Диагностика уровня развития зрительно-пространственного восприятия умственно отсталых учащихся в 1 классе
В программу обследования включаются задания на определение уровня сформированности гностико-праксических функций, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, временных представлений и понятий, двигательных функций руки, слухомоторной координации, буквенного гнозиса, особенностей чтения, состояния письма, особенностей латералиты. Все задания предъявляются детям в игровой форме, в соответствии с их возрастными и психическими возможностями.
1. Выяснение состояния латералиты.
На материале выполнения серий тестов: мануальных, слухоречевых, зрительных выявлено следующее: результаты проб указывают на несформированность латералиты, т.е. ведущий из парных сенсомоторных органов еще не определился, что говорит о несформированном, затянувшемся процессе латерализации, либо о левшестве в стадии переучивания под воздействием семьи, школы. Дети, в особенности с несформированной латералитой, неуверенно определяли схему собственного тела, не знают , где правое и левое направление, дают ошибочные ответы, проба Хэда (инструкция типа «покажи правой рукой левое колено, ухо») вызывает большие затруднения у всех учащихся.при выполнении тех же действий по показу сидящего напротив учащиеся совершают зеркальные движения, пытаясь повернуться спиной к взрослому.
2. Исследование оптико-пространственного гнозиса.
а) Умение ориентироваться в окружающем пространстве.
- определение различных направлений относительно собственного тела;
- относительно человека, стоящего лицом к ребенку;
- выполнение поворотов в указанном направлении;
- определение своего положения среди предметов;
-раскладывание цветных полосок и геометрических фигур: воспроизведение заданного положения по образцу, по памяти, по словесной инструкции (справа, слева, рядом, под, над и т.д.);
- графический диктант.
б) Умение ориентироваться на плоскости.
- указанным образом разместить на листе бумаги геометрические формы, нарисовав их, или используя готовые;
- нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец-рисунок;
- без опорных точек воспроизвести направления линий рисунка, пользуясь образцом;
- самостоятельное рисование фигур или их обводка.
Данные обследования показывают, что в основном все первоклассники затрудняются в различении правой и левой стороны, в определении пространственных взаимоотношений объектов. В экспрессивной речи имеют место замены предлогов и наречий, недифференцированность предлогов над, под, с, из. Ошибки на практическом выполнении заданий проявляются в смещении изображений, в зеркальности воспроизведения частей рисунка, в отображении только донного из нескольких пространственных признаков. Особые затруднения у детей вызывает графический слуховой диктант.
в) Конструирование.
- складывание фигур из палочек по образцу, по памяти;
- складывание из 4-х частей геометрических фигур:
складывание круга и квадрата по образцу-рисунку с пунктирно-обозначенными на нем составляющими частями;
складывание фигуры путем наложения на пунктирный рисунок деталей с последующим конструированием без образца;
складывание разрезных картинок различными способами: по прямой линии, по диагонали, соответственно членению предмета, осколки сложной неправильной формы.
Типичные ошибки: зеркальное построение фигур, избыток деталей либо уменьшение их числа при составлении фигур «елочка», «лесенка».самым сложным оказывается складывание из 4-х неоднородных частей плоскостных фигур. В результате выполнения задания искомые фигуры получаются меньшими по размеру и несколько искаженными в очертаниях. При составлении картинки из осколков сложной неправильной формы наблюдаются длительные пробы, примеривания, неуверенность в себе, отказ от задания, невозможность выполнения данного задания.
3. Состояние ориентировки во времени.
Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих единое целое, выявляется в заданиях типа:
- разложить последовательно серию картинок с изображением времен года;
- - // - // - // - частей суток с любой точки отсчета;
- перечислить названия месяцев, дней недели и т.д.
4. Состояние зрительного восприятия.
Для выявления состояния зрительного гнозиса предлагаются следующие серии заданий (по Воронковой).
1 серия – исследование предметного гнозиса.
Учащимся предлагается назвать цвет, форму, размер знакомых предметов: яблоко, огурец, карандаш, геометрические фигуры. Далее предлагаются контурные, пунктирные рисунки, рисунки с зашумленным фоном, наложенные друг на друга рисунки, вписанные друг в друга геометрические фигуры, предметы, пунктирные изображения предметов с недостающими деталями; задание на составление сюжетной картинки из 2-4 частей.
Результаты: учащиеся затрудняются в различении предметов по форме, цвету, размеру. Некоторые ученики даже не могут выбрать нужный предмет по предложенному пунктирному образцу. Особые затруднения вызывают задания на узнавание геом. фигур, вписанных друг в друга, предметов в условиях наложения, зашумления, с недостающими деталями, на составление сюжетной картинки из нескольких частей (дети долго манипулируют частями, примеривая их друг к другу, некоторые учащиеся так и не достигают самостоятельно правильного результата).
2 серия – исследование буквенного гнозиса.
Задания:
- называние букв печатного шрифта;
- нахождение буквы, предъявленной зрительно среди ряда других;
- показ буквы по заданному звуку;
- узнавание букв в условиях зашумления, изображенных пунктирно, в неправильном положении, правильно и зеркально написанных;
- называние букв, сходных графически;
- нахождение среди сходных по начертанию букв нужной буквы.
5. Состояние двигательных функций руки, произвольной моторики пальцев.
Обследование состояния двигательных функций руки имеет целью выявление особенностей кинетической и динамической организации двигательного акта, что важно для прогноза формирования графомоторных навыков у умственно отсталых учащихся.
1) Исследование статической координации движений.
Задания:
- распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении (от 1 до 15 сек.), аналогично – левой рукой;
- выполнить это же задание на обеих руках одновременно;
- распрямить ладонь, развести все пальцы и удержать в этом положении (1 – 15 сек.);
- выставить первый и пятый пальцы и удержать позу;
- показать второй и третий пальцы на обеих руках;
- сложить первый и второй пальцы в кольцо на обеих руках одновременно;
- положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (и наоборот).
2) Исследование динамической координации движений.
- выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз);
- держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить
вместе (5-8 раз);
- менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе ладони,
другая – сжата в кулак;
- сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь;
- попеременно соединить все пальцы руки с большим пальцем сначала
правой руки, затем левой руки, затем обеих рук одновременно.
Дополнительно детям предлагается с помощью карандаша рисование и обводка геометрических фигур, изображение на бумаге извилистой дороги, по которой надо проехать. Эти задания дают возможность уточнить степень координированности двигательной функции кисти и пальцев руки (ведущей).
Результаты: значительные недостатки моторики, напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет), нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий. С трудом даются попытки изобразить извилистую дорогу. У некоторых учащихся получается прямая, прерывистая линия, другие ученики вообще не могут оторваться от исходного положения, нуждаются в помощи учителя.
6. Состояние навыка чтения.
7. Состояние навыка письма.
Результаты обследования дают основание утверждать, что умственно отсталые учащиеся нуждаются не только в работе общекоррекционного характера, но и в воздействии, направленном на исправление тех недостатков и нарушений, которые вызывают значительные трудности в обучении грамоте данной группы детей. Целенаправленная работа по формированию пространственных представлений при обязательном включении зрительных, слуховых и двигательных реакций поможет им успешнее овладеть навыками чтения, письма, программой 1 класса.
Словарь:
Латеральность (лат. laterālis «боковой») — асимметрия или неполная идентичность левой и правой половин тела. Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях.
Синкинезии (греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения) — непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.
ГНОЗИС
(от греч. gnosis — знание, учение) — (в нейропсихологии и невропатологии) — собирательное понятие дляпроцессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности (напр., зрительный ислуховой гнозис, стереогноз и т. д.).