СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика памяти дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика памяти дошкольников

 

 

Цель диагностики: изучение особенностей памяти у старших дошкольников. Описание диагностики:

Задание 1. Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16-25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Проводится 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3-7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?». После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для Того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.

Задание 2. Подготовка исследования. Эксперимент проводится в 2 серии индивидуально с детьми 3-7 лет.

Первая серия - ребенку предлагают запомнить 5 слов.

Вторая серия - эксперимент проводится в игре, которая создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, взяв на себя роль покупателя, должен пойти в «магазин» (в другую комнату к воспитателю) и «купить» у него предметы (называется 5 слов). Все особенности поведения при запоминании и воспроизведении тщательно фиксируют в протоколе: как входит в роль, как выслушивает поручение, повторяет ли, как воспроизводит то, что запомнил.

Задание 3. Подготовка исследования. Подобрать сюжет игры «Путешествие» и 10 предметов для запоминания, необходимых по ходу игры. Разработать занятие по труду, например, починка детских игрушек, приготовить 10 инструментов и материалов, необходимых по ходу занятия и для запоминания. Подобрать рассказ для прослушивания, например «В зоопарке» К.Д.Ушинского, в котором говорится о 10 животных. Подобрать 10 слов, не связанных по содержанию.

Проведение исследования. Первая серия. Запоминание осуществляется в сюжетной игре. По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах, которые они в этот момент не имеют. Эти 10 предметов отчетливо называют одному из играющих (каждый раз другому). Названия вещей ребенок должен вспомнить, придя к воспитателю группы, находящемуся в другой комнате.

Вторая серия. Запоминание включается в занятие по труду. При подготовке к работе и в ее процессе у детей появляется потребность в простейших инструментах и материалах, которых в группе нет, но которые хранятся у заведующего детским садом. Одного из детей просят получить у заведующего 10 предметов, необходимых для работы.

- Третья серия. Детям читают рассказ. По окончании одному из детей предлагается без предварительного предупреждения назвать 10 животных и птиц, о которых говорилось в рассказе.

Четвертая серия. Ребенку читают с интервалом в 3 с 10 слов, не связанных друг с другом, и предлагают запомнить их, чтобы потом назвать.

Задание 4. Подготовка исследования. Подобрать 10 слов, хорошо знакомых ребенку, и 10 слов, мало знакомых; составить ряд из 10 бессмысленных слогов. Подобрать 3 ряда из 10 слов в каждом: легкий, более трудный и совсем трудный для наименования обобщающим словом. Подобрать 3 группы предметов: легкую, более трудную и совсем трудную для наименования обобщающим словом.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Ребенку зачитывают слова, объясняя предварительно, что он должен постараться запомнить их как можно более точно.

Первая серия включает 3 подсерии, когда ребенок должен запомнить: 1)10 хорошо знакомых ему слов; 2) 10 мало знакомых ему слов; 3)10 бессмысленных слогов.

Вторая серия включает 2 подсерии с вариациями материала для запоминания. Подсерия 1 проводится на словесном материале, когда предлагают запомнить: 1) 10 слов, легких для наименования обобщающим словом; 2) 10 слов, более трудных для наименования обобщающим словом; 3) 10 слов, совсем трудных для наименования обобщающим словом. Подсерия 2 проводится так же, как и первая, но на материале с предметами, когда предлагается запомнить: 1) 10 предметов, легких для наименования обобщающим словом; 2) 10 предметов, более .трудных для наименования обобщающим словом, 3) 10 предметов, совсем трудных для наименования обобщающим словом. Подсерии проводят с одними и теми же детьми с интервалом не менее 15 мин.

Задание 5. Подготовка исследования. Подготовить листы картона и маленькие карточки с изображением знакомых и легких для называния предметов (мяч, корабль, утка, медведь и т.д.), карточки с изображением мало знакомых ребенку музыкальных инструментов и ничего не изображающие «чертежи». Подготовить листы картона с рисунками, соответствующими рисункам на карточках.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Первая серия. Перед ребенком кладут чистые листы картона и дают маленькие карточки с изображениями предметов. Просят разложить карточки на листах картона так, чтобы закрыть ими эти листы. В этой серии нет заданий в отношении предметов, нарисованных на карточках, поэтому необходимость сознательного восприятия этих предметов не создается. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках.

Вторая серия. Используются те же карточки, листы картона с рисунками. Ребенка просят закрыть листы картона карточками так, как в игре в лото, например, лодку - лодкой, мяч - мячом и т.д. В этой серии необходимо осознать, что нарисовано на карточках, чтобы найти соответствующую карточку на большом листе. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках. -

Третья серия. Используют карточки и листы картона с рисунками. Опыты проводят так же, как и во второй серии, но громко называют предмет, изображенный на карточке. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках.

Опыты второй серии проводят в 3 вариантах (картинки, музыкальные инструменты и «чертежи»), а опыты третьей серии - в 2 вариантах (картинки, «чертежи»).

Задание 6. Подготовка исследования. Подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловых связей между ними; 6 картинок размером 7,5x7,5 см, например, с изображением петуха, матрешки, лошади, свиньи, троллейбуса, корабля; сделать 6 карточек размером 6x6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, пятиугольник; приготовить листы бумаги, 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала; предметы; картинки; геометрические фигуры. Материал для эксперимента всегда располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции - 20 с. Ребенка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время для воспроизведения - не более 5 мин. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, предлагая бумагу и цветные карандаши. Если ребенок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: «Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?»

Задание 7. Подготовка исследования. Сделать 8 карточек размером 4,5x5 см с изображениями чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20x27,5 см, разделенную на 24 клетки (размер каждой клетки 4,5x5 см) (рис. 1).

Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, третье - схожее лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих 3 изображениях должно быть одинаковое.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Перед ребенком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребенку по одной показывают карточки (время экспозиции - 1 с). После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.

Задание 8. Подготовка исследования. Подобрать сказку, например, русскую народную «Медведь - липовая нога».

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-6 лет. Сначала ребенку читают сказку с просьбой запомнить ее. Затем он рассказывает то, что помнит.

Обработка результатов:

Задание 1. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов в каждой возрастной группе. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. 1). Сопоставляют средние показатели объема памяти по каждой серии эксперимента и возраста детей. Устанавливают продуктивность разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Выявляют, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.

Таблица 1

ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ

Возраст детей

Кол-во детей

I серия - непроизвольное пассивное запоминание

II серия -

непроизвольное активное запоминание

III серия -

произвольное запоминание

5-6 лет

 

 

 

 

6 -- 7 лет

 

 

 

 

 

Задание 2. Подсчитывают число правильно воспроизведенных слов по возрастным группам в 2 сериях. Результаты оформляют в таблицу (табл. 2).

Таблица 2

Возраст детей

Среднее число правильно воспроизведенных слов

I серия

II серия

  1. - 6 лет
  2. - 7 лет

 

 

В зависимости от поведения детей при запоминании и воспроизведении поручения выделяют три уровня (см. табл. 3, 4).

 

Таблица 3

УРОВНИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАПОМИНАНИИ

ПОРУЧЕНИЯ

Уровень поведения

Отношение к поручению

Характеристика запоминания

Основные признаки поведения данного уровня

I

Понимает роль покупателя, но не принимает поручение

Не выслушивает поручение до конца, не делает попыток воспроизвести его тут же

Цель - запомнить поручение не выполняет

II

Принимает задачу запомнить поручение

Поручение внимательно выслушивает,  стремится скорее выполнить его

Вычленяет цель запомнить (наличие мнемической цели), но специальные способы запоминания не применяет

III

Принимает   – задачу запомнить поручение

Повторяет то, что ему  сказано, просит взрослого повторить поручение еще раз

Применяет те  или иные способы  запоминания

(наличие               мнемических

операций)

  

Таблица 4

УРОВНИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ

Уровень поведения

Отношение к заданию передать поручение

Характеристика

воспроизведения

Основные признаки поведения данного уровня

I

Задача – передать поручение отсутствует

Цель - припомнить, что было поручено, - не возникает

Называет        предмет, воспринимаемый в данный момент, вместо того чтобы воспроизвести, что было поручено

II

Старается передать поручение

Возникает цель - припомнить содержание поручения

Называет то, что само воспроизводится, не делает активных  попыток припомнить содержание

поручения

III

Старается передать поручение

Применяет те  или другие способы  припоминания

(мнемические приемы)

Делает активные попытки припомнить поручение

 

Детей распределяют на группы по уровням поведения при запоминании и воспроизведении в игре и лабораторном опыте. Данные оформляют в таблицу (табл. 5).

 

Таблица 5

Уровень поведения

 

Возраст детей

 

5 - 6 ле

т

6-7 лет

 

Лабораторный ОПЫТ

Игра

Лабораторный ОПЫТ

Игра

I

II

III

 

 

 

 

Сопоставляют показатели объема памяти по возрастам в зависимости от условий запоминания (в игре или в лабораторном опыте). Выявляют зависимость уровня поведения ребенка от возраста. Делают выводы о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти.

Задание 3. Подсчитывают количество слов, воспроизведенных детьми каждой возрастной группы, по всем сериям эксперимента. Результаты заносят в таблицу (табл. 6).

 

Таблица 6

ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возраст детей

 

Вид деятельности

игра

занятие по труду

прослушивание рассказа

лабораторный опыт

  1. - 6 лет
  2. - 7 лет

 

 

 

 

 

Выявляют особенности запоминания материала детьми разного возраста в зависимости от вида выполняемой ими деятельности.

При этом учитывают, насколько дошкольники стремятся запомнить слова, используют ли приемы запоминания и какие.

Выделяют 3 уровня процесса запоминания. I уровень - отсутствие цели запоминания; II уровень - наличие цели, но отсутствие приемов запоминания; III уровень - наличие цели и приемов запоминания. Результаты сводят в таблицу (табл. 7).

 

Таблица 7

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО УРОВНЯМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Уровень воспроизведения

 

 

Количество детей

 

 

5-6 лет

 

6-7 лет

 

 

 

Серии

 

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

По всем сериям и подсериям подсчитывают процент запомнившихся слов, результаты оформляют в таблицы (табл. 8, 9).

 

Таблица 8

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВЕСНОГО МАТЕРИАЛА

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ЕГО ОСМЫСЛЕННОСТИ (первая серия)

Возраст детей

Среднее количество воспроизведенного материала

хорошо знакомых слов

незнакомых слов

бессмысленных слов

  1. - 6 лет
  2. - 7 лет

 

 

 

 

 

Таблица 9

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ И ПРЕДМЕТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ

ОПОСРЕДОВАНИЯ СЛОВОМ (вторая серия)

Характер материала

Количество детей

 

5-6 лет

6-7 лет

Подсерии

I

II

I

II

Легкий для наименования обобщающим словом

Более трудный для наименования обобщающим словом

Совсем трудный для наименования обобщающим словом

 

 

 

 

 

Делают выводы, как зависит запоминание от степени осмысленности, понятности для ребенка материала, называний обобщающим словом предметов и понятий.

Задание 5. Подсчитывают число запомнившихся карточек по возрастам во всех сериях эксперимента. Результаты в процентах оформляют в таблицу (табл. 10).

 

Таблица 10

Возраст детей

 

 

Серии

 

I

II

 

III

 

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

  1. - 6 лет
  2. -7 лет

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют особенности процесса непроизвольного запоминания и называния. В случае ничего не изображающих «чертежей» выясняют, случайно ли называние, как приходит ребенок к нему, на какие признаки предмета он ориентируется при этом, как объясняет данное название. Делают выводы о возрастных изменениях непроизвольного запоминания, связанных с наименованием предметов: какова эффективность запоминания при условии называния предметов словом.

Задание 6. Подсчитывают число воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты оформляют в таблицу (табл. 11).

 

Таблица 11

 

 

Возраст детей

Материал для запоминания

предметы

картинки

геометрические фигуры

  1. - 6 лет
  2. - 7 лет

 

 

 

 

 

 

Выясняют, какой материал лучше всего запоминается детьми.

Особо следует проанализировать результаты запоминания геометрических фигур, выясняя, соответствует ли цвет, выбранный ребенком для их изображения, образцу. Необходимо отметить, есть ли закрашенные или частично закрашенные фигуры, изобразил ли ребенок новые фигуры.

Задание 7. Если ребенок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, если схожее общим силуэтом и назначением - 2 балла, если совершенно другое изображение - 0 баллов. Подсчитывают сумму баллов. Если ребенок получил меньше 16 баллов, его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 баллов - к среднему, от 21 до 24 баллов - к высокому.

Задание 8. Полученные результаты анализируют с точки зрения активности процессов воспроизведения. Показателем этого являются самопоправки, которые делает ребенок при воспроизведении текста. Самопоправки выступают как деятельность внутреннего самоконтроля. Выделяют следующие виды самопоправок:

I. Замена одного слова другим

  1. Замена синонимов словами, точно соответствующими выражениям оригинала, как установка на точность воспроизведения (вслед за произнесением слова).
  2. Замена личных местоимений существительными (для обозначения действующих лиц сказки) как установка на контекстную речь, на то, чтобы передать сказку слушателю в понятной для него форме (вслед за произнесением слова-местоимения либо через 1-2 слова, но в пределах одной и той же фразы).

II Возврат к пропущенным сюжетным моментам

  1. Возврат к пропущенным суждениям, характеризующим некоторые детали ситуации, как установка на подробность, полноту изложения.
  2. Возврат к эпизодам, не связанным по смыслу с фактами, во время описания которых совершается этот «отход», как установка на обстоятельное и полное воспроизведение оригинала.
  3. Возврат к эпизодам, стоящим в прямой логической связи с фактами, во время описания которых совершен этот «отход», как установка на осмысленный, связный рассказ.
  4. Самопоправка как средство раскрыть слушателю картину, которую, безусловно, ребенок представляет себе, но которая первоначально не была описана им в рассказе и поэтому фигурировала лишь в виде «потенциального образа», понятного только для самого рассказчика, как установка на логичность рассказа, на контекстность речи, на то, чтобы сделать повествование понятным для слушателя.

По видам самопоправок детей распределяют на группы. Полученные данные заносят в таблицу (табл. 12).

Таблица 12

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЧАЕВ САМОПОПРАВОК ПО ГРУППАМ

(в % к общему числу воспроизведений)

Возраст детей

I Замены

II Возврат

 

 

1

2

1

2

3

4

  1. - 6 лет
  2. - 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы об индивидуальных и возрастных особенностях самоконтроля, о преобладании того или иного его вида в разные периоды дошкольного детства.

Стимульный материал

 

Рис. 1. Материал для запоминания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 

Просмотр содержимого документа
«Диагностика памяти дошкольников»

Диагностика памяти дошкольников

Цель диагностики: изучение особенностей памяти у старших дошкольников. Описание диагностики:

Задание 1. Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16-25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Проводится 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3-7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?». После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для Того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.

Задание 2. Подготовка исследования. Эксперимент проводится в 2 серии индивидуально с детьми 3-7 лет.

Первая серия - ребенку предлагают запомнить 5 слов.

Вторая серия - эксперимент проводится в игре, которая создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, взяв на себя роль покупателя, должен пойти в «магазин» (в другую комнату к воспитателю) и «купить» у него предметы (называется 5 слов). Все особенности поведения при запоминании и воспроизведении тщательно фиксируют в протоколе: как входит в роль, как выслушивает поручение, повторяет ли, как воспроизводит то, что запомнил.

Задание 3. Подготовка исследования. Подобрать сюжет игры «Путешествие» и 10 предметов для запоминания, необходимых по ходу игры. Разработать занятие по труду, например, починка детских игрушек, приготовить 10 инструментов и материалов, необходимых по ходу занятия и для запоминания. Подобрать рассказ для прослушивания, например «В зоопарке» К.Д.Ушинского, в котором говорится о 10 животных. Подобрать 10 слов, не связанных по содержанию.

Проведение исследования. Первая серия. Запоминание осуществляется в сюжетной игре. По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах, которые они в этот момент не имеют. Эти 10 предметов отчетливо называют одному из играющих (каждый раз другому). Названия вещей ребенок должен вспомнить, придя к воспитателю группы, находящемуся в другой комнате.

Вторая серия. Запоминание включается в занятие по труду. При подготовке к работе и в ее процессе у детей появляется потребность в простейших инструментах и материалах, которых в группе нет, но которые хранятся у заведующего детским садом. Одного из детей просят получить у заведующего 10 предметов, необходимых для работы.

- Третья серия. Детям читают рассказ. По окончании одному из детей предлагается без предварительного предупреждения назвать 10 животных и птиц, о которых говорилось в рассказе.

Четвертая серия. Ребенку читают с интервалом в 3 с 10 слов, не связанных друг с другом, и предлагают запомнить их, чтобы потом назвать.

Задание 4. Подготовка исследования. Подобрать 10 слов, хорошо знакомых ребенку, и 10 слов, мало знакомых; составить ряд из 10 бессмысленных слогов. Подобрать 3 ряда из 10 слов в каждом: легкий, более трудный и совсем трудный для наименования обобщающим словом. Подобрать 3 группы предметов: легкую, более трудную и совсем трудную для наименования обобщающим словом.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Ребенку зачитывают слова, объясняя предварительно, что он должен постараться запомнить их как можно более точно.

Первая серия включает 3 подсерии, когда ребенок должен запомнить: 1)10 хорошо знакомых ему слов; 2) 10 мало знакомых ему слов; 3)10 бессмысленных слогов.

Вторая серия включает 2 подсерии с вариациями материала для запоминания. Подсерия 1 проводится на словесном материале, когда предлагают запомнить: 1) 10 слов, легких для наименования обобщающим словом; 2) 10 слов, более трудных для наименования обобщающим словом; 3) 10 слов, совсем трудных для наименования обобщающим словом. Подсерия 2 проводится так же, как и первая, но на материале с предметами, когда предлагается запомнить: 1) 10 предметов, легких для наименования обобщающим словом; 2) 10 предметов, более .трудных для наименования обобщающим словом, 3) 10 предметов, совсем трудных для наименования обобщающим словом. Подсерии проводят с одними и теми же детьми с интервалом не менее 15 мин.

Задание 5. Подготовка исследования. Подготовить листы картона и маленькие карточки с изображением знакомых и легких для называния предметов (мяч, корабль, утка, медведь и т.д.), карточки с изображением мало знакомых ребенку музыкальных инструментов и ничего не изображающие «чертежи». Подготовить листы картона с рисунками, соответствующими рисункам на карточках.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Первая серия. Перед ребенком кладут чистые листы картона и дают маленькие карточки с изображениями предметов. Просят разложить карточки на листах картона так, чтобы закрыть ими эти листы. В этой серии нет заданий в отношении предметов, нарисованных на карточках, поэтому необходимость сознательного восприятия этих предметов не создается. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках.

Вторая серия. Используются те же карточки, листы картона с рисунками. Ребенка просят закрыть листы картона карточками так, как в игре в лото, например, лодку - лодкой, мяч - мячом и т.д. В этой серии необходимо осознать, что нарисовано на карточках, чтобы найти соответствующую карточку на большом листе. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках. -

Третья серия. Используют карточки и листы картона с рисунками. Опыты проводят так же, как и во второй серии, но громко называют предмет, изображенный на карточке. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках.

Опыты второй серии проводят в 3 вариантах (картинки, музыкальные инструменты и «чертежи»), а опыты третьей серии - в 2 вариантах (картинки, «чертежи»).

Задание 6. Подготовка исследования. Подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловых связей между ними; 6 картинок размером 7,5x7,5 см, например, с изображением петуха, матрешки, лошади, свиньи, троллейбуса, корабля; сделать 6 карточек размером 6x6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, пятиугольник; приготовить листы бумаги, 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала; предметы; картинки; геометрические фигуры. Материал для эксперимента всегда располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции - 20 с. Ребенка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время для воспроизведения - не более 5 мин. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, предлагая бумагу и цветные карандаши. Если ребенок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: «Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?»

Задание 7. Подготовка исследования. Сделать 8 карточек размером 4,5x5 см с изображениями чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20x27,5 см, разделенную на 24 клетки (размер каждой клетки 4,5x5 см) (рис. 1).

Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, третье - схожее лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих 3 изображениях должно быть одинаковое.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Перед ребенком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребенку по одной показывают карточки (время экспозиции - 1 с). После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.

Задание 8. Подготовка исследования. Подобрать сказку, например, русскую народную «Медведь - липовая нога».

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-6 лет. Сначала ребенку читают сказку с просьбой запомнить ее. Затем он рассказывает то, что помнит.

Обработка результатов:

Задание 1. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов в каждой возрастной группе. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. 1). Сопоставляют средние показатели объема памяти по каждой серии эксперимента и возраста детей. Устанавливают продуктивность разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Выявляют, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.

Таблица 1

ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ

Возраст детей

Кол-во детей

I серия - непроизвольное пассивное запоминание

II серия -

непроизвольное активное запоминание

III серия -

произвольное запоминание

5-6 лет

6 -- 7 лет

Задание 2. Подсчитывают число правильно воспроизведенных слов по возрастным группам в 2 сериях. Результаты оформляют в таблицу (табл. 2).

Таблица 2

Возраст детей

Среднее число правильно воспроизведенных слов

I серия

II серия

  1. - 6 лет

  2. - 7 лет

В зависимости от поведения детей при запоминании и воспроизведении поручения выделяют три уровня (см. табл. 3, 4).

Таблица 3

УРОВНИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАПОМИНАНИИ

ПОРУЧЕНИЯ

Уровень поведения

Отношение к поручению

Характеристика запоминания

Основные признаки поведения данного уровня

I

Понимает роль покупателя, но не принимает поручение

Не выслушивает поручение до конца, не делает попыток воспроизвести его тут же

Цель - запомнить поручение не выполняет

II

Принимает задачу запомнить поручение

Поручение внимательно выслушивает, стремится скорее выполнить его

Вычленяет цель запомнить (наличие мнемической цели), но специальные способы запоминания не применяет

III

Принимает – задачу запомнить поручение

Повторяет то, что ему сказано, просит взрослого повторить поручение еще раз

Применяет те или иные способы запоминания

(наличие мнемических

операций)

Таблица 4

УРОВНИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ

Уровень поведения

Отношение к заданию передать поручение

Характеристика

воспроизведения

Основные признаки поведения данного уровня

I

Задача – передать поручение отсутствует

Цель - припомнить, что было поручено, - не возникает

Называет предмет, воспринимаемый в данный момент, вместо того чтобы воспроизвести, что было поручено

II

Старается передать поручение

Возникает цель - припомнить содержание поручения

Называет то, что само воспроизводится, не делает активных попыток припомнить содержание

поручения

III

Старается передать поручение

Применяет те или другие способы припоминания

(мнемические приемы)

Делает активные попытки припомнить поручение

Детей распределяют на группы по уровням поведения при запоминании и воспроизведении в игре и лабораторном опыте. Данные оформляют в таблицу (табл. 5).

Таблица 5

Уровень поведения


Возраст детей


5 - 6 ле

т

6-7 лет


Лабораторный ОПЫТ

Игра

Лабораторный ОПЫТ

Игра

I

II

III

Сопоставляют показатели объема памяти по возрастам в зависимости от условий запоминания (в игре или в лабораторном опыте). Выявляют зависимость уровня поведения ребенка от возраста. Делают выводы о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти.

Задание 3. Подсчитывают количество слов, воспроизведенных детьми каждой возрастной группы, по всем сериям эксперимента. Результаты заносят в таблицу (табл. 6).

Таблица 6

ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возраст детей


Вид деятельности

игра

занятие по труду

прослушивание рассказа

лабораторный опыт

  1. - 6 лет

  2. - 7 лет

Выявляют особенности запоминания материала детьми разного возраста в зависимости от вида выполняемой ими деятельности.

При этом учитывают, насколько дошкольники стремятся запомнить слова, используют ли приемы запоминания и какие.

Выделяют 3 уровня процесса запоминания. I уровень - отсутствие цели запоминания; II уровень - наличие цели, но отсутствие приемов запоминания; III уровень - наличие цели и приемов запоминания. Результаты сводят в таблицу (табл. 7).

Таблица 7

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО УРОВНЯМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Уровень воспроизведения



Количество детей



5-6 лет


6-7 лет




Серии


I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

Задание 4.

По всем сериям и подсериям подсчитывают процент запомнившихся слов, результаты оформляют в таблицы (табл. 8, 9).

Таблица 8

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВЕСНОГО МАТЕРИАЛА

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ЕГО ОСМЫСЛЕННОСТИ (первая серия)

Возраст детей

Среднее количество воспроизведенного материала

хорошо знакомых слов

незнакомых слов

бессмысленных слов

  1. - 6 лет

  2. - 7 лет

Таблица 9

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ И ПРЕДМЕТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ

ОПОСРЕДОВАНИЯ СЛОВОМ (вторая серия)

Характер материала

Количество детей

5-6 лет

6-7 лет

Подсерии

I

II

I

II

Легкий для наименования обобщающим словом

Более трудный для наименования обобщающим словом

Совсем трудный для наименования обобщающим словом

Делают выводы, как зависит запоминание от степени осмысленности, понятности для ребенка материала, называний обобщающим словом предметов и понятий.

Задание 5. Подсчитывают число запомнившихся карточек по возрастам во всех сериях эксперимента. Результаты в процентах оформляют в таблицу (табл. 10).

Таблица 10

Возраст детей



Серии


I

II


III

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

  1. - 6 лет

  2. -7 лет

Анализируют особенности процесса непроизвольного запоминания и называния. В случае ничего не изображающих «чертежей» выясняют, случайно ли называние, как приходит ребенок к нему, на какие признаки предмета он ориентируется при этом, как объясняет данное название. Делают выводы о возрастных изменениях непроизвольного запоминания, связанных с наименованием предметов: какова эффективность запоминания при условии называния предметов словом.

Задание 6. Подсчитывают число воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты оформляют в таблицу (табл. 11).

Таблица 11



Возраст детей

Материал для запоминания

предметы

картинки

геометрические фигуры

  1. - 6 лет

  2. - 7 лет



Выясняют, какой материал лучше всего запоминается детьми.

Особо следует проанализировать результаты запоминания геометрических фигур, выясняя, соответствует ли цвет, выбранный ребенком для их изображения, образцу. Необходимо отметить, есть ли закрашенные или частично закрашенные фигуры, изобразил ли ребенок новые фигуры.

Задание 7. Если ребенок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, если схожее общим силуэтом и назначением - 2 балла, если совершенно другое изображение - 0 баллов. Подсчитывают сумму баллов. Если ребенок получил меньше 16 баллов, его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 баллов - к среднему, от 21 до 24 баллов - к высокому.

Задание 8. Полученные результаты анализируют с точки зрения активности процессов воспроизведения. Показателем этого являются самопоправки, которые делает ребенок при воспроизведении текста. Самопоправки выступают как деятельность внутреннего самоконтроля. Выделяют следующие виды самопоправок:

I. Замена одного слова другим

  1. Замена синонимов словами, точно соответствующими выражениям оригинала, как установка на точность воспроизведения (вслед за произнесением слова).

  2. Замена личных местоимений существительными (для обозначения действующих лиц сказки) как установка на контекстную речь, на то, чтобы передать сказку слушателю в понятной для него форме (вслед за произнесением слова-местоимения либо через 1-2 слова, но в пределах одной и той же фразы).

II Возврат к пропущенным сюжетным моментам

  1. Возврат к пропущенным суждениям, характеризующим некоторые детали ситуации, как установка на подробность, полноту изложения.

  2. Возврат к эпизодам, не связанным по смыслу с фактами, во время описания которых совершается этот «отход», как установка на обстоятельное и полное воспроизведение оригинала.

  3. Возврат к эпизодам, стоящим в прямой логической связи с фактами, во время описания которых совершен этот «отход», как установка на осмысленный, связный рассказ.

  4. Самопоправка как средство раскрыть слушателю картину, которую, безусловно, ребенок представляет себе, но которая первоначально не была описана им в рассказе и поэтому фигурировала лишь в виде «потенциального образа», понятного только для самого рассказчика, как установка на логичность рассказа, на контекстность речи, на то, чтобы сделать повествование понятным для слушателя.

По видам самопоправок детей распределяют на группы. Полученные данные заносят в таблицу (табл. 12).

Таблица 12

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЧАЕВ САМОПОПРАВОК ПО ГРУППАМ

(в % к общему числу воспроизведений)

Возраст детей

I Замены

II Возврат



1

2

1

2

3

4

  1. - 6 лет

  2. - 7 лет

Делают выводы об индивидуальных и возрастных особенностях самоконтроля, о преобладании того или иного его вида в разные периоды дошкольного детства.

Стимульный материал

Рис. 1. Материал для запоминания










Задание 8. Подготовка исследования. Подобрать сказку, например, русскую народную «Медведь - липовая нога».

Медведь - липовая нога Русская народная сказка

Жили-были старик со старухой.

Посеяли они репку. Вот повадился медведь репку у них воровать. Старик пошел посмотреть и видит: много репы нарвано да разбросано кругом.

Воротился он домой и рассказывает старухе.

А она ему говорит:

— Да кто же репу нарвал? Если бы люди, так унесли бы. Наверное, это медведь проказит! Поди-ка, старик, покарауль вора!

Старик взял топор и пошел караулить на ночь. Лег под плетень и лежит. Вдруг приходит медведь и давай таскать репу — нагреб целое беремя и полез через плетень.

Старик вскочил, бросил в него топором и отрубил ему лапу. Сам убежал, спрятался.

Заревел медведь и ушел на трех лапах в лес.

Старик взял отрубленную лапу, принес домой:

— На, старуха, вари.

Старуха ободрала медвежью лапу, варить поставила, шерсть с кожи общипала, на кожу села и начала шерсть прясть.

Старуха прядет. А медведь сделал себе липовую ногу и пошел к старику со старухой. Вот медведь идет, нога поскрипывает, он сам приговаривает:

— Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На березовой клюке.

Все по селам спят,

По деревням спят, Одна баба не спит — На моей коже сидит, Мою шерсть прядет, Мое мясо варит.

Старуха услышала это и говорит:

— Поди-ка ты, старик, запри дверь, медведь идет...

А медведь уже в сени вошел, дверь отворяет, сам приговаривает:

— Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На березовой клюке. Все по селам спят,

По деревням спят, Одна баба не спит — На моей коже сидит, Мою шерсть прядет, Мое мясо варит.

В те поры старик со старухой испугались.

Старик спрятался на полати под корыто, а старуха — на печь, под черные рубахи.

Медведь влез в избу, стал искать старика со старухой да и угодил в подполье.

Тут собрался народ, и убили медведя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!