СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика уровня развития памяти подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика уровня развития памяти подростков

Для определения уровня памяти подростков предлагаются два задания, направленные:

    - на диагностику природной памяти;              - на диагностику культурной памяти.

Диагностика природной памяти

Сначала определим продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти подростка. Это можно сделать с помощью следующей методики.

а) Подготовительный этап

Заготавливается карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из четырех пересекающихся линий. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистый лист бумаги без клеточек и линеечек размером 10x15 см. Этот лист должен совпадать по размерам с диагностическим материалом.

б) Диагностический этап

После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Испытуемого надо усадить за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги (10x15 см), карандаш или ручку.

Испытуемому дается инструкция такого характера: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, я буду предупреждать тебя словом «Внимание!». После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

Карточка показывается по 1 секунде до тех пор, пока испытуемый не запомнит ее. После каждого просмотра карточки, испытуемый рисует то, что запомнил на новом листе бумаги. Если после 10 предъявлений испытуемый не смог правильно воспроизвести эту фигуру, то далее время экспозиции карточки увеличивается.

Порядок увеличения времени экспозиции:

с 1-го по 10-е предъявление - 1 сек., с 11-го по 20-е - 2 сек., с 21-го по 30-е - 3 сек.

Правила соблюдения воспроизведенного рисунка:

  • - приблизительные размеры фигуры;
  • - наклон фигуры;
  • - количество линий и количество их пересечений.

Обработка полученных результатов

Количество предъявлений карточки в сумме составляет время, потраченное на запоминание. Шкала оценок продуктивности (силы) природной памяти подростков 11 - 14 лет:

№ Продуктивность природной памяти Время запоминания, в секундах

1 Очень высокая

1 - 5

2 Высокая

6 - 10

3 Выше среднего

12 - 20

4 Средняя

22 - 30

5 Ниже среднего

33 - 45

6 Низкая

48 - 60

7 Очень низкая

Более 60 секунд

Диагностика культурной памяти

Тест 1

Испытуемому предлагается запомнить 20 слов вместе с номерами:

  • 1. Украинец 11. Масло
  • 2. Экономика 12. Бумага
  • 3. Каша 13. Сладости
  • 4. Татуировка 14. Ложка
  • 5. Нейрон 15. Социализм
  • 6. Любовь 16. Глагол
  • 7. Ножницы 17. Прорыв
  • 8. Совесть 18. Дезертир
  • 9. Глина 19. Свеча
  • 10. Словарь 20. Вишня

На запоминание дается 40 секунд. Ответ считается правильным, если слово называется вместе с его порядковым номером. После истечения 40 секунд испытуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил.

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

 

x 100 % = … % эффективного запоминания

Например, если правильно было воспроизведено 10 слов, то эффективность запоминания будет равна 50%:

 

Тест 2

Испытуемому предлагается за 40 секунд запомнить двенадцать чисел вместе с их порядковыми номерами:

1. 43 7. 15 2. 57 8. 44 3. 12 9. 96

  1. 33 10. 7
  2. 81 11. 37
  3. 72 12. 38

По истечении 40 секунд испытуемому предлагается написать все, что он запомнил. Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

 

Тест 3

Предлагается запомнить 10 основных положений, подчеркнутых в нижеследующем тексте.

Испытуемый должен прочесть и через минуту воспроизвести содержание основных положений и их порядок.

Текст:

Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции.

Роботы могут анализировать сознание (1), создавая программы для его развития. Они вырабатывают правила поведения (2). Это мираж (3), или реальная научная перспектива (4) Деонтология, или логика норм поведения, позволяет ответить на этот вопрос (5).

Современная жизнь людей всегда регулируется определенными нормами поведения (6). Общество не могло бы (7) существовать без подобных норм. Возрастающая сложность общественных отношений (8) диктует необходимость выработки научных основ, правовых и моральных норм (9), это является актуальной современной задачей (10).

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

 

Окончательный вывод о продуктивности культурной (опосредованной) памяти делается на основе результатов этих трех тестов:

 

Оценка полученного результата

  • 90-100% - отличная память;
  • 70-90% - очень хорошая память;
  • 50-70% - хорошая память;
  • 30-50% - удовлетворительная;  10-30% - плохая память;  0-10% - очень плохая память.

Диагностика уровня развития памяти

Для примера исследуем память 7-миклассника, используя вышеприведенные тесты определения уровня развития памяти подростка.

  • 1. Диагностика природной (произвольной) памяти. При тестировании было потрачено 30 секунд, что говорит о средней продуктивности произвольной памяти.
  • 2. Диагностика культурной (непроизвольной) памяти. Используем формулы эффективности запоминания:

Тест 1

 

Тест 2

Тест 3

Вывод:

 .

Данный результат говорит об удовлетворительной памяти.

 

Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня развития памяти подростков»

Диагностика уровня развития памяти подростков

Для определения уровня памяти подростков предлагаются два задания, направленные:

 - на диагностику природной памяти;  - на диагностику культурной памяти.

Диагностика природной памяти

Сначала определим продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти подростка. Это можно сделать с помощью следующей методики.

а) Подготовительный этап

Заготавливается карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из четырех пересекающихся линий. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистый лист бумаги без клеточек и линеечек размером 10x15 см. Этот лист должен совпадать по размерам с диагностическим материалом.

б) Диагностический этап

После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Испытуемого надо усадить за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги (10x15 см), карандаш или ручку.

Испытуемому дается инструкция такого характера: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, я буду предупреждать тебя словом «Внимание!». После того, как я уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

Карточка показывается по 1 секунде до тех пор, пока испытуемый не запомнит ее. После каждого просмотра карточки, испытуемый рисует то, что запомнил на новом листе бумаги. Если после 10 предъявлений испытуемый не смог правильно воспроизвести эту фигуру, то далее время экспозиции карточки увеличивается.

Порядок увеличения времени экспозиции:

с 1-го по 10-е предъявление - 1 сек., с 11-го по 20-е - 2 сек., с 21-го по 30-е - 3 сек.

Правила соблюдения воспроизведенного рисунка:

  • - приблизительные размеры фигуры;

  • - наклон фигуры;

  • - количество линий и количество их пересечений.

Обработка полученных результатов

Количество предъявлений карточки в сумме составляет время, потраченное на запоминание. Шкала оценок продуктивности (силы) природной памяти подростков 11 - 14 лет:

№ Продуктивность природной памяти Время запоминания, в секундах

1 Очень высокая

1 - 5

2 Высокая

6 - 10

3 Выше среднего

12 - 20

4 Средняя

22 - 30

5 Ниже среднего

33 - 45

6 Низкая

48 - 60

7 Очень низкая

Более 60 секунд

Диагностика культурной памяти

Тест 1

Испытуемому предлагается запомнить 20 слов вместе с номерами:

  • 1. Украинец 11. Масло

  • 2. Экономика 12. Бумага

  • 3. Каша 13. Сладости

  • 4. Татуировка 14. Ложка

  • 5. Нейрон 15. Социализм

  • 6. Любовь 16. Глагол

  • 7. Ножницы 17. Прорыв

  • 8. Совесть 18. Дезертир

  • 9. Глина 19. Свеча

  • 10. Словарь 20. Вишня

На запоминание дается 40 секунд. Ответ считается правильным, если слово называется вместе с его порядковым номером. После истечения 40 секунд испытуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил.

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

x 100 % = … % эффективного запоминания

Например, если правильно было воспроизведено 10 слов, то эффективность запоминания будет равна 50%:

Тест 2

Испытуемому предлагается за 40 секунд запомнить двенадцать чисел вместе с их порядковыми номерами:

1. 43 7. 15 2. 57 8. 44 3. 12 9. 96

  1. 33 10. 7

  2. 81 11. 37

  3. 72 12. 38

По истечении 40 секунд испытуемому предлагается написать все, что он запомнил. Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Тест 3

Предлагается запомнить 10 основных положений, подчеркнутых в нижеследующем тексте.

Испытуемый должен прочесть и через минуту воспроизвести содержание основных положений и их порядок.

Текст:

Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции.

Роботы могут анализировать сознание (1), создавая программы для его развития. Они вырабатывают правила поведения (2). Это мираж (3), или реальная научная перспектива (4) Деонтология, или логика норм поведения, позволяет ответить на этот вопрос (5).

Современная жизнь людей всегда регулируется определенными нормами поведения (6). Общество не могло бы (7) существовать без подобных норм. Возрастающая сложность общественных отношений (8) диктует необходимость выработки научных основ, правовых и моральных норм (9), это является актуальной современной задачей (10).

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Окончательный вывод о продуктивности культурной (опосредованной) памяти делается на основе результатов этих трех тестов:

Оценка полученного результата

  • 90-100% - отличная память;

  • 70-90% - очень хорошая память;

  • 50-70% - хорошая память;

  • 30-50% - удовлетворительная;  10-30% - плохая память;  0-10% - очень плохая память.

Диагностика уровня развития памяти

Для примера исследуем память 7-миклассника, используя вышеприведенные тесты определения уровня развития памяти подростка.

  • 1. Диагностика природной (произвольной) памяти. При тестировании было потрачено 30 секунд, что говорит о средней продуктивности произвольной памяти.

  • 2. Диагностика культурной (непроизвольной) памяти. Используем формулы эффективности запоминания:

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Вывод:

.

Данный результат говорит об удовлетворительной памяти.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!