СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика эмоционально-волевой сферы у детей логопатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

система работы по формированию эмоционально-волевой сферы предполагает мониторинг развития детей логопатов в этой сфере.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика эмоционально-волевой сферы у детей логопатов»

Диагностика эмоционально-волевой сферы у детей логопатов

Критерии диагностики

Общее недоразвитие речи дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако в практике, часто встречается сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психо- патологических синдромов (например, гиперактивность). Для коррекции общего недо- развития речи необходимо выявлять психологические особенности дошкольников, а так же определять уровень состояния эмоционально-волевой сферы. Дети с нарушением речи, как показывает практика, имеют низкий уровень эмоционально-волевой сферы. Они не способны распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей, обладают недо -статочной рефлексивностью и частым проявлением негативных эмоций (страх, гнев и т.д.). Согласно теории К.Е.Изарда, эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а так же личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию.

Данная диагностика помогает определить уровень эмоционально-волевой сферы ребенка, определить пути психо­коррекции для комплексного воздействия на личность ребенка.

Сроки проведения:

  1. Первичный - сентябрь

  2. Динамика - январь

  3. Итоговый - май

Оценка уровней:

Высокий уровень, характеризуется тем, что ребенок понимает и самостоятельно реализует свои ощущения, чувства, переживания телом, мимикой, взглядом, словом, с помощью изобразительных средств. Ребенок владеет навыками самоанализа, способами самоконтроля.

Средний уровень, характеризуется тем, что ребенок понимает и различает эмоциональные проявления, но сам неэмоционален, затрудняется передавать различные эмоции при чтении стихотворений, пересказов, играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Низкий уровень, характеризуется тем, что ребенок только различает эмоции, испытывает трудности в передачи их мимикой, телом, жестами, словом.

Ниже приведены образцы таблиц, в которых выделены составляющие эмоционально-волевой сферы, позволяющие диагностировать у детей уровень развития.

Высокий уровень - от 40 до 50 баллов

Средний уровень - от 20 до 40 баллов

Низкий уровень - до 20 баллов.

Диагностика проводится в форме беседы и выполнении практических заданий. Результаты оцениваются по трехбалльной системе:

3 балла - ответ ребенка правильный, уверенный, полный;

2 балла - ребенок путается в ответах, неуверенно выполняет задания;

1 балл - ребенок выполняет задания с помощью воспитателя.

Результаты ответов суммируются. Ребенок, набравший в сумме от 35 до 50 баллов, обладает высоким уровнем развития эмоционально-волевой сферы. Средний уровень, соответственно, от 20 до 35 баллов. Низкий уровень - до 20 баллов.

Материал:

  1. карточки - схемы (или пиктограммы) с изображением эмоций.

  2. картинки с изображением проявления эмоций в разных ситуациях

  3. аудиозаписи музыкальных произведений разного характера.

  4. аудиозаписи сказок «Три поросенка», «Кошкин дом».

  5. Подбор художественных произведений ( русские народные сказки «Теремок», «Зайчья избушка», произведения Н.Носова, Осеевой, А. Барто, К.Чуковского.)

  1. карточки с недорисованными лицами

  2. маски сказочных персонажей.

Особенности проведения: диагностику проводить индивидуально, чтобы избежать подражания в ответах.

Инструкция к проведению:

1. Перед ребенком выкладываются карточки с изображением
эмоций, маски - определить умение ребенка узнавать эмоции по
мимике, жестам:

- Кто изображен на картинке? Какое у него настроение? Подбери
маску.

2. Выкладываются картинки с изображением эмоций в разных
ситуациях - определить умение ребенка находить способы
регуляции эмоций страха, гнева у других людей:

  • Кто изображен на картинке? Какое у него настроение? Что надо сделать, чтоб герою не было страшно?

  • Посмотри на картинку и расскажи, какое настроение у каждого героя.

- Посмотри на картинку, почему подрались мальчики? Как их
помирить?

3. Дать ребенку прослушать эпизоды аудиозаписи сказок - определить умение ребенка узнавать эмоции по интонации: - Послушай фрагмент сказки и скажи, когда голос у героя звучит радостно, когда сердито, когда грустно, когда спокойно.

4. Дать ребенку прослушать музыку - определить умение ребенка
определять характер музыки:

- Какая музыка?

5. Прочитать ребенку отрывки из сказок - определить умение
ребенка передавать характер, эмоции сказочных персонажей:

- Изобрази настроение каждого сказочного персонажа с помощью
мимики, жестов, движений, интонацией.

6. Перед ребенком выкладываются карточки с недорисованными
лицами - определить умение ребенка отображать эмоции в
изобразительной деятельности: - Дорисуй рисунок, где герой радуется (грустит, спокоен, сердится)

- Какое у тебя настроение? Нарисуй его.

7. Беседа - определить умение у ребенка находить способы
саморегуляции эмоций страха, гнева:

  • Расскажи тебе бывает страшно?

  • Что надо сделать, чтоб не было страшно?

  • Когда ты бываешь сердитым?

  • Что надо сделать, чтоб перестать злиться?

  1. Предложить д\игры: «Собери портфель» - определить знает ли ребенок, что нужно для школы. «Для чего, что нужно?»- определить знает ли ребенок значение школьных предметов.

9. Предложить сюжетно-ролевую игру «Школа» - определить у детей умение принимать роли, соответствующие ситуации, обладание ролевой гибкостью, ролевой креативностью.

10. Предложить ребенку прочитать стихотворение - определить степень выразительности, эмоциональности.

Результаты диагностики:
В ходе проведения диагностики выявлено, что дети обладают:
высоким уровнем - чел. ( % )

средним уровнем - чел. ( % )

низким уровнем - чел. ( % )



Сводная таблица диагностики определения уровня осознания эмоциональными категориями



Фамилия имя

возраст

Умение определять эмоции по мимике

Умение определять эмоции по жестам

Умение определять эмоции по интонации

Знание способов преодоления страха у себя

Знание способов преодоления страха у др.

Знание способов преодоления агрессии у себя

Знание способов преодоления агрессии у др.

Умение рассказывать о своих чувствах

Умение определять настроение у др.

Умение изобразить эмоции с помощью мимики, пантомимики

Умение разрешать конфликты мирным путем
















Сводная таблица диагностики определения уровня передачи эмоциональных категорий в разных видах деятельности

Фамилия, имя

возраст

Интонацион. выразительность при чтении стихов

Эмоцион. выризительность при изображении персонажей

Отражение эмоций в рисунке

Определение характера музыки

Готовность к школе через д\игры

Готовность к школе через с\р игру

Общее кол-во

уровень














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!