СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика уровня этнокультурной подготовки участников образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Российское образование, в первую очередь гуманитарное, призвано решать задачи патриотического воспитания. Особенностью современного патриотического воспитания является усиление значения регионального и местного компонента. Выражается это в составлении региональных программ, в которых отражена местная специфика патриотического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня этнокультурной подготовки участников образовательного процесса»

Диагностика уровня этнокультурной подготовки участников образовательного процесса


Российское образование, в первую очередь гуманитарное, призвано решать задачи патриотического воспитания. Особенностью современного патриотического воспитания является усиление значения регионального и местного компонента. Выражается это в составлении региональных программ, в которых отражена местная специфика патриотического воспитания.

Полагаем, что ценностные приоритеты, заключенные в традиционной этно-культуре, должны стать идейной основой современного образовательного процесса. В сфере образования применяется в этой связи термин "этнокультурное образование", т. е. система обучения и воспитания, направленная на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

С 2008 г. гимназия № 14 г. Йошкар-Олы имеет статус республиканской экспериментальной площадки, на базе которой проходит реализация научно-исследовательского проекта "Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии".
Результатом деятельности педагогов гимназии в рамках осуществляемого эксперимента по этнокультурной подготовке обучающихся стала разработка учебных программ, дидактических материалов, методических рекомендаций.

Для педагогов, обучающихся и их родителей нами были разработаны анкеты, которые включают в себя вопросы, позволяющие определить уровень этнокультурной компетенции в трех ее составляющих: когнитивной, или знаниевой (1-й блок вопросов), аффективно-эмоциональной, или ценностной (2-й блок вопросов) и практической, или деятельностно-поведенческой (3-й блок вопросов) .

Анкета для педагогов


Уважаемые педагоги! Просим вас ответить на несколько вопросов по теме этнокультурного образования. Нам важно ваше мнение!

I. Когнитивный блок
1. Знаете ли вы, кто является основоположником этнопедагогической науки?

A. Ушинский К.Д.
Б. Волков Г.Н.
B. Яковлев И.Я.

2. Этнопедагогика - это наука о:

A. Традициях разных народов.
Б. Педагогическом опыте народных масс.
B. Воспитании.

3. Знаете ли вы опыт национального воспитания?

A. Да, знаю хорошо.
Б. Да, знаю кое-что.
B. Нет, не знаю.

4. Знаете ли вы принципы, методы, формы организации жизнедеятельности детей в духе народных традиций?

A. Да, знаю хорошо.
Б. Да, знаю кое-что.
B. Нет, не знаю.

5. Выступаете ли вы в вашей педагогической деятельности как транслятор национальной культуры и этнопатриотизма?

A. Да, постоянно.
Б. Да, иногда.
B. Нет / редко.

6. Знаете ли вы особенности национального характера ваших учеников?

A. Да, знаю хорошо.
Б. Да, знаю, но не в полной мере.
B. Нет, не знаю.

7. Знаете ли вы, дети скольких национальностей обучаются в ОУ, где вы работаете?

A. Да, знаю точно.
Б. Да, знаю приблизительно.
B. Нет, не знаю.

8. Как бы вы отнеслись к регулярному собранию-семинару для учителей"День этнопедагогики"?

A. Обязательно бы приходил, принимал активное участие.
Б. Принимал бы участие по мере возможности.
B. Скорее всего, не приходил бы (есть более важные дела).


II. Эмоционально-аффективный блок

9. Считаете ли вы необходимым в своей педагогической деятельности искать пути возрождения и развития народных традиций?

A. Да, это необходимо.
Б. Да, считаю, но сам делаю это редко.
B. Нет, не считаю.

10. Убеждены ли вы в том, что необходимо сохранять и передавать этническое наследие подрастающему поколению?

A. Да, абсолютно убежден.
Б. Да, лучшие идеи необходимо сохранять.
B. Нет, в этническом наследии много ошибочных идей.

11. Как вы оцениваете свой предмет на возможность осуществления этнокультурного образования и воспитания?

A. Имеет большие возможности.
Б. Можно осуществлять фрагментарно.
B. Это прерогатива других учебных предметов.

12. Как вы оцениваете важность воспитания детей в духе народных традиций?

A. Это очень важно.
Б. Это не принесет вреда.
B. Современные методы воспитания важнее традиционных.

13. Присуща ли вашей педагогической деятельности этносензетивность?

A. Да, в полной мере.
Б. Да, иногда.
B. Затрудняюсь ответить.

14. Считаете ли вы, что, используя педагогические традиции народа, можно
решить многие проблемы современного общества?

А. Да, можно решить.
Б. Да, можно решить часть проблем.
В. Нет, современные проблемы требуют современных путей решения.

15. Как вы оцениваете свою деятельность по приобщению детей к национальной культуре?

А. Делаю это регулярно, на высоком уровне.
Б. Делаю это хорошо, но от случая к случаю.
В. Делаю это редко и не очень профессионально.

16. Как бы вы оценили уровень этнокультурного наполнения образовательного процесса в вашем ОУ?

А. Высокий.
Б. Средний.
В. Низкий.

III. Деятельностно-поведенческий блок

17. Владеете ли вы навыками этнопедагогизации образовательного процесса?

А. Да, в совершенстве.
Б. Думаю, что да.
В. Нет, не владею.

18. Используете ли вы различные формы и методы национального воспитания  детей в учебном процессе?
А. Да, часто.
Б. Да, иногда.
В. Нет, никогда / очень редко.

19. Подбираете ли вы дидактический материал по народной культуре для детей разного возраста?

А. Да, у меня богатая методическая копилка.
Б. Да, подбираю материал по мере необходимости.
В. Нет, очень редко.

20. Планируете ли вы организацию разнообразных форм внеучебной деятельности детей на основе народных традиций?

А. Да, регулярно.
Б. От случая к случаю.
В. Редко / почти никогда.

21. Проводите ли вы анализ современных программ национального воспитания детей?

A. Да, стараюсь это делать регулярно.
Б. Делаю это по мере возможности.
B. Затрудняюсь это делать.

22. Пытаетесь ли вы моделировать собственную систему этнокультурного воспитания детей?

A. Да, мне это удается.
Б. Пытаюсь, но это не всегда удается.
B. Затрудняюсь это делать.

23. Проводите ли вы проверку и оценку результатов приобщения детей к национальной культуре?

A. Да, систематически. Б. Да, но нерегулярно.
B. Нет, не вижу необходимости.
24. Проводите ли вы самостоятельную работу с разнообразными источниками народной педагогики?

A. Да, регулярно.
Б. От случая к случаю.
B. Нет, не имею возможности / времени.

Спасибо за сотрудничество!









Обработка полученных результатов
1Б, 2В, 3А, 4А, 5А, 6А, 7А, 8А; 9А, 10А, 11А, 12А, 13А, 14А, 15А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 21А, 22А, 23А, 24А - 2 балла;
3Б, 4Б, 5Б, 6Б, 7Б, 8Б, 9Б, 10Б, 11Б, 12Б, 13Б, 14Б, 15Б, 16Б, 17Б, 18Б, 19Б, 20Б, 21Б,
22Б, 23Б, 24Б - 1 балл;
1А, 1В, 2А, 3В, 4В, 5В, 6В, 7В; 9В, 10В, 11В, 12В, 13В, 14В, 15В, 16В, 17В, 18В, 19В,
20В, 21В, 22В, 23В, 24В - 0 баллов.

Анкета для учащихся

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на несколько вопросов, направленных на выявление уровня вашей этнокультурной подготовки.

I. Когнитивный блок
1. Выбери имя легендарного национального героя, сыгравшего большую роль в освобождении марийского народа:

A. Кугу Енг, горный человек.
Б. Чомбулат могучий.
B. Миклай, вдовий сын.

2. Выбери название известного марийского праздника:

A. Праздник цветов.
Б. Праздник травы.
B. Праздник деревьев.

3. Чем традиционно занимались дети в марийских семьях в прошлом?

A. Готовили пищу.
Б. Присматривали за братьями и сестрами.
B. Пасли домашнюю птицу.

4. Выбери имя известного поэта, уроженца Марий Эл.

A. Фет А.А.
Б. Элмар В.
B. Блок А.А.

5. Кто из марийских композиторов написал музыку ко многим советским фильмам?

A. Чавайн С.Г.
Б. Эшпай А.Я.
B. Палантай И.С.

6. Выбери название традиционного марийского блюда, которое готовят ко многим национальным праздникам:

A. Равиоли.
Б. Тефтели.
B. Подкоголи.

7. Назови образ, часто встречающийся на картинах марийских художников и символизирующий образ марийского народа:

A. Белая лошадь.
Б. Белый медведь.
B. Белый заяц.

8. Когда отмечается День марийской письменности?

A. 10 декабря.
Б. 10 января.
B. 10 февраля.


II. Эмоционально-аффективный блок

9. Как ты оцениваешь свое знание марийского языка?

A. Отлично.
Б. Хорошо.
B. Неудовлетворительно.

10. Ты изучаешь культуру Республики Марий Эл на уроках истории культуры марийского народа. Как ты оцениваешь важность данного учебного предмета?

A. Очень важный.
Б. Интересный, но не самый важный.
B. Не важный, должен быть заменен более нужным предметом.

11. Когда ты слышишь национальные песни, ты испытываешь:

A. Удовольствие / наслаждение / восхищение.
Б. Не обращаешь внимания на исполняемый номер.
B. Выключаешь радио / телевизор.

12. Твой класс ходил на постановку марийского балета. После спектакля ты аплодировал:

A. Потому что тебе было очень интересно.
Б. Просто из вежливости.
B. Чтобы не отличаться от других зрителей.
1
3. Для участия в конференции вы делали проектно-исследовательскую работу об актрисе марийского театра. Когда вы брали интервью, ты задавал вопросы:

A. Потому что тебе было интересно узнать о развитии марийского театра.
Б. Тебе было необходимо собрать как можно больше информации для работы.
B. Тебе поручил это учитель / одноклассники.

14. На уроке литературы вы читали сказку о марийском мальчике-сироте и его тяжелой жизни. Одна из девочек на уроке даже заплакала. Ты:

A. Разделил сострадание одноклассницы к сироте.
Б. Никак не отреагировал.
B. Посмеялся над одноклассницей и ее "слишком мягким" характером.

15. К твоему другу приехала из деревни бабушка в марийском национальном костюме. Ты:

A. Попросил разрешения рассмотреть костюм, т. к. ты его раньше никогда не видел, и он тебя заинтересовал.
Б. Не обратил внимания на костюм.
B. Ушел поскорее домой, т. к. тебе было неловко идти рядом с ними по улице.

16. Каким ты видишь идеал современного человека?

A. Высоко нравственный, воспитанный на народных традициях.
Б. Широко эрудированный, всесторонне развитый.
B. Грамотный, легко адаптирующийся к реалиям современной жизни.

III. Деятельностно-поведенческий блок

17. Ты изучаешь национальный язык и культуру Республики Марий Эл на уроках марийского языка. Ты ходишь на уроки:

A. Потому что тебе интересно.
Б. Чтобы получить хорошую отметку.
B. Чтобы не ругали за пропуски занятий.

18. В твой класс пришел новый ученик. Он плохо говорит по-русски и совсем не знает марийского языка. Ты:

A. Стараешься ему помочь.
Б. Не обращаешь на него внимание.
B. Смеешься над ним, дразнишь его.

19. После уроков твой класс идет в краеведческий музей на выставку предметов народного прикладного искусства. Ты:

A. Идешь вместе со всеми, т. к. тебе это интересно.
Б. Идешь, т. к. не хочешь спорить с классным руководителем.
B. Не идешь, т. к. у тебя есть более важные дела.

20. Твой класс готовит концерт для участия в фестивале талантов в другой республике. Ты разучиваешь национальную песню, т. к.:

А. Важно представить народное искусство на высоком уровне.
Б. Важно показать, что ты хорошо поешь.
В. Важно выучить песню, иначе тебя не возьмут в путешествие в другой город.

21. Слыша в классе, на улице марийский язык, ты стараешься:

A. Выучить марийский язык, чтобы знать культуру марийского народа.
Б. Выучить язык, чтобы понимать, о чем говорят окружающие.
B. Заставить окружающих говорить по-русски.

22. Ты выбираешь для изучения факультатив по культуре марийского народа, потому что:

A. Ты хочешь углубить свои знания в этой сфере.
Б. Тебе нравится учитель по предмету.
B. У тебя свободно для факультатива только это время.

23. Во время летней трудовой практики в школе работает кружок марийской вышивки. Ты работаешь там, потому что:

A. Тебе нравится вышивать национальные узоры.
Б. Тебе все равно, где работать, чтобы получить зачет.
B. Ты предпочитаешь принести справку-освобождение от работы.

24. Руководствуешься ли ты в своей повседневной жизни, поступках нормами, правилами поведения своего народа?

A. Да.
Б. Иногда.
B. Редко.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка полученных результатов
1Б, 2А, 3 В, 4Б, 5Б, 6В, 7А, 8А; 9А, 10А, 11А, 12А, 13А, 14А, 15А, 16А; 17А, 18А, 19А, 20А, 21А, 22А, 23А, 24А - 2 балла;
9Б, 10Б, 11Б, 12Б, 13Б, 14Б, 15Б, 16Б, 17Б, 18Б, 19Б, 20Б, 21Б, 22Б, 23Б, 24Б - 1 балл;
1А, 1В, 2Б, 2В, 3А, 3Б, 4А, 4В, 5А, 5В, 6А, 6Б, 7Б, 7В; 9В, 10В, 11В, 12В, 13В, 14В, 15В, 16В, 17В, 18В, 19В, 20В, 21В, 22В, 23В, 24В - 0 баллов.

Анкета для родителей


Уважаемые родители! Просим вас ответить на несколько вопросов по теме этнокультурного образования. Нам важно ваше мнение!

I. Когнитивный блок
1. Знаете ли вы что-либо о целях, задачах, принципах науки этнопедагогики?

A. Да, знаю.
Б. Слышал, но не совсем понимаю.
B. Нет, никогда не слышал.

2. Знаете ли вы, кто является основоположником этнопедагогической науки?

A. Ушинский К.Д.
 Б. Волков Г.Н.
B. Яковлев И.Я.

3. Этнопедагогика - это наука о:

A. Традициях разных народов.
Б. Педагогическом опыте народных масс.
B. Воспитании.

4. Знаете ли вы особенности этновоспитания разных народов?

A. Да, знаю особенности воспитания разных этнических групп.
Б. Да, знаю систему воспитания своего народа.
B. Нет, не знаю.

5. Можете ли вы выделить наиболее сильные стороны педагогической мудрости народов?

A. Да, могу это сделать с уверенностью.
Б. Думаю, что могу это сделать частично.
B. Нет, затрудняюсь это сделать.

6. Знаете ли вы этнодемографическую ситуацию в своем регионе и в разных странах?

A. Да, знаю хорошо.
Б. Да, знаю кое-что.
B. Нет, никогда не интересовался.

7. Есть ли у вас конкретный этноматериал для патриотического, нравственного, трудового воспитания ваших детей?

А.Да, в большом количестве.
Б. Частично есть.
A. Нет / очень мало.

8. Осознаете ли вы важность воспитания ваших детей в духе народных традиций?

A. Да, это важно.
Б. Это не принесет вреда.
B. Есть вопросы более важные.


II. Эмоционально-аффективный блок

9. Считаете ли вы, что в ребенке нужно развивать этнопатриотизм?

A. Да, несомненно.
Б. Да, но более правильно развивать государственный патриотизм.
B. Нет, нужно воспитывать граждан мира.

10. Представьте, что ваш ребенок дружит с мальчиком / девочкой другой национальности. Вы:

A. Одобряете, если этот ребенок воспитанный.
Б. Относитесь нейтрально.
B. Запрещаете общение по этническим соображениям.

11. Важен ли для вас национальный состав класса, в котором учится ваш ребенок?

A. Нет, не важен.
Б. Важен, это развивает опыт межнационального общения.
B. Важен, не хочу, чтобы мой ребенок общался с детьми другой национальности.

12. Как ваша семья относится к национальным традициям и обрядам?

A. Всегда придерживается.
Б. Придерживается от случая к случаю.
B. Не соблюдает.

13. Как вы оцениваете знание марийского языка вашим ребенком?

A. Отлично.
Б. Хорошо.
B. Неудовлетворительно.

14. Каким вы видите идеал выпускника современной школы?

А. Широко эрудированный, всесторонне развитый.
Б. Грамотный, легко адаптирующийся к реалиям современной жизни.
В. Нравственный, воспитанный на народных традициях.

15. Как бы вы отнеслись к проведению регулярного родительского собрания-семинара "День этнопедагогики"?

A. Принимал бы активное участие.
Б. Принимал бы участие по мере возможности.
B. Скорее всего, не участвовал бы, т. к. есть дела важнее.

16. Одобряете ли вы, что в гимназии целенаправленно осуществляется процесс этнокультурного образования обучающихся?

A. Да, полностью одобряю.
Б. Одобряю, хотя не всегда согласен с формами и методами.
B. Нет, не одобряю.

III. Деятельностно-поведенческий блок

17. Используете ли вы идеи народного воспитания в своей семье?

A. Да, часто.
Б. Да, но редко.
B. Нет, не используем.

18. Смотрите ли вы телевизионные передачи, посвященные национальным проблемам?

A. Да, всегда.
Б. Да, иногда.
B. Нет, никогда / редко.

19. Ваш ребенок негативно относится к урокам национального языка и культуры. Вы:

A. Убеждаете его в необходимости изучать этот предмет.
Б. Ругаете ребенка за плохие отметки по предмету.
B. Никак не реагируете.

20. Собираете ли вы конкретный этноматериал для воспитания ваших детей и применяете ли вы его на практике?

A. Да, часто.
Б. От случая к случаю.
B. Нет / очень редко.

21. Работаете ли вы с литературой, интернет-ресурсами для подбора необходимого материала по народной культуре?

A. Да, часто.
Б. От случая к случаю.
B. Нет / очень редко.

22. Участвуете ли вы в обсуждении вопросов национального воспитания на родительских собраниях / на интернет-форумах?

A. Да, часто.
Б. От случая к случаю.
B. Нет / очень редко.

23. Пропагандируете ли вы имеющиеся у вас знания по народному воспитанию среди других родителей?

A. Да, часто.
Б. От случая к случаю.
B. Нет / очень редко.

24. Насколько вы активны в приобщении своих детей к народной культуре?

A. Активность на высоком уровне.
Б. Активность на среднем уровне.
B. Активность на низком уровне.

Спасибо за сотрудничество!

Обработка полученных результатов
1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А, 6А, 7А, 8А; 9А, 10А, 1А, 12А, 13А, 14А, 15А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 21А, 22А, 23А, 24А - 2 балла;
4Б, 5Б, 6Б, 7Б, 8Б, 9Б, 10Б, 11Б, 12Б, 13Б, 14Б, 15Б, 16Б, 17Б, 18Б, 19Б, 20Б, 21Б, 22Б, 23Б, 24Б - 1 балл;
1Б, 1В, 2А, 2В, ЗА, 3В, 4В, 5В, 6В, 7В; 9В, 10В, 11В, 12В, 13В, 14В, 15В, 16В, 17В, 18В, 19В, 20В, 21В, 22В, 23В, 24В - 0 баллов.

Этнокультурная компетенция всех участников образовательного процесса может проявляться на трех уровнях сформированности:

  • высоком (48-33 баллов);

  • среднем (32-17);

  • низком (16-0).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!