Диагностика эмоционально-волевой сферы у детей логопатов
Критерии диагностики
Общее недоразвитие речи дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако в практике, часто встречается сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психо- патологических синдромов (например, гиперактивность). Для коррекции общего недо- развития речи необходимо выявлять психологические особенности дошкольников, а так же определять уровень состояния эмоционально-волевой сферы. Дети с нарушением речи, как показывает практика, имеют низкий уровень эмоционально-волевой сферы. Они не способны распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей, обладают недо -статочной рефлексивностью и частым проявлением негативных эмоций (страх, гнев и т.д.). Согласно теории К.Е.Изарда, эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а так же личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию.
Данная диагностика помогает определить уровень эмоционально-волевой сферы ребенка, определить пути психокоррекции для комплексного воздействия на личность ребенка.
Сроки проведения:
Первичный - сентябрь
Динамика - январь
Итоговый - май
Оценка уровней:
Высокий уровень, характеризуется тем, что ребенок понимает и самостоятельно реализует свои ощущения, чувства, переживания телом, мимикой, взглядом, словом, с помощью изобразительных средств. Ребенок владеет навыками самоанализа, способами самоконтроля.
Средний уровень, характеризуется тем, что ребенок понимает и различает эмоциональные проявления, но сам неэмоционален, затрудняется передавать различные эмоции при чтении стихотворений, пересказов, играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Низкий уровень, характеризуется тем, что ребенок только различает эмоции, испытывает трудности в передачи их мимикой, телом, жестами, словом.
Ниже приведены образцы таблиц, в которых выделены составляющие эмоционально-волевой сферы, позволяющие диагностировать у детей уровень развития.
Высокий уровень - от 40 до 50 баллов
Средний уровень - от 20 до 40 баллов
Низкий уровень - до 20 баллов.
Диагностика проводится в форме беседы и выполнении практических заданий. Результаты оцениваются по трехбалльной системе:
3 балла - ответ ребенка правильный, уверенный, полный;
2 балла - ребенок путается в ответах, неуверенно выполняет задания;
1 балл - ребенок выполняет задания с помощью воспитателя.
Результаты ответов суммируются. Ребенок, набравший в сумме от 35 до 50 баллов, обладает высоким уровнем развития эмоционально-волевой сферы. Средний уровень, соответственно, от 20 до 35 баллов. Низкий уровень - до 20 баллов.
Материал:
карточки - схемы (или пиктограммы) с изображением эмоций.
картинки с изображением проявления эмоций в разных ситуациях
аудиозаписи музыкальных произведений разного характера.
аудиозаписи сказок «Три поросенка», «Кошкин дом».
Подбор художественных произведений ( русские народные сказки «Теремок», «Зайчья избушка», произведения Н.Носова, Осеевой, А. Барто, К.Чуковского.)
карточки с недорисованными лицами
маски сказочных персонажей.
Особенности проведения: диагностику проводить индивидуально, чтобы избежать подражания в ответах.
Инструкция к проведению:
1. Перед ребенком выкладываются карточки с изображением
эмоций, маски - определить умение ребенка узнавать эмоции по
мимике, жестам:
- Кто изображен на картинке? Какое у него настроение? Подбери
маску.
2. Выкладываются картинки с изображением эмоций в разных
ситуациях - определить умение ребенка находить способы
регуляции эмоций страха, гнева у других людей:
Кто изображен на картинке? Какое у него настроение? Что надо сделать, чтоб герою не было страшно?
Посмотри на картинку и расскажи, какое настроение у каждого героя.
- Посмотри на картинку, почему подрались мальчики? Как их
помирить?
3. Дать ребенку прослушать эпизоды аудиозаписи сказок - определить умение ребенка узнавать эмоции по интонации: - Послушай фрагмент сказки и скажи, когда голос у героя звучит радостно, когда сердито, когда грустно, когда спокойно.
4. Дать ребенку прослушать музыку - определить умение ребенка
определять характер музыки:
- Какая музыка?
5. Прочитать ребенку отрывки из сказок - определить умение
ребенка передавать характер, эмоции сказочных персонажей:
- Изобрази настроение каждого сказочного персонажа с помощью
мимики, жестов, движений, интонацией.
6. Перед ребенком выкладываются карточки с недорисованными
лицами - определить умение ребенка отображать эмоции в
изобразительной деятельности: - Дорисуй рисунок, где герой радуется (грустит, спокоен, сердится)
- Какое у тебя настроение? Нарисуй его.
7. Беседа - определить умение у ребенка находить способы
саморегуляции эмоций страха, гнева:
Расскажи тебе бывает страшно?
Что надо сделать, чтоб не было страшно?
Когда ты бываешь сердитым?
Что надо сделать, чтоб перестать злиться?
Предложить д\игры: «Собери портфель» - определить знает ли ребенок, что нужно для школы. «Для чего, что нужно?»- определить знает ли ребенок значение школьных предметов.
9. Предложить сюжетно-ролевую игру «Школа» - определить у детей умение принимать роли, соответствующие ситуации, обладание ролевой гибкостью, ролевой креативностью.
10. Предложить ребенку прочитать стихотворение - определить степень выразительности, эмоциональности.
Результаты диагностики:
В ходе проведения диагностики выявлено, что дети обладают:
высоким уровнем - чел. ( % )
средним уровнем - чел. ( % )
низким уровнем - чел. ( % )
Сводная таблица диагностики определения уровня осознания эмоциональными категориями
Фамилия имя | возраст | Умение определять эмоции по мимике | Умение определять эмоции по жестам | Умение определять эмоции по интонации | Знание способов преодоления страха у себя | Знание способов преодоления страха у др. | Знание способов преодоления агрессии у себя | Знание способов преодоления агрессии у др. | Умение рассказывать о своих чувствах | Умение определять настроение у др. | Умение изобразить эмоции с помощью мимики, пантомимики | Умение разрешать конфликты мирным путем |
| | | | | | | | | | | | |
Сводная таблица диагностики определения уровня передачи эмоциональных категорий в разных видах деятельности
Фамилия, имя | возраст | Интонацион. выразительность при чтении стихов | Эмоцион. выризительность при изображении персонажей | Отражение эмоций в рисунке | Определение характера музыки | Готовность к школе через д\игры | Готовность к школе через с\р игру | Общее кол-во | уровень |
| | | | | | | | | |