ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПО МЕТОДИКЕ А.М. ПРИХОЖАН
Выполнила:
Учитель начальных классов
Лебедева Арина
Тольятти, 2021
Шкала представляет собой опросник, выявляющий тревожность как хроническое генерализованное переживание психического или соматического напряжения, проявляющееся в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства. Предназначена для детей 7 - 12 лет.
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Цель методики: определение уровня тревожности у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.
Содержание теста
Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.
Структура бланка:
Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.
Ответ | Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень |
Цифровое значение | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Инструкция к заданию выглядит так:
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
-
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
-
Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
-
Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
-
Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
-
При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.
Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
№ | Ситуация | Ответ |
1 | Отвечать у доски | |
2 | Оказаться среди незнакомых ребят | |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
4 | Учитель смотрит по журналу, кого спросить | |
5 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |
6 | У тебя что-то не получается | |
7 | Слышать смех за своей спиной | |
8 | Выступать перед зрителями | |
9 | С тобой не хотят играть | |
10 | Проверяются твои способности | |
11 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
12 | На тебя не обращают внимания | |
13 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
14 | Тебе грозит неуспех, провал | |
15 | Берешься за новое дело | |
Ключ:
Школьная | 1,4,5,11,13 |
Самооценочная | 3,6,10,14,15 |
Межличностная | 2,7,8,9,12 |
Обработка и интерпретация результатов теста
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10 баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:
1. «чрезмерного спокойствия» - 0- балла,
2. соответствующего норме – 3 -6 баллов,
3. несколько завышенного – 7-8 баллов,
4. очень высокого – 9 баллов,
5. явно завышенного -10 баллов
Высокий уровень тревожности является субъективным показателем проявления психического неблагополучия. Как отмечают исследователи, у людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам. В характере таких людей наблюдается стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Постоянное ожидание, связанное со страхом негативных событий, занимает значительное место в их сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в бурной реакции на происходящее.