Просмотр содержимого документа
«Диагностика самовосприятия подростков с интеллектуальными нарушениями развития»
ДИАГНОСТИКА САМОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Актуальность:
В современных, постоянно меняющихся социальных условиях подростки испытывают трудности в осознании себя как многофакторной личности. Наибольшие трудности в самосознании испытывают подростки с умственной отсталостью. Своеобразие в формировании личности умственно отсталого подростка ведет к возникновению девиаций в поведении такой личности и как следствие неадекватно сформированная самооценка.
В связи с этим внедрение в педагогические системы специального образования, теоретических и практических основ изучения компонентов личности является главной при социализации таких детей .
Цель исследования: выявить особенности самовосприятия подростков с интеллектуальными нарушениями развития.
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования самосознания и самовосприятия подростков с интеллектуальными нарушениями развития.
Раскрыть причины особенностей формирования компонентов личности подростков с интеллектуальными нарушениями развития.
Разработать и реализовать диагностическую программу по изучению самовосприятию подростков с интеллектуальными нарушениями развития.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное образовательное учреждение специальной (коррекционной) школы №1 города Саратова.
Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие дети подросткового возраста, обучающиеся в 8-х и 9-х классах, в возрасте 14-16 лет. Общее количество участников - 10 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость. Исследования, проведенные в нашей работе, явились подтверждением сложившихся научных представлений о влиянии социальных условий на самовосприятие подростков с интеллектуальными нарушениями развития
Распределение испытуемых по уровню самооценки по результатам применения методики «Исследование самооценки» (Дембо - Рубинштейн модификация Прихожан) направлена на выявление уровня самооценки и притязаний, умственно отсталые подростки у 60% неадекватно завышенная самооценка, у 30% опрошенных высокая адекватная самооценка, а у 10% - заниженная самооценка, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Шкала анти – оценка. У 60% подростков имеется адекватное понимание о чертах, которые характеризовали бы их с негативной стороны. У 40% нет сформированных знаний и представлений об отрицательных качествах личности
Результаты методики «Закончи предложение» Н. Е. Богуславская, испытуемые на блок по теме «отношение к друзьям» большинство умственно отсталых подростков дали положительную характеристику черт, которые имеют друзья. На блок по теме «Чувство вины» 30% опрошенных на вопрос «Что хотели бы забыть?» ответили прошлое, 40% забыть единичные случаи.
Результаты по методики «Лесенка» самооценка С. Г. Якобсона и В. Г. Щур показали, что у 30% обследуемых неадекватно завышенная самооценка так, как не раздумывая ставят себя на самую высокую ступень, так же свой выбор не смогли аргументировать, у 20% завышенная самооценка так как обследуемые после некоторых раздумий ставят себя на самую высокую ступень, и аргументируют свой выбор, тем что оценка взрослых о их возможностях ниже чем есть на самом деле.
Результаты теста «Большая пятерка» П. Коста и Р.Мак Крае, У 10% испытуемых очень высокий показатель эмоциональной неустойчивости. 40% испытуемых эмоционально не устойчивы и ранимы. У 30% подростков имеется пограничное состояние эмоционально волевой сферы. А 20% подростков эмоционально устойчивыми к изменяющимся социальным условиям.
Согласно данным проведенного эксперимента, прослеживается не сформированность морально-нравственного компонента поведенческих ориентации и наличие асоциальных тенденций поведения. Ярко выраженная неадекватная оценка своих возможностей.
Практическая значимость работы состоит в том, что показана острая необходимость разработки специальных приемов и методик, направленных на изучение структурно-содержательных компонентов Я - концепции (самовосприятия) умственно отсталых подростков.
Методы и приемы должны соответствовать интеллектуальным и лингвистическим возможностям диагностируемых.