СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика уровня зрительно-пространственного восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умственно отсталые дети нуждаются в  работе общекоррекционного характера.Целенаправленная работа по формированию пространственных представлений поможет овладеть программой 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня зрительно-пространственного восприятия»

Диагностика уровня развития зрительно-пространственного восприятия умственно отсталых учащихся в 1 классе

В программу обследования включаются задания на определение уровня сформированности гностико-праксических функций, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, временных представлений и понятий, двигательных функций руки, слухомоторной координации, буквенного гнозиса, особенностей чтения, состояния письма, особенностей латералиты. Все задания предъявляются детям в игровой форме, в соответствии с их возрастными и психическими возможностями.

1. Выяснение состояния латералиты.

На материале выполнения серий тестов: мануальных, слухоречевых, зрительных выявлено следующее: результаты проб указывают на несформированность латералиты, т.е. ведущий из парных сенсомоторных органов еще не определился, что говорит о несформированном, затянувшемся процессе латерализации, либо о левшестве в стадии переучивания под воздействием семьи, школы. Дети, в особенности с несформированной латералитой, неуверенно определяли схему собственного тела, не знают , где правое и левое направление, дают ошибочные ответы, проба Хэда (инструкция типа «покажи правой рукой левое колено, ухо») вызывает большие затруднения у всех учащихся.при выполнении тех же действий по показу сидящего напротив учащиеся совершают зеркальные движения, пытаясь повернуться спиной к взрослому.

2. Исследование оптико-пространственного гнозиса.

а) Умение ориентироваться в окружающем пространстве.

- определение различных направлений относительно собственного тела;

- относительно человека, стоящего лицом к ребенку;

- выполнение поворотов в указанном направлении;

- определение своего положения среди предметов;

-раскладывание цветных полосок и геометрических фигур: воспроизведение заданного положения по образцу, по памяти, по словесной инструкции (справа, слева, рядом, под, над и т.д.);

- графический диктант.

б) Умение ориентироваться на плоскости.

- указанным образом разместить на листе бумаги геометрические формы, нарисовав их, или используя готовые;

- нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец-рисунок;

- без опорных точек воспроизвести направления линий рисунка, пользуясь образцом;

- самостоятельное рисование фигур или их обводка.

Данные обследования показывают, что в основном все первоклассники затрудняются в различении правой и левой стороны, в определении пространственных взаимоотношений объектов. В экспрессивной речи имеют место замены предлогов и наречий, недифференцированность предлогов над, под, с, из. Ошибки на практическом выполнении заданий проявляются в смещении изображений, в зеркальности воспроизведения частей рисунка, в отображении только донного из нескольких пространственных признаков. Особые затруднения у детей вызывает графический слуховой диктант.

в) Конструирование.

- складывание фигур из палочек по образцу, по памяти;

- складывание из 4-х частей геометрических фигур:

складывание круга и квадрата по образцу-рисунку с пунктирно-обозначенными на нем составляющими частями;

складывание фигуры путем наложения на пунктирный рисунок деталей с последующим конструированием без образца;

складывание разрезных картинок различными способами: по прямой линии, по диагонали, соответственно членению предмета, осколки сложной неправильной формы.

Типичные ошибки: зеркальное построение фигур, избыток деталей либо уменьшение их числа при составлении фигур «елочка», «лесенка».самым сложным оказывается складывание из 4-х неоднородных частей плоскостных фигур. В результате выполнения задания искомые фигуры получаются меньшими по размеру и несколько искаженными в очертаниях. При составлении картинки из осколков сложной неправильной формы наблюдаются длительные пробы, примеривания, неуверенность в себе, отказ от задания, невозможность выполнения данного задания.

3. Состояние ориентировки во времени.

Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих единое целое, выявляется в заданиях типа:

- разложить последовательно серию картинок с изображением времен года;

- - // - // - // - частей суток с любой точки отсчета;

- перечислить названия месяцев, дней недели и т.д.

4. Состояние зрительного восприятия.

Для выявления состояния зрительного гнозиса предлагаются следующие серии заданий (по Воронковой).

1 серия – исследование предметного гнозиса.

Учащимся предлагается назвать цвет, форму, размер знакомых предметов: яблоко, огурец, карандаш, геометрические фигуры. Далее предлагаются контурные, пунктирные рисунки, рисунки с зашумленным фоном, наложенные друг на друга рисунки, вписанные друг в друга геометрические фигуры, предметы, пунктирные изображения предметов с недостающими деталями; задание на составление сюжетной картинки из 2-4 частей.

Результаты: учащиеся затрудняются в различении предметов по форме, цвету, размеру. Некоторые ученики даже не могут выбрать нужный предмет по предложенному пунктирному образцу. Особые затруднения вызывают задания на узнавание геом. фигур, вписанных друг в друга, предметов в условиях наложения, зашумления, с недостающими деталями, на составление сюжетной картинки из нескольких частей (дети долго манипулируют частями, примеривая их друг к другу, некоторые учащиеся так и не достигают самостоятельно правильного результата).

2 серия – исследование буквенного гнозиса.

Задания:

- называние букв печатного шрифта;

- нахождение буквы, предъявленной зрительно среди ряда других;

- показ буквы по заданному звуку;

- узнавание букв в условиях зашумления, изображенных пунктирно, в неправильном положении, правильно и зеркально написанных;

- называние букв, сходных графически;

- нахождение среди сходных по начертанию букв нужной буквы.

5. Состояние двигательных функций руки, произвольной моторики пальцев.

Обследование состояния двигательных функций руки имеет целью выявление особенностей кинетической и динамической организации двигательного акта, что важно для прогноза формирования графомоторных навыков у умственно отсталых учащихся.

1) Исследование статической координации движений.

Задания:

- распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении (от 1 до 15 сек.), аналогично – левой рукой;

- выполнить это же задание на обеих руках одновременно;

- распрямить ладонь, развести все пальцы и удержать в этом положении (1 – 15 сек.);

- выставить первый и пятый пальцы и удержать позу;

- показать второй и третий пальцы на обеих руках;

- сложить первый и второй пальцы в кольцо на обеих руках одновременно;

- положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (и наоборот).

2) Исследование динамической координации движений.

- выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз);

- держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить

вместе (5-8 раз);

- менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе ладони,

другая – сжата в кулак;

- сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь;

- попеременно соединить все пальцы руки с большим пальцем сначала

правой руки, затем левой руки, затем обеих рук одновременно.

Дополнительно детям предлагается с помощью карандаша рисование и обводка геометрических фигур, изображение на бумаге извилистой дороги, по которой надо проехать. Эти задания дают возможность уточнить степень координированности двигательной функции кисти и пальцев руки (ведущей).

Результаты: значительные недостатки моторики, напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет), нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий. С трудом даются попытки изобразить извилистую дорогу. У некоторых учащихся получается прямая, прерывистая линия, другие ученики вообще не могут оторваться от исходного положения, нуждаются в помощи учителя.

6. Состояние навыка чтения.

7. Состояние навыка письма.

Результаты обследования дают основание утверждать, что умственно отсталые учащиеся нуждаются не только в работе общекоррекционного характера, но и в воздействии, направленном на исправление тех недостатков и нарушений, которые вызывают значительные трудности в обучении грамоте данной группы детей. Целенаправленная работа по формированию пространственных представлений при обязательном включении зрительных, слуховых и двигательных реакций поможет им успешнее овладеть навыками чтения, письма, программой 1 класса.


Словарь:


  1. Латеральность (лат. laterālis «боковой») — асимметрия или неполная идентичность левой и правой половин тела. Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях.


  1. Синкинезии (греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения) — непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.



  1. ГНОЗИС

(от греч. gnosis — знание, учение) — (в нейропсихологии и невропатологии) — собирательное понятие дляпроцессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (напр., зрительный ислуховой гнозис, стереогноз и т. д.). 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!