СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический инструментарий для изучения профессиональных намерений старшеклассников.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический инструментарий для изучения профессиональных намерений старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Диагностический инструментарий для изучения профессиональных намерений старшеклассников.»

Диагностический инструментарий для изучения профессиональных намерений старшеклассников.



Анкета на оценку профессиональных намерений и планов учащихся.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.______________________________________

Дата рождения_______________________________

Дата обследования____________________________

Ниже приводится ряд вопросов относительно Ваших профессиональных намерений и планов на будущее. Подчеркните то, что, по Вашему мнению, верно по отношению к Вам.

    1. Какая область (деятельности или знаний) Вас больше всего интересует?


А. Естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство).

Б. Общественно-научная (история, философия, экономика, юридические науки).

В. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология).

Г. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное).

Д. Определенные интересы отсутствуют.

2. Что Вы делаете для усвоения интересующей Вас области деятельности или знаний?

А. Успешно учитесь по предметам, соответствующим Вашим интересам.

Б. Читаете дополнительную литературу (научно-популярную, научно-техническую, художественную).

В. Беседуете с людьми, работающими в данной области деятельности.

Г. Занимаетесь в кружке по предмету интереса.

Д. Знакомитесь с содержанием профессии (летняя практика на предприятии).

3. Чем Вы увлекаетесь в свободное время (читаете, рисуете, конструируете, занимаетесь спортом, играете на музыкальных инструментах, посещаете выставки, театры, музеи, концерты и др.)? _______________________________________________________________

4. Какое участие Вы принимаете в общественной работе?

А. Не занимаетесь.

Б. Имеете постоянные поручения (указать какие):___________________________________

5. Какую специальность Вы осваиваете в УПК?_____________________________________

А. Нравится ли Вам осваиваемая специальность?__________________

Б. Собираетесь ли Вы после школы работать по этой специальности?_________________

В. Изберете ли Вы данную специальность в качестве запасной, если не поступите в ВУЗ?________________

6. Как Вы оцениваете свои успехи в учебной деятельности (достаточно высокий уровень знаний, удовлетворительный, неудовлетворительный)?___________________________

7. В какой области деятельности или знаний Вы находите у себя способности?________________________________________________

8. Какие черты характера проявляются в Вас наиболее ярко (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, смелость, целеустремленность, ответственность, недостающее дописать)_________________________________________________________

9. Какие эмоциональные реакции при общении с другими людьми у Вас преобладают (дружелюбие, коллективизм, вспыльчивость, общительность, замкнутость, недостающее дописать)__________________________________________________

10. Считаете ли Вы, что у Вас есть качества, которые затрудняют осуществление Ваших профессиональных намерений? Какие?____________________________________________

11. Стремитесь ли Вы от них избавиться и если да, то каким образом?______________________________________________________________________

12. Воспитываете ли Вы у себя качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией и если да, то какие?__________________________________________________

13. Что Вы собираетесь делать по окончании школы?

А. Поступить

- в ВУЗ;

- в колледж;

- в лицей.

Б. Работать.

14. Укажите полное название учебного заведения или места работы, факультета, специальности:________________________________________________________________

15. Почему Вы выбираете данную профессию? Чем она Вам нравится?_____________________________________________________________________

16. Согласны ли родители с Вашим выбором?________________________

Анализ результатов

На основе ответов выясняются профессиональные намерения и планы учащихся (собираются они учиться или работать), выбранная профессия, причины сделанного выбора.


Анкета «Моя будущая профессия»

Диагностические возможности. Опросник направлен на получение профориентационной информации об учащихся для проведения с ними индивидуальных собеседований; анкета позволяет выявить личностные ожидания старшеклассников, связанные с дальнейшей работой по профессии.

Процедура проведения. Перед анкетированием с учащимися проводится беседа, разъясняющая значение обоснованного выбора профессии, необходимости тщательного соотнесения своих намерений и возможностей с содержанием и условиями профессионального труда. При этом объясняется, что материалы анкетирования считаются конфиденциальными и будут использоваться только в индивидуальных собеседованиях по профориентации.

Продолжительность работы с опросником в среднем 20-25 мин.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.__________________________________________

Дата рождения___________________________________

Дата обследования________________________________

Разные профессии открывают перед человеком разные возможности и предъявляют разные требования. Чего бы Вам хотелось от своей будущей профессии? Подчеркните в списке предлагаемых ответов только те, которые точнее всего выражают Ваши пожелания.


№ п/п


Моя будущая профессия обязательно должна давать возможность


Мне хотелось бы заниматься таким делом, в котором требуется


1.


Много путешествовать


Инициативность


2.


Рисковать


Общительность


3.


Изобретать


Сила воли


4.


Наблюдать природные явления


Находчивость


5.


Бороться с опасностями


Наблюдательность


6.


Заботиться о людях


Творчество


7.


Хорошо зарабатывать


Смелость


8.


Делать открытия


Аккуратность


9.


Работать на новой технике


Внимание


10.


Ухаживать за животными


Самостоятельность


11.


Принимать руководящие решения


Рассудительность


12.


Работать в необычных условиях


Самообладание


13.


Общаться со многими людьми


Логичность мышления


14.


Управлять машинами


Коллективизм


15.


Управлять станками


Физическая выносливость


16.


Влиять на убеждения людей


Сообразительность


17.


Применять знания на практике


Понимание людей


18.


Конструировать


Стремление исследовать


19.


Исследовать


Любовь к природе


20.


Создавать вещи своими руками


Создавать новое


21.


(Свободный ответ)


(Свободный ответ)


Какая профессия или область деятельности позволяет проявить привлекающие Вас качества (можно назвать несколько профессий)?____________________________________

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

При анализе анкет необходимо обращать внимание на согласованность ответов обеих граф. Так, например, взаимосоответствующими можно считать ответы из первой графы: «рисковать, бороться с опасностями, работать в необычных условиях, исследовать…» и из второй графы: «инициативность, сила воли, находчивость, наблюдательность, смелость, физическая выносливость, самообладание». Точно так же согласуются между собой ответы: «работать на современной технике, управлять машинами, механизмами, применять знания на практике…» и ответы: «аккуратность, внимание, самостоятельность, рассудительность, логичность мышления, сообразительность». В противоположность этому явно противоречивым было бы наличие в первой графе ответов: «изобретать, конструировать, исследовать» - при отсутствии во второй графе: «инициативность, творчество, стремление исследовать».

При любых обнаруженных противоречиях в ходе индивидуального собеседования необходимо выявить, какой смысл вкладывает старшеклассник в те или иные ответы, как он представляет себе цели, условия и средства предполагаемой профессиональной деятельности, не является ли противоречивость ответов отражением внутренней неопределенности, связанной с наличием разнонаправленных профессиональных устремлений. Во всех случаях цель профориентационного собеседования – не уличение учащегося в каких-то противоречиях, а прояснение для него самого его собственных намерений.

В этом же ключе используются в собеседовании ответы на вопросы следующей анкеты. Здесь необходимо обратить внимание испытуемых на относительную бессодержательность таких мотивировок выбора, как «эта профессия интересная», «так поступили мои друзья», «работа не очень трудная» и т.п. Вместе с тем было бы полезно обсудить конкретное содержание таких ответов, как «наличие практических навыков», «знание содержания труда», «присутствие способностей».

Анкета «Я выбираю профессию»

Диагностические возможности. Анкета позволяет получить сведения о мотивационных факторах, побудивших учащихся наметить ту или иную профессию или область деятельности.

Продолжительность работы с опросником в среднем 20-25 мин.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О._________________________________________

Дата рождения__________________________________

Дата обследования_______________________________

Напишите название выбранной профессии, а если профессия еще не выбрана, назовите примерную область работы.

Прочитайте перечисленные утверждения и подчеркните те из них, с которыми полностью согласны.

  1. Эта профессия была выбрана мной по следующей причине:

а) так советуют учителя;

б) так советуют родители;

в) ее выбрали друзья;

г) учебное заведение находится близко от дома;

д) работа не очень трудная;

е) хорошо знаю условия работы и они мне нравятся;

ж) люди этой профессии пользуются в обществе особым уважением;

з) эта профессия дает возможность хорошо зарабатывать;

и) эта профессия позволит завоевать уважение друзей и знакомых;

к) люди с такой профессией везде нужны;

л) этой профессии легко научиться;

м) в книгах и кинофильмах эта профессия выглядит привлекательной;

н) имею практические навыки в этой профессии;

о) мечтаю об этой профессии с самого детства;

п) об этой профессии много рассказывали знакомые;

р) хорошо представляю себе содержание труда;

с) люди этой профессии приносят большую пользу обществу;

т) мои знакомые считают эту профессию очень хорошей;

у) больше всего я знаю именно об этой профессии;

ф) эта профессия позволяет приносить пользу конкретным людям;

х) эта профессия интересная;

ц) об этой профессии много пишут и говорят;

ч) обучение этой профессии даст мне широкий кругозор и культуру;

ш) с этой профессией я смогу достичь в жизни большего, чем родители;

щ) к этой профессии у меня есть способности (назовите какие)_____________________

2. Что еще послужило основанием для выбора?__________________________________

3. Как относятся родители к выбранной профессии (одобряют, возражают, советуют еще подумать, не интересуются, не знаю)?

Выводы по результатам исследования______________________________________

Анализ результатов

Выясняются мотивационные факторы, побудившие учащихся наметить ту или иную профессию или область деятельности.

Анкета «Ваша будущая профессия»

Диагностические возможности. Анкета предназначена для выявления представлений старшеклассников о характере и особенностях работы по выбранной (или изучаемой) ими профессии. Данные, полученные в результате анкетирования, позволяют определить полноту представлений об этой профессии, а также наличие в них противоречий, направленность учащихся на определенный характер трудовой деятельности, дают возможность установить степень соответствия представлений школьника о будущей работе и той профессии, которую он выбрал (или изучает). Результаты анкетирования позволяют осуществить коррекционную профориентационную работу. Анкете может быть использована многократно для контроля эффективности профориентационных воздействий.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.___________________________________________

Дата рождения____________________________________

Дата обследования________________________________

Вам предлагается перечень предложений, имеющих несколько вариантов окончаний. Выберете один из вариантов и отметьте его в таблице. Над ответами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

  1. Мне хотелось бы работать:


а) в помещении;

б) на открытом воздухе;

в) в необычных условиях (в горах, на море, в лесу, под землей, на высоте и т.п.);

г) с чередованием условий.

2. Я предпочел (ла) бы, чтобы режим рабочего дня был:

а) четким систематическим (начало и конец работы постоянны);

б) посменным (то утро, то вечер);

в) свободным, гибким (начало и конец определяются работником);

г) ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства, задержки на работе и т.п.).

3. Мне удобнее работать:

а) сидя (за столом, пультом и т. п.);

б) стоя (у станка, за прилавком и т. п.);

в) в разъездах;

г) чередуя постоянное место с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана:

а) с простейшими механизмами, разными ручными операциями;

б) машинами и механизмами с ручным управлением;

в) автоматическим и автоматизированным оборудованием;

г) функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека);

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять:

а) в одиночку;

б) самостоятельно, но чтобы вокруг были люди;

в) в коллективе, совместно с другими;

г) с людьми, общаясь и управляя ими. 

6. Мне больше нравится работа, в которой бывают необходимы:

а) точные мелкие движения;

б) координация движений;

в) быстрота движений;

г) большая сила.

7. В моей будущей работе важны:

а) устойчивость внимания;

б) наблюдательность;

в) память на числа, даты, события;

г) воображение.

8. Успех в моей будущей работе зависит:

а) от технической сообразительности, оперативного технического мышления;

б) способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение;

в) самоконтроля и самообладания;

г) эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.

9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять:

а) по заданному плану;

б) по плану, но получать в процессе его выполнения новую информацию;

в) по плану, но иметь возможность изменять его;

г) оперативно, когда работа ставит все новые задачи, проблемы.

10. В своей работе я предпочел (ла) бы отвечать:

а) только за себя, за выполнение своего задания;

б) за выполнение задания группы;

в) за работу механизмов, технику безопасности;

г) за общественные, материальные ценности.

11. Мне нравится работа, в которой необходимо:

а) распознавать, определять свойства предметов, их качество;

б) преобразовывать, обрабатывать предметы;

в) изобретать, придумывать новые образцы продукции;

г) оказывать влияние на других людей.

12. Мне нравится:

а) оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;

б) обслуживать людей;

в) находить новые варианты решения задач, новые результаты;

г) организовывать производственные процессы, деятельность.

13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая работа была связана:

а) с руководством людьми, трудовыми коллективами;

б) воспитанием и обучением детей;

в) преодолением стихийных сил природы;

г) комфортным, спокойным выполнением своих обязанностей.

14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были известны:

а) только узкому кругу специалистов;

б) трудовому коллективу, широкому кругу специалистов;

в) всей стране, широко освещались прессой;

г) всему миру.

15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы зависели:

а) в основном, только моя заработная плата;

б) выполнение производственного задания отделом, цехом, группой;

в) жизнь и здоровье людей;

г) мир на Земле.

16. По окончании работы

а) хотел (а) бы отключиться от нее, заниматься своими делами;

б) интересно было бы продолжать думать о ней и дома;

в) продолжал (а) бы ею заниматься;

г) и не вспоминал (а) бы о работе до следующего дня.

17. Хотел (а) бы, чтобы работа была:

а) рядом с домом;

б) интересная, а далеко или близко от дома – это не важно;

в) не связана с командировками;

г) подальше от дома.


№ п/п


Ответ


а)


б)


в)


г)


1










2










3…










Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

Проводится поэтапно. Прежде всего оценивается полнота ответов учащегося (на все ли вопросы были даны ответы). Выявляются все вопросы, которые вызвали затруднения.

Затем по таблице противоречивых связей, где проведены все возможные противоречивые сочетания ответов испытуемого, определяется степень адекватности его представлений о будущей профессиональной деятельности. Это делается следующим образом. В бланке ответов отмечаются пары противоречивых сочетаний в соответствии с предложенной таблицей. При этом сначала по вертикали определяется ответ на 1-й вопрос и по горизонтали ищутся все пересечения с ответами на остальные вопросы, начиная со второго. Затем определяется ответ на второй вопрос и по горизонтали ищутся аналогичные пересечения, начиная с третьего вопроса, и т. п.

Таблица противоречивых связей


№ ответа


№ противоречивого ответа


1 а


13 в


1 б


3 а, 4 в, 6 а, 13 г


1 в


2 а, 9 а, 13 г, 16 а, 16 г, 17 в


1 г


2 а, 13 г, 16 г, 17 в


2 а


3 в, 3 г, 4 г, 5 г, 7 г, 8 г, 9 г, 10 б, 10 в, 10 г, 11 в, 11 г, 12 в, 12 г


2 б


9 г, 11 г, 13 в, 13 г, 15 г, 16 в, 17 б


2 в


13 б, 13 г, 16 а, 16 г, 17 а, 17 в


2 г


13 г, 16 а, 16 г, 17 а, 17 в


3 а


4 г, 6 г, 13 б, 13 в


3 б


13 г


3 в


13 г, 17 а, 17 в


3 г


13 г, 17 а, 17 в


4 а


5 г, 8 г, 11 г, 12 г, 13 а


4 б


5 в, 5 г, 8 г, 11 в, 11 г, 12 г, 13 а, 13 г


4 в


5 г, 6 а, 6 г, 7 г, 8 г, 9 в, 10 а, 11 а, 11 в, 12 а, 12 б, 13 а, 13 б, 13 в, 14 а, 15 а, 16 в


4 г


12 г


5 а


10 а, 12 б, 12 г, 13 а, 13 б


5 б


10 а, 13 а, 13 б


5 в


10 а


5 г


6 а, 6 г, 10 а, 11 б, 13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г


6 а


8 г, 12 г, 13 а, 13 в


6 б


12 г, 13 а


6 в


7 г, 8 а, 8 б, 8 г, 10 б, 11 в, 11 г, 12 в, 12 г, 13 а, 13 б


6 г


8 а, 11 а, 11 в, 12 а, 12 в, 12 г, 13 а


7 г


13 г, 15 а, 16 а, 16 г


8 а


9 а


8 в


13 г


8 г


10 а, 11 б, 11 в, 13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г


9 а


11 в, 11 г, 12 в, 13 в


10 а


11 а, 12 г, 13 а, 13 б, 15 б, 15 в, 15 г


10 б


13 г, 15 а, 16 а, 16 г


10 в


11 в, 11 г, 12 в, 12 г, 13 а, 13 б, 13 г


10 г


11 б, 11 в, 12 в, 12 г, 13 г


11 а


12 в, 13 а, 13 б, 13 в


11 б


12 а, 13 а


11 в


13 г, 15 а, 16 а, 16 г


11 г


13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г


12 б


13 г, 16 в


12 в


13 г, 15 а, 16 а, 16 г


12 г


13 г, 14 а, 15 а, 16 а, 16 г


13 а


14 а, 15 а, 16 а, 16 г


13 б


14 а, 15 а, 16 а, 18 г


13 в


15 а, 16 а, 16 г, 17 а, 17 в


13 г


15 б, 15 в, 15 г, 16 б, 16 в, 17 б, 17 г


14 б


15 а, 16 а, 16 г


14 в


15 а, 16 а, 16 г


14 г


15 а, 16 а, 16 г


15 а


16 б, 16 в


15 б


16 а, 16 г


15 в


16 а, 16 г, 17 а


15 г


16 а, 16 г, 17 а


16 а


17 б, 17 г


16 г


17 б


Тест «Карта интересов» А.Е. Голомштока

Диагностические возможности. Диагностика познавательных интересов в связи с задачами профориентации.

Инструкция. Для определения ваших ведущих интересов предлагается перечень вопросов. Подумайте и постарайтесь дать точный ответ. Если вы твердо убеждены, что вам нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете или сомневаетесь – ноль(0), если не нравится – один минус (-), а если очень не нравится – два минуса (- -). Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

  1. Знакомиться с жизнью растений и животных.

  2. Уроки по географии, чтение учебника географии.

  3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.

  4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

  5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством.

  6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся ученых-физиков.

  7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

  8. Читать технические журналы (например, «Техника – молодежи», «Юный техник»).

  9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

  10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

  11. Узнавать о разных породах древесины и их практическом применении.

  12. Узнавать о достижениях в области строительства.

  13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т. д.).

  14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.

  15. Знакомиться с военной техникой.

  16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

  17. Читать произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.

  18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

  19. Обсуждать текущие дела и разные события в классе и школе.

  20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя).

  21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

  22. Наводить порядок в вещах, заботиться о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

  23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».

  24. Изучать экономическую географию.

  25. Заниматься иностранным языком.

  26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей изобразительного искусства.

  27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.

  28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

  29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорт е, о выдающихся спортсменах.

  30. Изучать биологию, ботанику, зоологию.

  31. Знакомиться с различными странами по описаниям, узнавать о географических открытиях.

  32. Читать книги о жизни и деятельности знаменитых геологов.

  33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.

  34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности.

  35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».

  36. Находить химические явления в природе, производить интересные опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

  37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, читать статьи в газетах).

  38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

  39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

  40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.

  41. Встречаться и знакомиться со строителями, наблюдать за их работой.

  42. Читать популярную литературу о средствах передвижения.

  43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках, знакомиться с их жизнью.

  44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.

  45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

  46. Читать литературно-критические статьи.

  47. Смотреть теленовости и тематические телепередачи.

  48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, области, стране.

  49. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.

  50. Справедливо оценить поступок друга, знакомого или литературного героя.

  51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.

  52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

  53. Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.

  54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

  55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

  56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

  57. Слушать оперную или симфоническую музыку.

  58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные телепередачи.

  59. Посещать биологический кружок.

  60. Заниматься в географическом кружке.

  61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.

  62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.

  63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

  64. Проводить опыты по физике.

  65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

  66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (часы, утюг и др.)

  67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом); производить разнообразные расчеты.

  68. Мастерить различные предметы и детали из металла.

  69. Мастерить различные предметы из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

  70. Делать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

  71. Посещать кружок юных железнодорожников автолюбителей.

  72. Посещать секцию парашютистов, кружок авиамоделистов или работать в авиаклубе.

  73. Заниматься в стрелковой секции.

  74. Изучать историю различных народов и государств.

  75. Писать классные и домашние сочинения по литературе.

  76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

  77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело.

  78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-то рассказывать, помогать в чем-либо.

  79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

  80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

  81. Заниматься в математическом кружке.

  82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.

  83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.

  84. Посещать музеи, художественные выставки.

  85. Выступать на сцене перед зрителями.

  86. Играть на одном из музыкальных инструментов.

  87. Играть в спортивные игры.

  88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

  89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

  90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.

  91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.

  92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.

  93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

  94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии.

  95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли).

  96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; конструировать, собирать радиоприборы, приемники и др.

  97. Посещать уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.

  98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.

  99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, отделочными работами.

100.Следить за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101.Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

102.Участвовать в военизированных играх. 

103.Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.

104.Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или иностранному языку.

105.Вести личный дневник.

106.Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

107.Выполнять работу вожатого.

108.Выяснять причины поведения людей и поступков, которые они хотят скрыть.

109.Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110.Решать сложные задачи по математике.

111.Вести точный расчет своих денежных расходов и доходов.

112.Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113.Заниматься в художественном кружке.

114.Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115.Заниматься в хоре или музыкальном кружке.

116.Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.

118.Участвовать в географической экспедиции.

119.Участвовать в геологической экспедиции.

120.Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

121.Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских изделий или посещать их.

122.Участвовать в физических олимпиадах.

123.Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124.Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи.

125.Разбираться в сложных радиосхемах.

126.Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127.Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128.Принимать посильное участие в строительных работах.

129.Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, автобуса и т. п.

130.Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.

131.Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132.Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.

133.Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

134.Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135.Подготавливать и проводить сборы или собрания учащихся.

136.Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137.Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции».

138.Постоянно общаться с различными людьми.

139.Участвовать в математических олимпиадах.

140.Интересоваться стоимостью товаров, разбираться в вопросах ценообразования, заработной платы, организации труда.

141.Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143.Посещать театральный кружок.

144.Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145.Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.

146.Выращивать растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.

147.Производить топографические съемки местности.

148.Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149.Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150.Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (портным, закройщиком, кондитером и т. д.).

151.Решать сложные задачи по физике.

152.Работать на химическом производстве.

153.Участвовать в выставках технического творчества.

154.Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155.Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156.Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157.Работать в строительной фирме.

158.Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159.Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160.Работать военным инженером или командиром.

161.Ходить в походы по историческим местам родного края.

162.Писать рассказы, сочинять стихи.

163.Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164.Руководить бригадой во время трудового десанта.

165.Организовывать игры или праздники для детей, создавать «тимуровские команды».

166.Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, юридической консультации).

167.Оказывать людям различные услуги.

168.Выполнять работу, требующую применения математических знаний.

169.Работать в области планирования, финансирования, экономики, на предприятиях народного хозяйства.

170.Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172.Играть на сцене или сниматься в кино.

173.Быть музыкантом, музыкальным режиссером, преподавателем музыки.

174.Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Выводы по результатам исследования:______________________________________

Анализ результатов

В заполненной карте интересов в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец соответствует той или иной области интересов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество минусов. При оценке направленности интересов в первую очередь учитываются столбцы с наибольшим количеством плюсов, но необходимо обратить внимание также на столбцы с наибольшим количеством минусов, как на сферы деятельности, отвергаемые оптантом.


Карта интересов (бланк ответов)


Сумма


Номера вопросов




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29





30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52


53


54


55


56


57


58




59


60


61


62


63


64


65


66


67


68


69


70


71


72


73


74


75


76


77


78


79


80


81


82


83


84


85


86


87




88


89


90


91


92


93


94


95


96


97


98


99


100


101


102


103


104


105


106


107


108


109


110


111


112


113


114


115


116




117


118


119


120


121


112


123


124


125


126


127


128


129


130


131


132


133


134


135


136


137


138


139


140


141


142


143


144


145




146


147


148


149


150


151


152


153


154


155


156


157


158


159


160


161


162


163


164


165


166


167


168


169


170


171


172


173


174









































Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций:

- высшая степень отрицания – от 12 до 16 минусов;

- интерес отрицается – от 5 до 1 минуса;

- интерес выражен слабо – от 1 до 4 плюсов;

- выраженный интерес – от 5 до 7 плюсов;

- ярко выраженный интерес – от 8 до 12 плюсов.

Дешифратор карты интересов


№ столбца


Область интересов


1


Биология


2


География


3


Геология


4


Медицина


5


Легкая и пищевая промышленность


6


Физика


7


Химия


8


Техника


9


Электро- и радиотехника


10


Металлообработка


11


Деревообработка


12


Строительство


13


Транспорт


14


Авиация, морское дело


15


Военные специальности


16


История


17


Литература


18


Журналистика


19


Общественная деятельность


20


Педагогика


21


Право, юриспруденция


22


Сфера обслуживания, торговля


23


Математика


24


Экономика


25


Иностранные языки


26


Изобразительное искусство


27


Сценическое искусство


28


Музыка


29


Физкультура, спорт



Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО)

Диагностические возможности. В основу положена классификация типов профессий Е.А.Климова. Опросник можно использовать при профориентации подростков и взрослых, для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

Процедура проведения. Испытуемые должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке бланка для ответов поставить определенный знак. 

Время обследования не ограничивается, хотя испытуемых надо предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться. Обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.___________________________________________

Дата рождения____________________________________

Дата обследования_________________________________

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Выбрать надо только один вид деятельности и в соответствующей клетке опросника поставить знак:

«+», если работа скорее нравится, чем не нравится;

«++», если определенно нравится;

«+++», если очень нравится;

«-«, если скорее не нравится, чем нравится;

«- -«, если определенно не нравится;

«- - -«, если очень не нравится.

Одну из половинок нужно обязательно предпочесть (в ней должно быть больше плюсов или хотя бы меньше минусов, чем в другой).


/№


А


Б


1.


Ухаживать за животными


Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)


2.


Помогать больным людям, лечить их


Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин


3.


Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток


Следить за состоянием, развитием растений


4.


Обрабатывать металлы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)


Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)


5.


Обсуждать научно-популярные книги, статьи


Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)


6.


Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)


Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)


7.


Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)


Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом


8.


Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)


Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)


9.


Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище


Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках


10.


Лечить животных


Выполнять вычисления, расчеты


11.


Выводить новые сорта растений


Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)


12.


Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять


Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)


13.


Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности


Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов


14.


Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты


Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.


15.


Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.)


Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)


16.


Делать лабораторные анализы в больнице


Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение


17.


Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий


Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов


18.


Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т.п.


Играть на сцене, принимать участие в концертах


19.


Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания


Заниматься черчением, копировать чертежи, карты


20.


Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада


Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)






№ вопроса


А


Б


1.






2.






3…






20.






Выводы по результатам исследования:________________________________________

Анализ результатов

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» и «-« в каждом из 5 столбцов. Каждый столбец соответствует определенному типу профессий.


Сумма


Ответы, соответствующие типам профессий




Человек-природа


Человек-техника


Человек-человек


Человек-знак


Человек-худ. образ


1 а


1 б


2 а


2 б


3 а


3 б


4 а


4 б


5 а


5 б


6 а




6 б




7 а




7 б


8 а




8 б




9 а




9 б




10 а






10 б




11 а


11 б


12 а


12 б


13 а


13 б


14 а


14 б


15 а


15 б


16 а




16 б




17 а




17 б


18 а




18 б




19 а




19 б




20 а






20 б




+















Поскольку коммуникативные и организаторские склонности — важнейшие составляющие эффективности предпринимательской деятельности человека, им уделяется в настоящее время повышенное внимание. Высокий уровень способности к общению определяет и высокую степень развития коммуникативных и организаторских склонностей.

Коммуникативные и организаторские склонности в значительной мере влияют на стиль управления предпринимателя, руководителя.   

Методика предназначена для определения выраженности коммуникативных и организаторских склонностей. Испытуемым предлагается ответить на 40 вопросов, выражая свое мнение ответами "Да" или "Нет".

Показатель выраженности коммуникативных или организаторских склонностей определяется в каждом случае по сумме количества десяти положительных и десяти отрицательных ответов на соответствующие вопросы, разделенной на 20. Полученные результаты соотносятся с оценочной шкалой.







Диагностика и развитие сферы интересов 
и способностей учащихся

Согласно «Концепции профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы)» на старшей ступени общеобразовательной школы вводится профильное обучение. Профильное обучение является эффективным средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, способствовать их профессиональному обучению.
Интересы  это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности.
Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:

  •  

    • активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

    • большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

    • расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

    • своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны целенаправленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний важных и необходимых в деятельности личности.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».
Для удачного выбора профиля обучения, а затем и будущей профессии, большое значение имеют не только интересы и склонности личности, но также и ее способности. Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. Если выразить сущность способностей краткой формулой, то она будет звучать, как «я могу», «я имею возможность». Необходимо стремиться к тому, чтобы интересы, склонности и способности личности максимально совпадали.
Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» — спросил мальчик. Никому еще не удавалось найти его», – ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» – воскликнул сын.
С 14 лет он ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским — за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле. (Дусавицкий А.К. Формула интереса)
Формирование и развитие интересов, склонностей и способностей неразрывно связано с деятельностью человека. Поэтому необходимо обеспечить условия для знакомства и освоения учащимися самого широкого спектра видов деятельности. Например, в Японии каждый школьник обязан освоить полтора десятка основных видов деятельности, прежде чем принять решение о выборе профессии.
Выбор профиля обучения в старших классах часто зависит от профессиональных предпочтений и интересов учащихся. Происходит отождествление школьного предмета с областью будущей профессиональной деятельности. И поэтому очень важно на ранних этапах (в среднем и базовом звене школы) проводить целенаправленную работу по выявлению интересов и склонностей учащихся. Необходимо также создать условия для формирования профессиональной направленности личности учащихся, развития профессиональных интересов и мотивации.
В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому необходимо направить все усилия на развитие тех способностей учащихся, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
Профориентационная работа и психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся является неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки. Очень важно создать такую систему работы, чтобы она охватывала все ступени школьного обучения. Диагностическая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы максимально выявлять интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение интересов и склонностей учащихся может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Поэтому при составлении блока методик для отбора акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на выявлении индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.
Изучение индивидуальных психологических особенностей старшеклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. При этом необходимо ответить на ряд важных вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, в с какой целью, в каких формах и т.д. При этом необходимо учитывать следующее (по Т.В Орловой).

  • В юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.

  • Для подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

  • Недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

В ходе профконсультации изучаются следующие компоненты профессиональной пригодности: мотивы (интересы, склонности, потребности), способности; личностные особенности. Отбор в профильные классы можно рассматривать как разновидность групповой профессиональной консультации, в которой акцент делается на мотивационном компоненте.
Отбор в профильные классы следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе, как элемент систематической психолого-профориентационной работы в школе.
За основу отбора учащихся в профильные классы мы взяли вариант психолого-педагогической диагностики, предложенной Г.В.Резапкиной, целью которой является уточнение специализации обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.
В предлагаемом варианте отбора в профильные классы использованы традиционные и модифицированные методики: «Опросник профессиональных склонностей» Л.Йоваши (модификация), и опросник «Профиль», в основе которого лежит методика «Карта интересов» А.Голомштока, тест интеллектуального потенциала П.Ржичан, опросник типа мышления, школьный тест умственного развития (модификация).
Работа с методиками проводится в три этапа, каждый из которых занимает один урок. На первом этапе с помощью «Опросника профессиональных склонностей» и методики «Профиль» выявляются интересы и склонности учащихся. На втором этапе определяются уровень развития невербального интеллекта учащихся и тип их мышления. Для диагностики используется Тест интеллектуального потенциала (П.Ржичан) и опросник мышления. Третий этап – определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий. В этих целях используется авторская модификация ШТУР – Тест умственного развития (также можно воспользоваться компьютерным вариантом теста Амтхауэра).
Этапы диагностики должны быть разведены во времени таким образом, чтобы ребята могли осмыслить полученную информацию. Оптимальный временной промежуток между двумя этапами диагностики –определением интересов и склонностей и определением особенностей мышления – от недели до месяца.
Автор считает, что предлагаемый комплект методик оптимален для задач отбора в профильные классы благодаря своей экономичности, информативности и надежности. Кроме того, на данном этапе используются методики для изучения способностей учащихся и их самооценки. Это позволяет расширить знания учащегося о самом себе, а также способствует формированию Я-реального (Приложение 1)
Для построения ясной картины структуры интересов и склонностей учащихся удобно и эффективно использовать «Профориентационную карту учащегося», с помощью которой на протяжении практически всего пребывания ребенка в школе мы можем отслеживать его предпочтения в учебной деятельности, а также уровень развития отдельных психологических качеств. Ведение данной карты позволяет выявить общую и профессиональную направленность личности учащегося, его индивидуальные особенности, что делает возможным более точный и профессионально оправданный выбор определенного профиля обучения в старших классах.

Литература

  • Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – Мн.: Хэлтон, 1998.

  • Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г.Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.

  • Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов / сост., ред. и коммент. Т.В.Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.

  • Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях.. – Мн.: Бел. Навука, 2000.

  • Резапкина, В.Г. Отбор в профильные классы / В.Г.Резапкина. – М.: Генезис, 2005.

  • Резапкина, В.Г. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / В.Г.Резапкина. – М.: Генезис, 2005.

  • Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е.И.Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  • Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Приложение 1

«Методика «Твои способности» 
Перед началом работы педагог раздает контрольные листы следующей формы:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

После этого зачитываются вопросы, а учащиеся ставят рядом с цифрой ответ.
Верно ли, что в детстве вы очень любили:

  1. Подолгу играть в подвижные игры.

  2. Продумывать игры и верховодить в них.

  3. Играть в шашки, шахматы.

  4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри.

  5. Читать стихи или петь песни.

  6. Разговаривать с незнакомыми людьми или задавать вопросы.

  7. Слушать или сочинять музыку.

  8. Рисовать самостоятельно лил наблюдать.

  9. Слушать или сочинять сказки или истории.

Нравится ли вам сейчас:

  1. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции.

  2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела.

  3. Помогать ребятам решать математические задачи.

  4. Читать об известных открытиях и изобретениях.

  5. Участвовать в художественной самодеятельности.

  6. Помогать другим людям разбираться в их проблемах.

  7. Читать или узнавать что-то новое об искусстве.

  8. Заниматься в изостудии, изокружке.

  9. Писать сочинение на свободную тему.

Получаете ли вы особое удовольствие:

  1. От участия и борьбы в спортивном соревновании.

  2. От своего умения расставить людей, распределить работу.

  3. От решения трудных математических задач.

  4. От исправления бытовых электро- и радиоприборов.

  5. От игры на сцене.

  6. От общения с людьми.

  7. .От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями.

  8. От посещения художественной выставки.

  9. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного.

Часто ли вас тянет:

  1. К длительным физическим упражнениям.

  2. К делам в группе, требующим вашей инициативы или настойчивости.

  3. К разгадыванию математических шарад.

  4. К изготовлению каких-либо деталей.

  5. Участвовать в постановке спектаклей.

  6. Помогать людям, посочувствовать им.

  7. Поиграть на музыкальном инструменте.

  8. Порисовать красками или карандашами.

  9. Писать стихи или просто вести дневник.

Любите ли вы долгое время:

  1. Заниматься спортом или физическим трудом.

  2. Энергично работать вместе с другими.

  3. Заниматься черчением или играть в шахматы.

  4. Копаться в механизмах, приборах.

  5. Заботиться о младших, слабых и больных людях.

  6. Думать над судьбами людей.

  7. Исполнять музыкальные пьесы.

  8. Рисовать, лепить, фантазируя при этом.

  9. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Результаты

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

I. Физические (1,10,19,28,37)
II. Организационные (2,11,20,29,38)

  1. Математические (3, 12, 21, 30, 39).

  2. Конструкторско-технические (4, 13, 22, 31, 40).

V. Эмоционально-изобразительные (артистические) – (5, 14, 23, 32, 41).
VI. Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42).
VII. Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43).
VIII. Художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44).
IX. Филологические (9, 18, 27, 36, 45).
При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Тест-опросник для определения уровня самооценки

Автор – С.В. Ковалев.

Инструкция

Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждением, вы проставляете баллы:
4 – очень часто,
3 – часто,
2 – иногда,
1 – редко,
0 – никогда.

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

  3. Я беспокоюсь о будущем.

  4. Многие меня ненавидят.

  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

  7. Я боюсь выглядеть глупцом.

  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

  10. Я часто допускаю ошибки.

  11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

  12. Как жаль, мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне хотелось бы, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. 
27. Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я. 
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность. 
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
Сумма баллов от 46 да 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!