Протокол отслеживания динамики развития учащихся по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
класс.
Фамилия Имя ____________________________________
Оценка состояния общей моторики.
Оценка статического равновесия.
Критерии оценки выполнения задания (задания 1.1, 1.2, 1.3):
4 балла- ребенок выполняет упражнение самостоятельно и правильно;
3 балла- имеются умеренные трудности, упражнение выполнил самостоятельно после оказания помощи взрослого;
2 балла - упражнение выполняется с ошибками при оказании помощи взрослогоребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется;
1 балл - учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения.
Упражнение «Аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей в течение не менее 10-12 с.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Ласточка»: положение стоя, ноги вместе, колени прямые. Поднять руки в стороны до уровня плеч. Перенесите вес на одну ногу и наклоните туловище вперед. Вторую ногу одновременно с этим движением оторвите от пола и вытяните назад, подняв до уровня таза. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей в течение не менее 10-12 с.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Петушок»: положение стоя прямо, без опоры, руки опущены вниз. Согнуть одну ногу в колене, поджав её как можно выше параллельно той, что стоит на полу. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей в течение не менее 10-12 с.
Оценка результата: __________ балла
Оценка уровня развития статического равновесия: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 9 до 12 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 5 до 8 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 3 до 4 баллов
Оценка динамического равновесия.
Критерии оценки выполнения задания (задания 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4) :
4 балла- ребенок выполняет упражнение самостоятельно и правильно;
3 балла - имеются умеренные трудности, упражнение выполнил самостоятельно после оказания помощи взрослого;
2 балла - упражнение выполняется с ошибками при оказании помощи взрослого ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется;
1балл - учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения.
Упражнение «За высоким, за низким».Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал « за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.
Правила: поворачиваться быстро удерживая равновесие, и бежать, не наталкиваясь на впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Бабочки, лягушки».Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу « бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет учителя продолжают ходьбу. По сигналу « лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.
Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Донеси – не урони».На пол кладут шнур длиной 4-5 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову мешочек с песком и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек.
Правила: мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Трудный переход». Детям предлагается пройти по предметам, лежащем на полу на разной высоте - от 20-30 см, расстояние между ними 20 см.
Оценка результата: __________ балла
Оценка уровня развития динамического равновесия: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 13 до 16 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 8 до 12 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 4 до 7 баллов
Оценка ручной моторики:
Критерии оценки выполнения задания (задания 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5):
4 балла- ребенок выполняет упражнение самостоятельно и правильно;
3 балла - имеются умеренные трудности, упражнение выполнил самостоятельно после оказания помощи взрослого;
2 балла - упражнение выполняется с ошибками при оказании помощи взрослого ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется;
балл - учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения.
Упражнение «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Ладонь, кулак, ребро». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребѐнок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребѐнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Заплети косичку». Предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Завязывание шнурков разной величины».
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Застегивание пуговиц». (3 штуки разного размера)
Оценка результата: __________ балла
Оценка уровня развития ручной моторики: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 16 до 20 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 10 до 15 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 5 до 9 баллов
Оценка зрительно-моторной координации:
Критерии оценки выполнения задания: (задания 3.1, 3.2, 3.3, 3.4)
4 балла- ребенок выполняет упражнение самостоятельно и правильно;
3 балла - имеются умеренные трудности, упражнение выполнил самостоятельно после оказания помощи взрослого;
2 балла - упражнение выполнил с ошибками при оказании помощи взрослого ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется;
балл - учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения.
Упражнение «Узоры по клеточкам». Необходимо повторить узор по клеточкам.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Лабиринт». Необходимо найти кто, чем питается.
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Узоры по клеточкам». Необходимо продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Графический диктант».
Оценка результата: __________ балла
Упражнение «Списывание текста». Списать печатный текст письменным шрифтом.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Оценка результата: __________ балла
Критерии оценки выполнения задания: (задание 3.5)
балла- ребенок четко выполнил задание, написал письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров.
3 балла – при выполнении упражнения у ребенка имелись умеренные трудности, упражнение выполнил самостоятельно после оказания помощи взрослого; имеются некоторые неточности в написании прописных букв.
2 балла - упражнение выполнил с ошибками при оказании помощи взрослого; шрифт, элементы написания прописных букв не соблюдены, отсутствует строчка.
1 балл - учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения.
Оценка уровня развития зрительно-моторной координации: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития зрительно-моторной координации учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 16 до 20 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 10 до 15 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 5 до 9 баллов
Оценка тактильных ощущений:
4.1 Упражнение «Тактильное домино». Необходимо на ощупь, закрытыми глазами, отгадать поверхность 5 фишек домино.
Оценка результата: __________ балла
Критерии оценки выполнения задания (задание 4.1):
4 балла- ребенок узнал 5 предмета обеими руками;
3 балла – ребенок узнал 3 предмета обеими или одной из рук или 4 предмета только одной рукой;
2 балла - ребенок узнал 2 предмета обеими руками или 3 предмета одной рукой;
1 балл - ребенок узнал 1 предмет обеими руками или 2 предмета одной рукой, или совсем не справляется с заданием.
4.2. Упражнение «Ощупывание и распознавание предметов». Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. (Ключ, кольцо, монета, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. – 6 штук)
Оценка результата: __________ балла
Критерии оценки выполнения задания (задание 4.2):
4 балла- ребенок узнал 6 предметов обеими руками;
3 балла – ребенок узнал 5 предмета обеими или одной из рук или 4 предмета только одной рукой;
2 балла - ребенок узнал 3 предмета одной, какой либо рукой;
1 балл - ребенок узнал менее 3 предметов.
4.3. Упражнение «Рисунки и буквы на спине». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована.
Оценка результата: __________ балла
Критерии оценки выполнения задания (задание 4.3):
4 балла- ребенок узнал 5 фигур,
3 балла – ребенок узнал 4 фигуры,
2 балла - ребенок узнал 3 предмета,
1 балл - ребенок узнал 2 предмет.
4.4. Упражнение «Рисунки и буквы на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на ладони ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована.
Оценка результата: __________ балла
Критерии оценки выполнения задания (задание 4.4):
4 балла - ребенок узнал 5 фигур,
3 балла – ребенок узнал 4 фигуры,
2 балла - ребенок узнал 3 предмета,
1 балл - ребенок узнал 2 предмет.
Оценка уровня развития тактильных ощущений: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 9 до 12 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 5 до 8 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 3 до 4 баллов.
Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
5.1.1 Упражнение «Радуга». Ребенку предлагается раскрасить радугу.Учащийся должен назвать и показать все цвета спектра.
Оценка результата: __________ балла
Критерии оценки выполнения задания (задание 5.1.1):
4 балла- ребенок раскрасил, показал и сам назвал все цвета спектра;
3 балла– ребенок раскрасил, показал и сам назвал 5 цветов спектра; или назвал все с помощью учителя;
2 балла - ребенок раскрасил, показал и сам назвал 3 – 4 цвета, делал ошибки даже при помощи учителя;
1 балл - ребенок раскрасил, показал и сам назвал менее 3, цветов, или совсем не справляется с заданием.
5.1.2. Упражнение «Какого цвета овощи?»
Оценка результата: __________ балла
Критерии оценки выполнения задания (задание 5.1.2):
4 балла- ребенок самостоятельно справился с задание;
3 балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя;
1 балл - ребенок совсем не справляется с заданием.
Оценка уровня развития цветоразличения: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 7 до 8 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 5 до 6 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 2 до 4 баллов.
Различение формы
Критерии оценки выполнения задания (задания 5.2.1, 5.2.2):
4 балла- ребенок самостоятельно справился с задание;
3 балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя;
1 балл - ребенок совсем не справляется с заданием.
5.2.1. Упражнение «Группировка геометрических фигур».Перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 20 предложенных.
Оценка результата: __________ балла
5.2.2. Упражнение «На какую фигуру похож предмет».Учащему необходимо назвать, на какую фигуру похожи предметы.
Оценка результата: __________ балла
Оценка уровня развития различение формы: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 7 до 8 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 5 до 6 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 2 до 4 баллов.
Восприятие величины
Критерии оценки выполнения задания (задания 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4):
балла- ребенок самостоятельно справился с задание;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя;
1 балл - ребенок совсем не справляется с заданием.
Упражнение «Подбери одежду белочке».
Оценка результата: __________ балла.
5.3.2. Задание «Расставь матрешек по порядку, начиная с самой маленькой»
Оценка результата: __________ балла.
5.3.3 Упражнение «Покажи картинку»
Оценка результата: __________ балла.
5.3.4. Упражнение «Найди место фигуры».Учащему предлагается ранжирование по величине в ряд 9 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
Оценка результата: __________ балла.
Оценка уровня восприятия величины : ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 13 до 16 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 8 до 12 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 4 до 7 баллов
VI. Оценка зрительного восприятия:
6.1. Упражнение «Найди такой же предмет»
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 6.1):
балла- ребенок самостоятельно справился с задание, нашел одинаковые предметы во всех рядах.
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога, нашел одинаковые предметы в 8 рядах.
балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя; нашел одинаковые предметы в 4 -7 рядах.
1балл - ребенок совсем не справляется с заданием, или нашел одинаковые предметах менее, чем в 3 рядах.
6.2. Упражнение «Узнавание контурных изображений». Учащийся по контуру должен дать ответ, что изображено, и дорисовать изображение.
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 6.2):
4 балла- ребенок самостоятельно справился с задание, назвал 9 контурных изображений;
3 балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога, назвал 5 – 7 контурных изображений,
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя; назвал 3 – 4 контурных изображения;
1балл - ребенок совсем не справляется с заданием, или назвал 1-2 контурных изображений.
6.3. Упражнение: «Узнавание зашумленных и наложенных изображений». (7 изображений)
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 6.3):
4 балла- ребенок самостоятельно справился с задание, назвал 7 изображений;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога, назвал 4-5 изображения;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя; назвал 3-2 изображения;
1балл - ребенок совсем не справляется с заданием, или назвал 1 изображение.
6.4 Упражнение: «Узнайналоженные буквы».
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 6.4):
балла- ребенок самостоятельно справился с задание, назвал более 20 букв;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога, назвал от 15 до 20 букв;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя; назвал от 10 до 15 букв;
1балл - ребенок совсем не справляется с заданием, или назвал менее 10 букв.
Оценка результата: __________ балла.
Оценка уровня зрительного восприятия: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 13 до 16 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 8 до 12 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 4 до 7 баллов
Оценка слухового восприятия:
Критерии оценки выполнения задания (задание 7.1, 7.2, 7.3):
балла- ребенок самостоятельно справился с задание;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя;
1балл - ребенок совсем не справляется с заданием.
7.1. Упражнение «Сосчитай удары». Детям предлагается закрыть глаза и внимательно (про себя) сосчитать, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно. (Количество ударов от 8- до 10)
Оценка результата: __________ балла.
7.2. Упражнение «Молоточки».Учащимся предлагается по очереди отстучать “молоточком” (карандашом) тот или иной ритмический рисунок.
Оценка результата: __________ балла.
7.3. Упражнение: «Определи на слух». Учащимся предлагается определить на слух реальные шумы и звуки: звон колокольчика, шуршание газеты, шуршание полиэтиленового мешка, пересыпание крупы, стук карандашом об стол.
Оценка результата: __________ балла.
7.4. Упражнение: «Определи звук».
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 7.4):
балла- ребенок самостоятельно справился с заданием
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога.
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя.
1балл - ребенок совсем не справляется с заданием.
Оценка уровняслухового восприятия: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 13 до 16 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 8 до 12 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 4 до 7 баллов
VIII. Оценка пространственного восприятия:
8.1. Упражнение
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 8.1):
балла- ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями или допустил до 2 ошибок;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя;
1балл - ребенок дал правильных ответов менее 6 или совсем не справляется с заданием.
8.2. Конструирование по образцу из не более, чем из 10 и более счетных палочек
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 8.2):
балла- ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога; или построил 2 образца;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя; построил только 1 образец;
1балл - ребенок не справился с заданием.
Оценка уровняпространственного восприятия: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 7 до 8 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 5 до 6 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 2 до 4 баллов.
IX. Оценка восприятия времени.
9.1. Упражнение «Определи какоевремя суток?»
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 9.1.):
балла- ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями, назвал все части суток, дал объяснения своему ответу;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога, назвал 3 части суток;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя; назвал только 2 части суток;
1балл - ребенок назвал одну часть суток или не справился с заданием.
9.2. Упражнение «Вставь пропущенный месяц», «Расставь месяца по порядку»
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 9.2):
балла- ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями, назвал все времена года.
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога, назвал 3 времени года;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя; назвал только 2 времени года.
1балл - ребенок назвал одно время года или не справился с заданием.
9.3. Упражнение «Когда, что нужно?». Необходимо соединить линиями картинки, с подходящим временем года.
Оценка результата: __________ балла.
Критерии оценки выполнения задания (задание 9.3):
балла- ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями, правильно распределил предметы, дал объяснения своему ответу;
балла – ребенок справился с заданием, только после дополнительной инструкции педагога, предметы распределил, но не смог дать объяснения, или предметы распределил не все;
2 балла - ребенок имел трудности при выполнении задания даже при помощи учителя, распределил 4-5 предметов;
1балл - ребенок распределил менее 3 предметов.
Оценка уровнявосприятия времени: ___________________ уровень.
(данные заносятся в карту отслеживания динамики развития учащихся)
Критерии оценки уровня развития учащихся:
«Оптимальный уровень» - учащийся набрал от 9 до 12 баллов
«Допустимый уровень» - учащийся набрал от 5 до 8 баллов
«Низкий уровень» - учащийся набрал от 3 до 4 баллов