СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика на выявление отклонений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика на выявление отклонений

Просмотр содержимого документа
«Диагностика на выявление отклонений»

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста


Цель: выявить уровень логического мышления, внимания, памяти учащихся общеобразовательных учреждений, выявление интеллектуального развития учащихся.


Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;

II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;

III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения : Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.


Бланк заданий

Фамилия, имя _______________________ Класс________________

Сумма баллов_____ Уровень интеллектуального развития_______


I. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

1.​ У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2.​ В году - … (4 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 24 месяца, 7 месяцев).

3.​ Месяц зимы - ... (сентябрь, февраль, март, октябрь, ноябрь).

4.​ У деревьев всегда есть ... ( листья, цветы, корень, плоды, тень).

5.​ Время года - … (август, осень, каникулы, суббота, утро).

6 . В жарких краях живет ... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин).

7. В нашей стране не живет ... (соловей, страус, аист, синица, скворец).

8. Отец старше своего сына ... (часто, всегда, никогда, редко, иногда).

9. Время суток - ... (год, месяц, неделя, день, понедельник).

10. Пассажирский транспорт - ... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).


II. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

1.​  тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2.​  река, озеро, море, мост, пруд

3.​  кукла, прыгалка, песок, мяч, юла

4.​  стол, ковер, кресло, кровать, табурет

5.​  тополь, береза, орешник, липа, осина

6.​  курица, петух, орел, гусь, индюк

7.​  окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

8.​  Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

9.​  число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный


III. ОБОБЩЕНИЕ

Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: Брюки, платье, пиджак ... — одежда»

1.​  окунь, карась ...

2.​  метла, лопата ...

3.​  лето, зима ...

4.​  огурец, помидор ...

5.​  сирень, орешник ...

6.​  шкаф, диван …

7.​  июнь, июль ...

8.​  день, ночь ...

9.​  слон, муравей ...

10. дерево, цветок ...


IV. АНАЛОГИИ

Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева».

1. огурец гвоздика

овощ сорняк, цветок, роса, садик, земля

2. огород сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. учитель врач

ученик очки, больница, палата, больной

4. цветок птица

ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5. перчатка сапог

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. часы градусник

время стекло, больной, кровать, врач, температура

8. машина лодка

мотор река, маяк, парус, волна, берег

9. стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10. стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная


Обработка результатов


I субтест


Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.


II субтест


Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».


III субтест


За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.


IV субтест


При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:


ОУ = х • 100% / 40


где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:


4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).





















Бланк ответов

Фамилия, имя Гордиенко Милана Класс 4

Сумма баллов34 Уровень интеллектуального развития 4-й уровень успешности

I. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

1.​ подошва

2.​ 12 месяцев

3.​ февраль

4.​ корень

5.​ осень

6.​ верблюд

7.​ страус

8.​ всегда

9.​ день

10.​ автобус


II. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1. фасоль

2. мост

3. песок

4. ковер

5. орешник

6. орел

7. указка

8. Петров

9. число

10. Вкусный


III. ОБОБЩЕНИЕ

1.​ рыбы

2.​ инструменты

3.​ времена года
4. овощи

5.​ кустарник

6.​ мебель

7.​ месяц

8.​ время суток

9.​ животные

10.​ растения


IV. АНАЛОГИИ

1. цветок

2. яблоня

3. больной
4. гнездо

5. нога

6. сухой

7. температура

8. парус

9. клевер

10. стальная


Интерпретация:
Методика показала что, Милана ученица 4 класса способна отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, у испытуемой высокие способности обобщения и отвлечения, также ученица с легкостью умеет выделять существенные признаки предметов и явлений; исследовать и устанавливать логические связи и отношению между понятиями.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) у ученицы был определен 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ). В заключении можно с уверенностью отметить, что Гордиенко Милана нормально развивающийся ребенок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!