Приложение 1
Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон.
Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.
Эту методику можно проводить с группой учащихся и индивидуально.
Проективная методика «Дерево с человечками»
Предлагается детям следующая инструкция:
Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.
Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети раскрашивают дерево.)
А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.
Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd7ef74be4ba/981614_1.png)
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Приложение 2
Диагностический инструментарий социального педагога.
Лист наблюдений
№ п/п | Эмоциональные отношения родителей с детьми | Баллы |
1 | Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 |
2 | Слепая любовь, гиперопека | 4 |
3 | Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 |
4 | Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 |
5 | Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
| Поведение ребенка в школе | |
1 | Хорошее | 5 |
2 | Удовлетворительное | 4 |
3 | Неудовлетворительное | 3 |
4 | Неоднократно отмечалось асоциальное поведение | 2 |
5 | Состоит на учете в КДН | 1 |
Приложение 3
Критерии и показатели динамики развития по компетенциям, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ
Критерии и показатели | Уровни (отмечаются индивидуально для каждого учащегося) |
Видимые изменения (высокий уровень) | (выше – среднего уровень) | Изменения незначительные (средний уровень) | Ниже – среднего уровень | Изменения не произошли (низкий уровень) |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Дифференциация и осмысление картины мира: | | | | | |
интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы | | | | | |
включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность | | | | | |
адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих | | | | | |
использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации | | | | | |
Овладение навыками коммуникации: | | | | | |
реагирует на обращенную речь и просьбы | | | | | |
понимает и адекватно реагирует на речь окружающих | | | | | |
начинает, поддерживает и завершает разговор | | | | | |
корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. | | | | | |
передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. | | | | | |
делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми | | | | | |
Осмысление своего социального окружения: | | | | | |
доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками | | | | | |
уважительно относится к взрослым (учителям, родителям, т.д.) | | | | | |
достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения | | | | | |
соблюдает правила поведения в школе | | | | | |
мотив действий – не только «хочу», но и «надо» | | | | | |
принимает и любит себя | | | | | |
чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками | | | | | |
Последовательное формирование произвольных процессов: | | | | | |
умеет концентрировать внимание, | | | | | |
может удерживать на чем-либо свое внимание | | | | | |
использует различные приемы запоминания | | | | | |
учится продумывать и планировать свои действия | | | | | |
способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков | | | | | |
доводит до конца начатое дело | | | | | |
знает цель своих действий и поступков | | | | | |
старается выполнять все задания и просьбы учителя. | | | | | |