Просмотр содержимого документа
«Диагностика самовосприятия школьников с интеллектуальными нарушениями»
Диагностика самовосприятия школьников с интеллектуальными нарушениями обучающихся по аооп (1 вариант)
Актуальность:
В современных, постоянно меняющихся социальных условиях подростки испытывают трудности в осознании себя как многофакторной личности. Наибольшие трудности в самосознании испытывают подростки с умственной отсталостью.
Своеобразие в формировании личности умственно отсталого подростка ведет к возникновению девиаций в поведении такой личности и как следствие неадекватно сформированная самооценка.
В связи с этим внедрение в педагогические системы специального образования, теоретических и практических основ изучения компонентов личности является главной при социализации таких детей.
- Цель исследования: выявить особенности самовосприятия подростков с интеллектуальными нарушениями развития.
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования самосознания и самовосприятия подростков.
- Раскрыть причины особенностей формирования компонентов личности подростков с интеллектуальными нарушениями развития .
- Разработать и реализовать диагностическую программу по изучению самовосприятию подростков данной категории.
ОБРАЗ «Я» -
- совокупность
представлений о
себе,
своих внешних и
внутренних
качествах
Я - идеальное
Я - социальное
Я - анти-идеальное
Я – концепция
Я – реальное
Экспериментальная база исследования : Муниципальное образовательное учреждение специальной (коррекционной) школы №1 города Саратова.
Экспериментальная выборка : в исследовании принимали участие дети подросткового возраста, обучающиеся в 8-х и 9-х классах, в возрасте 14-16 лет. Общее количество участников - 10 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость. Исследования проведенные в нашей работе явились подтверждением сложившихся научных представлений о влиянии социальных условий на самовосприятие подростков с интеллектуальными нарушениями развития.
Распределение испытуемых по уровню самооценки по результатам применения методики «Исследование самооценки»
(Дембо-Рубинштейн модификация Прихожан)
Уровень самооценки.
Распределение подростков с умственной отсталостью по результатам Я - анти - идеальное по методике (Дембо-Рубинштейн модификация Прихожан )
Распределение испытуемых по полученным ответам в блоке «Чувство вины» в методике «Закончи предложение» (Н. Е. Богуславской)
Распределение испытуемых по полученным результатам самооценки по методике «Лесенка» (С. Г. Якобсона и В. Г. Щур)
Распределение умственно отсталых подростков по показателям эмоциональной устойчивости по методике «Большая пятерка» (П. Коста и Р. Мак Крае, переведенная и адаптированная А. Б. Хромовым)
Заключение:
Согласно данным проведенного эксперимента, прослеживается не сформированность морально-нравственного компонента поведенческих ориентации и наличие асоциальных тенденций поведения. Ярко выраженная неадекватная оценка своих возможностей.
Практическая значимость работы состоит в том, что показана острая необходимость разработки специальных приемов и методик, направленных на изучение структурно-содержательных компонентов Я - концепции (самовосприятия) умственно отсталых подростков.
Методы и приемы должны соответствовать интеллектуальным и лингвистическим возможностям диагностируемых .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!