ПЕ Д АГО Г ИКА
Диагностика и оценка учебных достижений школьников
Преподаватель Слохова Н.О.
План раздела:
- Понятие диагностики. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности.
- Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки.
- Безотметочная система оценки, её плюсы и минусы.
- Поня т ие «обу ч аемость» и «обу ч еннос т ь ».
- Диагностика причин неуспеваемости учащихся. Профилактика
неуспеваемости.
- Психолого-педагогический анализ ответов учащихся, упражнений, сочинений и других видов работ по оцениванию результатов учебной деятельности школьников.
Понятие диагностики. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по
аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году .
Педагогическая диагностика - это деятельность по выявлению состояния и качества результатов процесса обучения, а также причин и условий, приведших к этим результатам. Педагогическая диагностика включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление
динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.
К о н т р о л ь - это оп е ра ц ия соп о с т авл е ния, слич е ния з а план иро в а нного результата с эталонными требованиями, стандартами.
П р о в е р к а - э т о п роц е сс в ыявлен и я ус п ех о в и т р у д н о ст е й в о в л а дении
знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
«Без оценоч н ого компонента, без оценочных суждений,
без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках».
Ш.А. Амонашвили
Ф у н к ц и и п е д а г о г и ч е с к о й д и а г н о с т и к и :
- Контролирующая функция диагностики связана с определением уровня усвоения
материала, его соответствия нормам и стандартам.
- Обучающая функция диагностики определяется тем, насколько в ходе контроля наблюдается прирост знаний, умений и навыков.
- Воспитывающая функция связана с формированием адекватной самооценки,
ответственности, целеустремленности, дисциплинированности и др. черт характера.
- Развивающая функция проявляется в развитии речи, памяти, мышления и др. в процессе проверки и оценки.
- Стимулирующая функция состоит в том, что объективный контроль стимулирует у учащихся желание учиться, вдохновляет их, вселяет уверенность в дальнейшее развитие.
ф ункци я с в язана с пед а г о гиче с к о й рефлек с ие й у ч ит е ля, его
самоанализом, совершенствованием планирования и организацией обучения. Она касается и ученика, коррекции и самокоррекции им своей учебно-познавательной деятельности.
Т р е б о в а н и я к п е д а г о г и ч е с к о й д и а г н о с т и к е :
- объективность диагностики, предполагающая оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, независимо от состояния, личных черт характера тех, кто проводит диагностику.
- систематичность диагностики предполагает ее осуществление не от случая к случаю, а
непрерывно на всех этапах процесса обучения с последовательным усложнением задач,
содержания и методики.
- открытость (гласность) диагностики заключается в проведении открытых испытаний для всех учащихся и по одним и тем же критериям. Кроме этого, данное требование предполагает обоснование оценки и выставленной отметки;
- дифференцированный подход к диагностике заключается в учете специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся. Он требует применения различных форм и методов контроля в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, а также соблюдения педагогического такта;
- всесторонность заключается в том, что диагностика должна охватывать все разделы программы, обеспечить проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся, учитывать не только объем знаний (соответствие программе), но и их глубину, осмысленность, научность, систематичность, действенность, форму выражения
(точность, образность, культура речи и труда), своевременность, прочность и др.;
Т р е б о в а н и я к п е д а г о г и ч е с к о й д и а г н о с т и к е :
- разнообразие форм и методов проведения, обеспечивающее выполнение комплекса функций диагностики. При этом различные формы, методы и средства проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи, единстве и подчиняются одной цели;
- действенность диагностики. Суть этого требования заключается в том, что система контроля, применяемая каждым учителем, коллективом педагогов, должна давать определенные положительные результаты.
В и д ы п е д а г о г и ч е с к о й д и а г н о с т и к и
В зависимости от места диагностики в учебном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку и числа учащихся, различают несколько видов диагностики:
Предваряющая (предварительная) диагностика служит выявлению уровня знаний, умений и навыков и развития учащихся. Она осуществляется, как правило, в начале учебного года, чтобы определить знания важнейших элементов курса предшествующего учебного года во вновь скомплектованных классах, где учитель начинает преподавание, а
также перед изучением нового раздела курса.
Предваряющая проверка помогает учителю верно спланировать предстоящую работу, связать ее с тем, что учащимся уже известно. Учащимся этот вид проверки дает возможность мобилизовать уже имеющиеся знания и опыт для успешного усвоения нового материала. Кроме этого, предваряющая диагностика сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов.
Основные функции этого вида диагностики – контролирующая и корректирующая.
Текущая диагностика осуществляется учителем в х оде повседневной учебной работы в основном на уроке . Проводится в процессе изучения темы с целью проверки усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы , способствует своевременному и качественному выполнению учебных заданий школьниками изо дня в день, а учителям дает возможность сразу видеть результаты своих усилий и вовремя корректировать работу. Основная функция этого вида диагностики – обучающая, стимулирующая, она выполняет роль постоянного стимула активности и интереса учащихся к знаниям.
Периодическая диагностика проводится после изучения темы, раздела программы . Проводится с целью диагностирования качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.
Итоговая диагностика проводится после изучения курса или определенного этапа обучения (четверти, полугодия, учебного года) . Целью диагностирования является определение уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
М е т о д ы д и а г н о с т и к и
Наблюдение заключается в непосредственном восприятии и прямой регистрации фактов. Наблюдение за учащимися в ходе учебного процесса помогает учителю составить правильное представление об отношении ученика к занятиям, степени его познавательной активности, самостоятельности, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать форму и метод проверки знаний. Без опоры на наблюдение снижается эффективность и других методов контроля. Результаты наблюдений, в отличие от других методов диагностики не фиксируются в официальных документах, но учитываются в общей итоговой оценке учащихся . Однако результативность и точность выводов, сделанных на основе наблюдения, зависит от личностных качеств преподавателя и других факторов .
Методы устной диагностики имеют также давнюю историю и очень распространены в практике обучения. К этим методам относятся: рассказ, объяснение, сообщение ученика, чтение им текста, схемы, карты, беседа и пр. Данные методы используются с целью выявления уровня знаний, умений и навыков отдельных учащихся, уровня речевого развития, навыков общения, умения выступать и дискутировать. Методы устной диагностики применяются на всех этапах обучения в индивидуальной, фронтальной и комбинированной формах, помогают поддерживать контакт с учащимися, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы. В процессе устного контроля учитель должен использовать приемы стимулирования речетворчества учеников (приемы активного слушания, внушающие вопросы в начале и по ходу ответа и пр.).
Практика показывает, что не все учащиеся готовы к таким методам диагностики, иногда страх, неуверенность в своих силах приводит к тому, что ученик теряется, не может вспомнить материал и сформулировать правильный ответ . Такие ученики должны пройти предварительную подготовку, например, в опыте В . Ф . Шаталова это тихий и ма г ни т о ф о нн ы й опр о с, вза имо к онтро ль, опр о с пя т ерых и пр .
Методы письменной диагностики. К ним относятся контрольные работы, диктанты, изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы. Цели их применения: выявление уровня овладения теоретическими знаниями; умений их применять для решения конкретных задач; степени владения письменной речью. Письменные методы диагностики экономичны во времени, дают возможность одновременного диагностирования как всего класса, так и отдельных учащихся, отличаются индивидуальным характером выполнения единого задания, или индивидуализированного задания, или их сочетания . Недостатком этих методов диагностики являются большие затраты времени, которые тратятся на проверку выполненных работ. В целях сокращения времени на проверку используются пособия с печатной основой, в которых предлагается заполнить пропуски, программированные пособия (карточки, перфокарты и пр.).
Методы письменной диагностики. К ним относятся контрольные работы, диктанты, изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы. Цели их применения: выявление
уровня овладения теоретическими знаниями; умений их применять для решения конкретных задач; степени владения письменной речью. Письменные методы диагностики экономичны во времени, дают возможность одновременного диагностирования как всего класса, так и отдельных учащихся, отличаются индивидуальным характером выполнения единого задания, или индивидуализированного задания, или их сочетания . Недостатком этих методов диагностики являются большие затраты времени, которые тратятся на проверку выполненных работ. В целях сокращения времени на проверку используются пособия с печатной основой, в которых предлагается заполнить пропуски, программированные пособия (карточки, перфокарты и пр.).
Сравнительно новый метод диагностики в нашей школе – тестирование .
по определенному
Д ид а к ти ч е с к ий т е с т э то наб о р с танд арт и зир о в анны х зад ани й материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.
диагностики
приме н яются с ц е лью в ы я в л е н и я уро в ня
Практические методы с ф о р мир о в анности тех или
ины х умений и на вы к о в пра к тиче с к о й раб о т ы , или
двигательных навыков. К ним относятся лабораторные, измерительные работы, создание изделий и пр. Они применяются на уроках математики (проверяются измерительные навыки), физики, химии (умения пользоваться приборами и принадлежностями), рисования, труда, физкультуры. Доля применения этих методов в школе, к сожалению, невелика.
Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки.
«Оценка»
- это процесс оценивания,
оценочном
выражающийся в
суждении, выражается в
развернутом
вербальной форме
(«молодец»,
«оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»).
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
Главной целью оценки является установление глубины и объема знаний, полученных каждым учеником. Оценка обязательно должна быть выражена до выставления отметки . Благодаря оценке осуществляется обратная связь, поощрение ученика за проделанную работу, она является основным индикатором выявления проблем, возникающих в процессе получения образования.
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики делились на лучших, средних и худших .
Отметка - цифровой “аналог” оценки, способ выражения знаний учащегося в балльной системе. Отметка должна быть выведена из оценки, а не наоборот. В современном образовательном процессе нередко можно встретить ситуацию, когда учитель сначала выставляет отметку, а уже потом дает краткую оценку проделанной работе . Но ведь именно в развернутом оценочном суждении учитель может указать ученику на его ошибки, пробелы в знаниях, объяснить, почему была выставлена та или иная отметка, тем самым дать понять ребенку, что к нему нет предвзятого отношения и замотивировать на улучшение качества знаний .
При Николае 1 именно в год смерти великого поэта в 1837 году 5-балльная система оценивания изменилась на ту, которая существует в России и по сей день, она была официально утверждена Министерством народного просвещения:
«1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5»
— о т ли чны е . П р едл о же на она была г р афом С . С . Ува р ов ы м .
Оценочная деятельность в образовательных учреждениях других стран
В США принята близкая нам 5-балльная (но вместо цифр там используют буквы - A, B, C, D, F), но итоговые тесты, которые сдают по окончании каждого полугодия, оц е нив а ют по 100 ба лл а м .
В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок - от 6
( Польша ) до 100-балльной ( Япония, Австрия, Турция ).
Наши соседи - Молдова, Белоруссия, Латвия - практикуют оценки по 10- ба лл ь ной си ст е ме, на У к р а ин е п р инята 1 2 - ба лл ь на я .
Критерии и нормы оценивания и выставления отметки :
1 - е пр а в и л о : « О ц е н к а ре з у л ь т а т а и от м е т к а »
Оцениваем предметные результаты. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
2 - е п р а в и л о : « С а м оо ц е н к а » .
Оценку определяют учитель и ученик сообща!
П о с л е урок о в
Н а уроке
П о сле у ро к о в за
На у ро к е ученик сам о це н ива ет свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.
письменные задания оценку и отметку определяет учитель.
Учи т ель имеет пра во ско рр ек т и р о ва т ь о це н к и и о т мет к у, е с ли д о ка жет, чт о уче н ик завы с ил или занизил их.
Ученик имеет пра во
из м е н ит ь эту о ц е нку ( о т мет к у) , ес л и д о к аже т , ч т о она завышена или занижена.
3 - е п ра в и л о : « О д н а з а д а ч а – од н а от м е т к а ».
За каждую группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка . Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки.
За контрольную работу может выставляться две отметки: одна за необходимый (базовый) уровень и повышенный (программный) уровень, другая за максимальный (необязательный) уровень.
4-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».
При изучении нового материала (текущем контроле) отметка ставится только по желанию ученика.
Если ученика не устраивает полученная отметка ( за задание текущего и работу тематического контроля ), он имеет право пересдать соответствующий материал один раз в течение недели ( исключение : в случае болезни ученика или учителя ). Такой срок назначается, чтобы не происходило наслаивание одного материала на другой. Им может быть пересдана работа целиком или только то задание, с которым он не справился. Решение об этом принимает учитель.
Если ученик не пришёл или не подготовился и не смог воспользоваться своим правом пересдачи, рекомендуется (если нет особых обстоятельств, например, болезнь ученика) жёстко соблюдать общее условие – сохранять полученную ранее отметку. Только в этом случае ученик поймёт, что имеющееся у него право налагает на него и ответственность за его использование.
5 - е п р а в и л о : « У р о в н и у с п е ш н о с т и ».
Безотметочная система оценки, её плюсы и минусы.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Основные принципы безотметочного обучения :
- диффер е нц и р о в а н н ый п одх о д п р и осущест в лен и и оц е ни в а ющих и контролирующих действий;
- приоритет самооценке (самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя);
- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов
изучения результативности обучения);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающегося условиях, снижающих стресс и напряжение).
! Н и к а к о м у о ц е н и в а н и ю н е п о д л е ж а т :
- те м п р а б о т ы об у ч а ю щ е г о с я ;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, в н и м а н и я , в о с п р и я т и я и т. д.) . !
- Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики,
- Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики,
солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная
- объяснительная оценка. Н е л ь з я п ри н е п р а в и л ь н о м от в е т е об у ч а ю щ е г о с я г о в о р и т ь « н е д у м а л » , « н е ст а р а л с я » , « н е в е р н о » . Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение»,
- объяснительная оценка. Н е л ь з я п ри н е п р а в и л ь н о м от в е т е об у ч а ю щ е г о с я г о в о р и т ь « н е д у м а л » , « н е ст а р а л с я » , « н е в е р н о » . Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение»,
«давай послушаем других» и т. д.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все
основные темы учебного периода.
«Портфолио» обучающегося представляет собой подборку личных работ обучающегося , в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс обучающегося в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности обучающегося – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
Динамика обученности обучающегося фиксируется учителем.
Понятие «обучаемость» и «обученность»
Обучаемость – это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности ( например, возбуждение и работоспособность , скорость реакций, темп, ритм деятельности , использование приемов запоминания ).
Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Обученность – это те характеристики психического развития ребенка,
которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения. Она включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).
! Если обученность – это характеристика актуального развития того, чем уже
р а с п о л а г а е т у ч е н и к ,
т о о б у ч а е м о с т ь – это ха р а к т е р и с т и к а его п о т е н ци а л ь н о г о р а з в и т и я . !
Диагностика причин неуспеваемости учащихся. Профилактика неуспеваемости
Неуспеваемость – не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.
Классификация причин неуспеваемости (по П.П. Борисову)
1. Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
2.
Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное
пов е дение р о дител ей , м а т ериал ь н ая о б еспе ч е ннос т ь сем ь и , о т су т ствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.
3 . Ф и з и о л о г и ч е с к и е п р и ч и н ы : болезни, общая с л аб о сть здоров ь я, болез н и
верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
4 . П с и х о л о г и ч е с к и е п р и ч и н ы : о соб е н н о сти
развития внимания, памяти,
уровень развития речи,
медленность понимания, недостаточный
несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Предупреждение неуспеваемости –
система мер своевременного
обнаружения и устранение неуспеваемости.
В и д р а б о т ы
Когда?
Зачем?
Что?
При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития. Регулярно устанавливать, как учащийся осваивает предмет, фиксировать результаты, диагностировать.
Внеурочная
Как?
Р а бота на уроке
Для:
При возникновении затруднений:
- Создание микроклима т а в классе.
деятельность
Для предотвращения отставания в умственном развити и , для своевременного усвоения предмета.
- в изучении нового материала;
- предупреждения неуспеваемости;
Индивидуально- личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися.
- Алгоритм и зац и я действий.
- Включать в работу (фронтальный опрос).
- Индивидуал ь ные и групповые консультации.
- ликвидации выявленных пробелов в
- при выявлении пробелов в знаниях.
- Предотвращение пробелов в знаниях,
знаниях;
- Оказание помощи при выполнении домашнего
- Работа в группах, подготовительные консультации, уроки коррекции знаний.
связанных с пропусками.
задания (карточки, инструкци и , помощь сильных учеников).
- формирования мотиваци и , интереса к
- Участие в предметных кружках, творческие
учёбе.
- Формирование мотивации к обучению.
- Карточки, работа в парах.
задания.
В и д р а б о т ы
Когда?
Воспитательная
Зачем?
Р а бота с роди т ел я ми
работа
Что?
Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников.
Как?
При отставании в учёбе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий. Работа ведётся регулярно: строго отведены часы, индивидуальный гр а ф и к, н е соотв е тств у ющ а я обстановка в классе и в семье.
личности школьника.
Оказание профессионально- педагогической помощи родителям. Выяснение причин неуспеваемости.
Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребёнка.
Установление единых требований к знаниям учащихся.
личностный подход.
- Формирование мотиваци и , интереса к
- Создание культурной среды.
турпоходы, КТД.
учёбе.
Создание в школе постоянно действующего семинара для учителей. Объяснение требований родителям.
- Проведение классных часов.
Педагогическое просвещение для родителей.
- Создание предметн о - пространственной среды
Коррекционная работа с родителями.
Индивидуал ь ная работа.
шк о лы, отвечающей
воспитательным задачам.
Психолого-педагогический анализ ответов учащихся, упражнений, сочинений и других видов работ по оцениванию результатов учебной деятельности школьников.
У п р а ж н е н и е « С л у ш а т ь ч у в с т в а » ( п о Т . Г о р д о н у )
Инструкция : дети сообщают взрослым больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства. Ниже приводятся некоторые типичные детские
«сообщения». Прочтите каждое внимательно, стараясь услышать выраженные в
них чувства. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые вы услышали. Это может быть одно или несколько чувств - напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении. Сравните полученные результаты с ключом .
- О, ос т алось тол ь ко 1 0 дней до конца школы .
- Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!
- Ты будешь держать меня за руку, когда мы пойдем в детский сад?
- Мне н е в есе л о . Я н е зн а ю , что мн е де л ат ь .
- Я никогда не буду лучше, чем Джим. Я делаю, делаю, а он все равно лучше меня.
- Новая учительница задает слишком много на дом. Я никогда не
могу все сделать. Что мне делать?
- Все дети пошли к мор ю . Мне н е с кем играт ь .
- Джиму родители разрешили поехать на велосипеде в школу, а я
езжу лучше его.
- Мне н е льзя было бы т ь таким жадны м . Я плохо пост упил .
- Я хоч у носить длинные вол о сы - э т о в е дь мои вол о сы ?
- Как т ы д у ма еш ь , я правил ь но г о товлю до к л а д? Будет ли э т ого достаточно?
- Почему эта старая карга оставила меня после школы? Ведь я не один болтал. Так и дал бы ей в нос.
- Я сам могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно
взрослый, чтобы сделать это самому.
- М а тематика оч е нь т р уд на я . Я слишком глу пый, чтобы в н е й
разобраться.
- Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Вам наплевать на то, что со мной может случиться.
- Одно вр е мя хорош о по луча л ось, а сейчас хуже, чем раньше . Я
с т араюс ь , н о н е получает с я . С т оит ли с т ара т ь с я?
- Я хотел бы пойти, но боюсь ей позвонить. А если она засмеет меня, что я ее пригласил?
- Я больше никогда не буду играть с Н. Она такая (ругается).
- Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.
- Мне кажется, я знаю, что делать, но может быть, это неправильно. Я всегда делаю что-то неправильно. Что мне делать, папа, - работать или учиться в колледже?
К л ю ч к у п р а ж н е н и ю « С л у ш а т ь ч у в с т в а »
- а) сопротивление вмешательству
родителей.
- а) сомнение; б) неуверенность.
- а) злост ь, не н ави сть ; б) ч увст во несправедливости.
- а) чувство компетентности; б) уверенность в своих способностях.
- а) ф р уст р ация; б) ч увст во неадекватности.
- а) боль; б) зло сть , чувст вует , ч т о его не
любят.
- а) разо ча р о вание; б) ж елание все бросить.
- а) Желание пой т и; б) б о яз н ь.
- а) злост ь, г н ев; б) о бид а.
- а) о д о брение; б ) благо д а р нос т ь, ра д о сть .
- а) неувереннос т ь; б) со мне ния.
- а) рад ост ь; б ) обле гч е ни е .
- а) гордость; б) удовлетворение (приятно).
- а) ст р ах , боязнь; б) т р евога.
- а) ску к а; б) п о ста влен в т упи к .
- а) неуверенность (неадекватность); б) обескураженность.
- а) чувство затруднения; б) чувствует свое поражение.
- а) о д ино честв о ; б) п о к ину т о сть .
не с пра вед лив о сти ; б) к о мпе т ентность , уверенность в своих силах
- а) ви на; б) со жаление о сво их д ейств иях .
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в: 4 балла - за ответ, совпадающий с ключом;
2 балла - за ответ, частично совпадающий с ключом (точно указано только одно чувство);
0 бал л о в - н еправильный ответ .
Подсчитывается общий балл.
Интерпретация.
6 1 - 8 0 - выс окий у р ов е нь узнава н ия ч у вст в ; 41 - 6 0 - вы ш е с р едн е го ;
21 - 4 0 - ниже ср ед н е г о ;
0-20 - плохое узнавание.
Спасибо за внимание!
C R E D I T S : T his p res ent a ti o n te m p l ate w a s c re a te d b y S lide s go , i ncl u din g i c o n s b y Fl a ti c o n , a nd infographics & images by Freepik .
P l e a se k eep th i s s l i d e fo r a ttrib u t i on.