в классификации.

3балла - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их.

Знания о жизни диких и

домашних животных в природных условиях.



1.Дидактическая игра «Где чей дом?».

Материал: иллюстрация леса с изображением жилища жи­вотных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных кар­тинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).


2.Дидактическая игра «Охотник и пастух». Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца; заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).



Воспитатель объясняет правила игры.

На картинке с изображением леса найди жилище для каждо­го из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, вос­питатель предлагает «накормить» их.




Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Пред­лагает ребенку назвать, кто это. Задает уточняющие вопросы.

-Кто такой охотник?

-Кто такой пастух? Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пасту­хом - домашние.


1 балл - ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных.

2 балла - ребенок знает и называет некоторых диких и до­машних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных.

3 балла - ребенок знает и называет диких и домашних жи­вотных, имеет представления о жизни диких и домашних жи­вотных (особенностях поведения, передвижения; что едят).


Умение классифицировать

деревья, комнатные рас­тения, цветы.


Дидактическая игра «Заполни клетки правильно».

Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); ком­натных растений (бегония, примула).


Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и про­сит разложить все картинки по квадратам,.


1 балл - не справляется с заданием.

2 балла - допускает ошибки при классификации комнатных растений и цветов, с помощью воспитателя исправляет ошибки.

3 балла - легко и безошибочно справляется с заданием.


Знания о гуманном отношении к природе, животным.


Беседа по сюжетным картинкам.

Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.


Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересу­ется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.


1 балл - односложные ответы по содержанию каждой кар­тинки. Значительные затруднения при выполнении задания

2 балла - ребенок по картинкам называет правильные и не­правильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны.

3 балла - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладо­стями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими позна­ниями о живом и неживом.


Высокий уровень - 10-12 б

Средний уровень - 6-9 б

Низкий уровень - 4-5 б




























Старшая группа



Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Знания о зимую­щих птицах

(си­ница, воробей, во­рона, снегирь, гал­ка, сорока)


Дидактическая игра «Кто при­летает к кормушке».

Материал: иллюстрация с изо­бражением кормушки (с проре­зями) на фоне зимнего пейза­жа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Или Дидактическая игра «Четвер­тый лишний».

Материал: карточки с изобра­жением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)


1.Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.

Вопросы:

Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

— Расскажи, какие птицы прилетели к кор­мушке.

2.Вопросы:

Рассмотри картинку.

Какая птица лишняя и почему?

Назови зимующих птиц, изображенных
на картинке

3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

2 балла — ребенок самостоятельно нахо­дит и называет 3-4 зимующих птиц.

1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зи­мующих и перелетных)


Знания о растени­ях и способах их размножения


Дидактическая игра «Чьи пло­ды?»

Материал: карточки с изобра­жением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)


1.Ребенок подбирает к каждому дереву
нужную картинку с плодами.
Вопросы: Назови, какие деревья ты узнал. Найди на картинках плод каждого дерева.

2.Ребенок рассматривает комнатные расте­ния. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспом­ни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)


3 балла - ребенок самостоятельно под­бирает к деревьям плоды. Называет пра­вильно комнатные растения и способы их размножения.

2 балла - называет деревья, имеет пред­ставления о способах размножения, но до­пускает ошибки при подборе плодов и спо­собах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семе­нами. О способах размножения растений не имеет представления


Представления о переходе веществ из твердого состоя­ния в жидкое и на­оборот


Дидактическая игра «Что было бы если..?»

Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лу­жа, речка, снег, ледяная горка и др.)










Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:

На какой из картинок изображена вода?
-На зимней картине есть вода?

Почему ты так решил? Объясни.

А можем мы летом увидеть лед? Почему?

3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.

1 балл - ребенок не имеет представления
о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот

Общая осведом­ленность о роли человека в при­роде

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображе­ние природы, а по краям знаки, символизирующие положитель­ное (кормушка для птиц, скво­речник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная вет­ка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе

Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу

3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о за­кономерностях и взаимосвязях в природе.

2 балла - ребенок имеет представление

о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред,
который причиняет человек природе.


1 балл - ребенок не проявляет интереса
и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о за­кономерностях и взаимосвязях в природе

Знания о травя­нистых растениях (подорожник, крапива, лопух)

Дидактическая игра «Что лиш­нее».

Материал: карточки с изобра­жением растений (подорожник, крапива, лопух, береза)

Ребенок рассматривает карточки с изобра­жением растений и отвечает на

вопросы:

-Как называются эти растения?

- Какое из растений лишнее и почему? (Ре­бенок убирает картинку.)

-Как можно назвать все растения одним

словом? (Травянистые.) - Береза это... (дерево).

3 балла - ребенок называет изображен­ные растения, правильно выбирает лиш­нюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травяни­стые».

2 балла — ребенок называет правильно

2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). По­ясняет, что береза — это дерево.


1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не вы­деляет лишнее растение, не знает обоб­щающих слов (дерево, травянистые рас­тения)

Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, мед­ведь, волк)


Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением ди­ких животных (белка, лиса, за­яц, медведь, волк)


Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:

Как называют зверей, которые живут в ле­су? (Дикие звери.)

Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.
Ребенок поочередно «заселяет» в лес живот­ных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.

Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по де­ревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

Что помогает ему выдержать холод?

Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

Как ведут себя волки во время охоты?

(Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)


3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопро­сы воспитателя о жизни диких животных.

2 балла - ребенок имеет представление

о повадках диких животных, не на все
вопросы может ответить.

1 балл - ребенок имеет очень слабые

пред­ставления о, повадках диких животных






Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов.

































Подготовительная группа



Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение объяснять экологические за­висимости, уста­навливать связи и взаимодействия человека с приро­дой



1.Диагностическое упражнение
«Составь цепь питания».
Материал: предметные картинки,
с помощью которых можно соста­вить цепь питания (например: яст­реб, мышь, зерно; косуля, трава,
тигр; волк, заяц, кора дерева; цап­
ля, комар, лягушка).

2.Дидактическая игра «Знаешь
ли ты правила поведения в лесу?».
Материал: условные обозначе­ния правил поведения в лесу или художественное слово



1.Задание: рассмотри картинки и составь цепи питания. Объясни, что произойдет, если нарушить данную цепь.

Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар.



2. Задание: рассмотри карточки с условны­ми обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти
правила?

Примечание. Можно задать уточняющие во­просы:

Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?

Как сохранить живые цепочки в природе?

Что будет, если исчезнут все цветы?

Что будет, если исчезнут все деревья?

Что будет, если исчезнут все птицы?

3 балла — ребенок без затруднений состав­ляет цепь питания, объясняет экологиче­ские зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодейст­вия человека с природой.

2 балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих во­просов.

1 балл — ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при ак­тивной помощи взрослого; имеет представ­ления о правилах поведения в лесу, но не мо­жет пояснить связи и взаимодействия че­ловека с природой даже по уточняющим вопросам

Умение ухажи­вать за растения­ми в уголке природы



Наблюдения детей во время де­журства.

Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»

Оборудование уголка: опрыски­ватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие



Задания:

1.Рассмотри большие картины и ответь на в о п р о с:

- Что изображено на этих картинах? (Луг, по­ле, сад, лес.)

2.Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изобра­жением луга и т. д.



3 балла - безошибочно определяет растения леса, луга, сада, поля.
2 балла - имеет представление о растительности леса, сада, поля, луга, но при вы­полнении задания допускает ошибки (на­пример: путает растения луга и поля).
1 балл - имеет слабые представления о рас­тительности. При выполнении задания допускает большое количество ошибок, требует дополнительных инструкций и наводящих вопросов

Представления ре­бенка о различных природных объек­тах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе



1. Беседы о воде, о воздухе, о почве.

Материал: фотографии, картин­ки с изображением различных во­доемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением дея­тельности человека (работа фаб­рик, заводов); необдуманных по­ступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д.





































2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе».

Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшин­ки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов

Вопросы:

-Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной?

- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?

Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?

Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрач­ность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,)

Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым?

Почему нужно бороться за чистоту воздуха?

Как ты думаешь, что такое почва? Какие бы­вают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам,
не вытаптывать травы, не уплотнять почву?

2. Задание: рассмотри внимательно картин­ки. Помести в белую рамку животных, оби­тающих в воздухе; в голубую рамку - обитате­лей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле



3 балла — ребенок имеет полное представ­ление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выпол­няет задания дидактической игры и уста­навливает причинно-следственные связи.

2 балла - отвечая на вопросы педагога, до­пускает ошибки, некоторые вопросы вызы­вают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов ус­танавливает простейшие причинно-следст­венные связи.

1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвеча­ет односложно, допускает большое количе­ство ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей



Знания о растительности леса, луга, сада, поля



1.Дидактическая игра «Что где
растет?».

Материал: большие карты с изо­бражением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изобра­жением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, ма­лина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гре­чиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).

2.Дидактическое упражнение
«Этажи леса».







3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?»

Задания:

Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.

















Назови очень высокие деревья в лесу, дере­вья средней высоты, низкие деревья, кустар­ники, низкие растения леса. Какие деревья на­зывают хвойными, а какие лиственными? На­зови лекарственные растения.

Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле?

3 балла - ребенок имеет достаточно пол­ные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.

2 балла - имеет достаточные знания о рас­тениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга.

1 балл — имеет слабые представления о рас­тениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распреде­лении растений по месту их произрастания







Знания о птицах, домашних и ди­ких животных, Красной книге



1. Дидактическая игра «Кто где
живет?».

Материал: карточки с изображе­нием среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изобра­жением птиц.



Дидактическая игра «Перелет­ные и зимующие птицы».

Материал: картинки с изображе­нием птиц.





3.Дидактическое упражнение «На­зови домашних, диких животных».
Материал: предметные картинки
с изображением домашних и ди­ких животных.



Беседа об охране животных



Задания:

1. Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, лас­точка, гусь, цапля) и распредели их в соответ­ствии со средой обитания.

2. Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие пти­цы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока,
галка, соловей, жаворонок, щегол.)

3. Перечисли "известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верб­люд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, ло­шадь). Объясни, почему их так называют.

4. Вопросы:

Почему необходимо охранять диких живот­ных и растения?

Как называется место, предназначенное для охраны животных?

Как называется документ, куда занесены ис­чезающие виды растений и животных?

3 балла - ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает оши­бок при определении зимующих и перелет­ных птиц. Называет достаточное количест­во домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге.

2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и класси­фикации перелетных и зимующих птиц. На­зывает достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классифи­кацию. Имеет представления о Красной книге.

1 балл - ребенок имеет слабые представле­ния о среде обитания птиц, перелетных и зи­мующих птицах. Допускает большое коли­чество ошибок при выполнении всех зада­ний



Знания о природе родного края



Дидактическое упражнение
«Знай и люби свой край».
Материал: предметные картинки
с изображением растений, кото­рые можно встретить в родном крае и не растущих там.

Дидактическая игра «Они не должны погибнуть».
Материал: изображения птиц,
насекомых, растений, животных,
охраняемых в области и неохра­няемых



Задания:

Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата.



Рассмотри картинки и выбери виды птиц (насекомых, растений, животных), охраняемых в области



3 балла - ребенок имеет представления

природе родного края, правильно

класси­фицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор. Хорошо знает виды птиц, насекомых области, в том числе тех, которые занесены в число охраняемых.


2 балла - при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор. Знает не все растения, охра­няемые в области.

1 балл - ребенок допускает большое

количество ошибок, свой выбор не обосновывает



Высокий уровень — 16-18 баллов, средний уровень - 10—15 баллов, низкий уровень - 6-9 баллов












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!