СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический комплекс для работы с детьми группы риска.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал полезен для школьных психологов. Приведены примеры диагностического материала для работы с детьми группы риска

Просмотр содержимого документа
«Диагностический комплекс для работы с детьми группы риска.»

Диагностический комплекс для работы с детьми группы риска.


К категории группы риска относятся подростки, плохо адаптирующиеся к условиям школьного обучения, имеющие трудности в усвоении программ, неуспевающие, недисциплинированные, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением.

Подростковая девиантность определяется двумя группами факторов: внутренними (психологическими) и внешними (социальными). Социальные факторы: семья (пьянство родителей, криминальность, отсутствие педагогических знаний и пр.), референтная группа, школа (наличие психотравмирующей ситуации).

К психологическим особенностям, отличающим развитие подростка и его поведение от нормы, относятся уровень самооценки и самоуважения, направленность механизмов самоконтроля, тип акцентуации характера, неуспешность в обучении, мера социального инфантилизма.

Как правило, у подростка с девиантным поведением формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении обостряется и заставляет активно искать способы ее удовлетворения. Если подростку не удается повысить самооценку социально-приемлемыми способами, он начинает выбирать альтернативные образцы поведения, и обычно происходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участи в таких группах дает новые способы самоутверждения, и позволяет тем самым повысить самооценку.

Подавляющее большинство девиантных подростков имеют экстернальный локус контроля, характеризующийся повышенной тревожностью, обеспокоенностью, нетерпимостью к другим, повышенной агрессивностью, комформностью. Как результат проявления эсктернальности – неспособность человека отвечать за свою жизнь, снятие субъективной ответственности за происходящее с ним с самого себя. В этом случае подросток попадает в зависимость от воли других.

Акцентуация – «слабое звено» для подростка, которое может стать благодатной почвой для развития острых аффективных реакций, неврозов, патологических нарушений поведения.

Психологическая незрелость – инфантилизм – является одним из факторов развития девиантных форм поведения. Инфантильные люди в своем поведении и чертах характера личности сохраняют не соответствующие возрасту проявления. Поведение инфантилов организовано по принципу «прямого действия» - немедленного удовлетворения потребностей. Такие подростки, как правило, импульсивны: поступки совершаются по первому побуждению, способность прогнозировать последствия поступков отсутствует.

Потребность в уважении окружающих для большинства подростков становится дефицитной из-за трудностей в обучении: успевающие сверстники, педагоги и сама система образования в целом постоянно оттеняют и изолируют неуспевающих. Постепенно начинает формироваться механизм самопрограммирования на неудачу, учащиеся начинают смотреть на себя и на свое будущее как на нечто мрачное и безотрадное, и, в конце концов, пребывание в школе становится для них невыносимым.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы: к первой относятся недостатки познавательной, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Среди психологических причин первой группы выделяют:

  • несформированность приемов учебной деятельности;

  • недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы.

У школьников со сниженной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того, у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания формируются отрывочные и поверхностные.

Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявле­ние ложной отваги, дурашливость и т. п. имеют ту же цель. Иногда недисциплини­рованность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость.

Характерными особенностями подростков с девиантным поведением является низкий уровень развития потребностно - мотивационной сферы.

Комплексная диагностика подростков с девиантным поведением должна учитывать особенности данной категории исследуемых: слабое развитие произвольности внимания, низкий уровень развития вербально – логического мышления, низкий уровень самооценки не позволяет подбирать методики, сложные для восприятия и с большим количеством вопросов и заданий, требующие большого количества времени для их проведения.

При поведении диагностики в первую очередь необходимо исследовать познавательную сферу, чтобы определить уровень умственного развития подростков и сформированность психических процессов в соответствии с возрастной нормой. Для этого можно использовать такие диагностические методики как «Тест интеллектуального потенциала», « Тест вербального интеллекта», методику исследования уровня развития кратко – и долговременной памяти «10 слов», тест Тулуз – Пьерона для исследования уровня развития произвольности и объема внимания и работоспособности.

Для изучения уровня самооценки можно использовать методику Дембо – Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан. Данная методика позволяет также выявить уровень притязаний и не требует много времени для проведения.

Выявление акцентуаций характера у подростка проводится с помощью тест-опросника Шмишека или методика Кеттелла. Эти методики возможна как при проведении группового обследования, так и индивидуального.

Поскольку большинство девиантных подростков проявляет нежелание посещать школу, рекомендуется исследовать уровень и характер школьной тревожности. Это можно сделать с помощью теста школьной тревожности Филлипса, который выявляет такие факторы как: общая школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения и др.

Локус контроля выявляется с помощью методики Дж.Раттера.


Экспресс диагностика:

Предмет исследования

Диагностическая методика

Личностные особенности:

  • самооценка

  • акцентуации характера


Тест Дембо - Рубинштейна

Методика Шмишека

Познавательная сфера:

- вербально-логическое мышление

- внимание и работоспособность


скрининговая методика на основе ТВИ

тест Тулуз - Пьерона


Углубленная диагностика:

Предмет исследования

Диагностическая методика

Личностные особенности

  • самооценка

  • акцентуации характера

  • локус контроля


- тревожность


Тест Дембо - Рубинштейна

Методика Шмишека, тест Кеттелла

Методика «Когнитивная ориентация» Дж.Роттера

Тест школьной тревожности Филлипса

Познавательная сфера:

  • вербально-логическое мышление

  • невербально-логическое мышление

  • внимание и работоспособность

- память


ТВИ, ШТУР

ТИП, матрицы Равена

тест Тулуз – Пьерона, корректурная проба

«10 слов»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!