Диагностический комплекс "Скорлупка - ядрышко" предназначен для исследования словесно - логического мышления и причинно - слественных связей разной сложности. Пять интересных заданий с использованием пословиц очень нравятся учащимся 5 - 9 классов, в зависимости от уровня развития и категории с ОВЗ, ООП. Подходит для индивидуальной работы и в группах.
Просмотр содержимого документа
«Диагностический комплекс "Скорлупка - ядрышко"»
Диагностический комплекс "Скорлупка - ядрышко".
Цель исследование: диагностики словесно – логического мышления и установления причинно – следственных связей разной сложности.
Задачи:
-расширить кругозор воспитанника, заинтересовать фольклором и народной культурой, обогатить словарный запас;
-научить подбирать пословицы и поговорки к жизненным ситуациям. Научить детей вести разговор в рамках культурного общения.
- формирование и укрепление нравственных качеств учащихся.
Учащиеся: 5-9 классы.
Упражнение 1 «Соотнеси пословицы по смыслу».
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите пословицу с их разъяснением . (1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
Вариант 1 | Пословица | Разъяснение пословицы |
1 | 1. У короткого ума длинный язык. 2. Глаза - зеркало души. 3. В своем болоте и лягушка поет. | 1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю. 2. Болтливый человек обычно не бывает умным. 3. По выражению глаз можно узнать о характере человека. |
2 | 1.Рот не огород: не затворишь ворот. 2. На чужой стог вилами не указывай. 3. Рыбак рыбака видит издалека. | 1. Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга. 2. Нехорошо заглядываться на чужое. 3.Другому человеку не запретишь говорить. |
3 | 1.Мал ёрш, да колюч. 2.Конь корове не товарищ. 3.Слепой всегда глазами мечтает. | 1.Разные люди друг друга не понимают. 2.Каждый желает получить то, чего у него нет. 3.И маленькое существо может за себя постоять. |
Упражнение 2 «Соотнеси пословицы по смыслу».
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите пословицу с их разъяснением.
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
Вариант 2 | Пословица | Разъяснение пословицы |
1 | Хороша ложка к обеду. | 1.Приятно есть красивой ложкой. 2.Всё должно быть вовремя и к месту. 3.Без ложки не пообедаешь. |
2 | Каков мастер, такова и работа. | 1. У хорошего работника и работа получается качественная. 2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело. 3.Не каждый работник мастер. |
3 | Нет дыма без огня. | 1.От огня всегда дым 2.У всякого события есть последствия. 3.У всякого явления есть своя причина. 4.Если есть дым значит есть огонь. |
Упражнение 2 "Пословицы двойняшки".
Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его.
Что прошло, того не воротишь. | Что написано пером, не вырубишь топором. Утро вечера мудренее. Кончил дело – гуляй смело. Что с возу упало, то пропало |
У страха глаза велики. | Волков бояться – в лес не ходить. Смелость города берет. Трус и таракана принимает за великана. Не ножа бойся, а языка. |
Упражнение 3 "Пойми язык мысли".
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните.
Любишь кататься, люби и саночки возить. | Девочка завела собаку, а убирать, присматривать, выгуливать, кормить не хочет. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей. |
Хорош садовник — хорош и крыжовник. | Хорош крыжовник тогда, когда он созреет. У способного учителя дети могут многому научиться. У талантливого портного вся одежда красивая. |
Упражнение 4 «Соотнеси пословицы по смыслу».
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Пословицы разных народов | Русские пословицы |
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.). | 1. Слово — серебро, молчанье — золото. |
2. Перо сильнее меча (английск.). | 2. За одного битого двух небитых дают. |
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.) | 3. Гусь свинье – не товарищ. |
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.). | 4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. |
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.). | 5. Что написано пером, не вырубишь топором. |
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.). | 6. Не все то золото, что блестит. |
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.) | 7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно. |
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.). | 8. Из огня – да в полымя. |
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.) | 9. Поспешишь – людей насмешишь. |
Упражнение 5. Задание «Половинки». (Задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности). Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. |
Любишь кататься, Делано наспех, Что посеешь За двумя зайцами погонишься, Доброе слово У плохой пряхи Волков бояться — Век живи, Как аукнется, Чем дальше в лес, Делу время, Не в свои сани Поспешишь — Семь раз отмерь, В гостях хорошо, | то и пожнешь. и кошке приятно. в лес не ходить. нет для себя рубахи. ни одного не поймаешь. люби и саночки возить. сделано на смех. а дома лучше. тем больше дров. век учись. так и откликнется. потехе час. не садись. людей насмешишь. один раз отрежь. |