СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика готовности ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика готовности ребенка к школе»





Диагностика готовности ребенка к школе













































1 задание.

Маленькая анкета

Сейчас я задам тебе несколько вопросов, на которые ты должен ответить.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы и папы.

  3. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

  4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

  6. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

  7. Каких животных ты знаешь?

  8. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап у петуха или у собаки?

  9. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трёх до шести, от девяти до двух.

  10. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза и уши?

  11. Что делает почтальон, врач, учитель?

  12. Ты хочешь пойти в школу?

Спасибо за твои ответы. Давай продолжим выполнять следующие задания.

2 задание.

Исключи лишнее

На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним.

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания. Задание по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.





Задание 3.

Назови одним словом

Цель: проверить умение детей подбирать обобщающее слово.

Я буду говорить тебе слова. Тебе надо подумать и назвать их одним словом.

1.Окунь, карась ...

2. Дерево, цветок

3. Лето, зима ...

4. Огурец, помидор ...

5. Сирень, орешник ..

6. Шкаф, диван ...

7. Слон, муравей ...

Задание 4.

Отметь крсетиком















При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)».Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.




4 задание.

«Черточки - палочки»


Сначала нужно писать одну палочку, потом черточку, дальше две палочки — черточку, затем три палочки — черточку, а потом все повторить снова. Надо все время считать, чтобы не ошибиться. Это первое правило, которое вам нужно соблюдать при письме. Второе правило: вы заполнили всю строчку до полей — писать на них нельзя, школьник на полях не пишет. Третье правило: надо правильно переходить с законченной строчки на новую: на новой строчке продолжать писать то, что не поместилось на старой. Смотри: я написала две палочки, а черточка не поместилась , я ее переношу на новую строчку, а дальше пишу три палочки — черточку и т. д. Четвертое правило: между строчками дожно быть расстояние в одну линейку, иначе все написанное сольется, будет выглядеть некрасиво». 

На тетрадном листе в одну линейку в течение 15 мин ребенок пишет простым карандашом системы палочек и черточек, соблюдая при этом четыре правила: 1) писать палочки и черточки в определенной последовательности; 2) не писать на полях; 3) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую; 4) писать не на каждой строчке, а через одну. 

В соответствии с общим замыслом методики были разработаны следующие оценочные критерии степени сформированности действий самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности детей: 1) степень полноты принятия задания — ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем; 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия — ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные его компоненты; полностью теряет задание; 3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания — характер ошибок, допускаемых ребенком; замечает ли он свои ошибки; исправляет или не исправляет их; 4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности — ребенок старается еще раз основательно проверить работу и проверяет ее; ограничивается беглым п росмотром; в ообще не просматривает, а отдает ее взрослому сразу же по окончании. 

























5 задание.

Графический диктант

Под рисунком есть стрелочки, указывающие вправо, влево вверх и вниз. Возле стрелок есть цифры, указывающие, сколько нужно прорисовать палочек в том или ином направлении. Сначала стоит цифра, около нее стрелка, указывающая направление. Начинать нужно от точки, которая уже нарисована. Найди эту точку и приступай к выполнению задания!





















Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

  • 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

  • 0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов.



6 задание.

Геометрические фигуры

Эти карточки тебе надо разложить на группы — подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту таблицу — тут они все нарисованы и подумай, как ты будешь это делать.

Посмотри внимательно на эту таблицу, изучи её. Я дам тебе очень мало времени и сейчас её закрою. Теперь разложи эти карточки, подхо­дящие с подходящими, можешь сделать три или четыре группы и расскажи, по каким признакам ты разложил фигуры.

 Основу числового показателя обучае­мости было положено количество дозированной помощи экспе­риментатора, которое необходимо ребенку для достижения оп­ределенного результата. В серии предварительных исследова­ний были подобраны в правильном соотношении числовые показатели и для других параметров обучаемости: активности собственной ориентировки и способности к логическому пере­носу.

В целом система количественной оценки построена так, что чем хуже обучаемость ребенка, тем большее количество помо­щи он получает, и соответственно возрастает количество бал­лов, в которых оценивается его обучаемость.

Выделенные показатели обучаемости численно оцениваются (в баллах) следующим образом:

  1. Ориентировка - "ОР":

активная - О,

пассивная - 1.

2. Восприимчивость к помощи - "ВП":

за каждый урок в каждом задании - 1,

за каждое проявление инертности - 1.

3. Способность к логическому переносу - "Л/7":

- отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой классификации - 1,

полный перенос в словесной форме - 0,

частичный перенос в словесной форме - 1,

полный перенос в наглядно-действенной форме - 2,

- частичный перенос в наглядно-действенной форме - 3,

- отсутствие переноса - 4.

Общий числовой показатель обучаемости - "ПО":

ПО = ОР + ВП + ЛП.


Задание 7.

Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.

«Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

  • Отсутствие ошибок – 3

  • 1 ошибка – 2

  • 2 и более ошибок – 1

  • Вообще не выполнил задание – 0

Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.















Министерство образования Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»







Выполнили:

Студентки группы ПНК-2

Специальность

«Преподавание в начальных

классах»
Ростунова Ангелина Павловна,
Горячева Ирина Максимовна





Диагностика готовности ребенка к школе











Преподаватель:
Тухман Ирина Владимировна







г. Дзержинск, 2017

Компонент готовности

Название и автор методики

Операционный блок: образно – логическое мышление, четкость представлений, анализ, обобщение.

Немов Р. С. Найди лишнее


Операционный блок: выявляет уровень сформированности понятий, вербально - логического мышления и процессов классификации. 

Венгер Л. А. Назови одним словом»

Регулирующий блок: самоконтроль.

В. Г. Щур методика определения самооценки дошкольника

Мотивационный блок: внимание, самостоятельность.

Ульенкова У. В. Черточки - палочки

Мотивационный блок:  исследование ориентации в пространстве, внимание, самостоятельность.

Эльконин Д. Б. Графический диктант

Обучаемость: восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора при решении трудной задачи, выявляется показатель умственной деятельности (логический перенос).

Иванова А. Я. методика исследования обучаемости

Обучаемость: социальное взаимодействие.

С. А. Банкова Текстовая беседа

Регулирующий блок: самоконтроль.

Методика «Цепочка действия»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!