Система мониторинга освоения детьми программы
Методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Таблица оценки знаний, умений и навыков учащихся, развитие художественно-творческих способностей.
Критерии (индикаторы)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Овладение основными знаниями:
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
- разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт;
- основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
- правила работы в коллективе.
Высокий уровень: Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала.
Средний уровень: Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении.
Низкий уровень: Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении.
Овладение основными умениями и навыками:
Высокий уровень: Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков.
Средний уровень: Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения.
Низкий уровень: Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотренные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога.
Творческая активность:
Высокий уровень: Повышенный интерес, творческая активность.
Средний уровень: Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.
Низкий уровень: Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.
Сенсорные способности
(чувство цвета, формы):
Высокий уровень: Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.
Средний уровень: Есть незначительные искажения. Отступления от окраски
Низкий уровень: Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.
Композиция:
Высокий уровень: По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.
Средний уровень: На полосе листа с незначительными элементами.
Низкий уровень: Не продуманно, носит случайный характер.
Общая ручная умелость:
Высокий уровень: Хорошо развита моторика рук, аккуратность.
Средний уровень: Ручная умелость развита.
Низкий уровень: Слабо развита моторика рук.
Самостоятельность, оригинальность:
Высокий уровень:
1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом.
2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.
3. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень:
1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.
2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения.
3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.
4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности .
Низкий уровень:
1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.
2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.
3.Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.
4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности.
Комплекс упражнений и тестов для определения уровня умений детей:
Цель – выявить способность придумывать и изображать по замыслу что-нибудь необычное, при помощи дополнительных элементов создавать различные оригинальные образы. (Приложение №1.)
«Свободный рисунок».
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Задание: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводится 4 минуты.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
8 -10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении; рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-1 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии
Выводы об уровне развития:
8-10баллов – высокий; 5-7 баллов – средний; 3-4 балла – ниже среднего; 0-2 балла –низкий.
«Неоконченный рисунок».
Материал:
1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз. Простые карандаши.
Задание:
На первом этапе: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
На втором этапе: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.
Оценка результатов:
10-12– высокий;
7-9 баллов – средний;
4-6 баллов – ниже среднего;
0-3 балла – низкий