СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика отклоняющегося поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

3кцуецуджлщзпуокпзщыкопрщщузроукыэроыэджаоврзвыащэорваэровадрваджролвжроважроважрлвадрлваэжрдаэжрлваржлавэрлваыэжрлваыэжрлваэрлв

Просмотр содержимого документа
«Диагностика отклоняющегося поведения»

Одарённый ребёнок: иллюзия или реальность?

Одарённый ребенок, иллюзия или реальность?– это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

А что же такое одарённость – это уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребёнок, демонстрирующий выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех других отношениях. Большинству одаренных детей присущи особые черты, такие как высокая любознательность и исследовательская активность, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребёнка также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Одаренного ребёнка в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем.

Я заметил, что одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, — коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Существует несколько видов одаренности: художественная, интеллектуальная, академическая, творческая, социальная, лидерская.

Художественная одаренность - поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная одаренность - дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Академическая одаренность - проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты в математике или иностранном языке, и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Социальная одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые взаимоотношения с другими людьми. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть в дальнейшем хорошим психологом, социальным педагогом.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

Творческая одаренность-порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и вызывают отнюдь не положительные эмоции у окружающих их людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент.

Я убежден в том, что творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.

Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то я, несомненно, считаю, что такой ребёнок является одарённым.

Выявление одаренности у детей - это достаточно длительный процесс, связанный с анализом конкретного ребенка.

Я считаю, что одаренный ребёнок умеют пользоваться накопленными знаниями, имеет большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывает новые слова, предпочитает чтение словарей и интеллектуальные игры. Также, одаренный ребёнок обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, эти дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им "не по зубам". Эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками.

Родители одарённых детей часто стремятся отдать ребёнка в школу раньше обычного. Но способность справляться со школьными заданиями не является показателем того, что ребёнок готов влиться в школьную среду. Возможно, в данном случае родителям следует посоветовать создать систему интересных дошкольных занятий и продолжить работу над социальным развитием ребёнка.

Не у всех детей одарённость выдерживает испытание временем. И задача учителя отнестись к таланту конструктивно и нестандартно, чтобы одарённый ребёнок не чувствовал себя «белой вороной» в классном коллективе, а учеником, которому всегда помогут и которого всегда поймут.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наличие одарённости не ограждает одарённых детей от негативных эмоциональных переживаний в учебно-воспитательной деятельности и образовательном взаимодействии. Причём, одарённые лети могут внешне умело подавлять, маскировать, скрывать в ситуациях образовательного взаимодействия свою тревогу, раздражение, агрессию, перепады настроения, либо выражать их качественно отличным способом, то есть иначе, чем их сверстники с нормальным развитием. По свидетельству психологов особенно сильные различия обнаружены по факторам – «переживание социального стресса» и «проблемы и страхи в отношениях с окружающими».

Я считаю, что одарённые дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одарённых детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Однако, учителям нужно помогать развивать личностные и профессиональные

качества тремя путями: с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других, предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!