СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Диагностический комплекс изучения универсальных учебных действий у обучающихся 5-9 классов..Цель:Изучение мотивации школьников при переходе из начальных классов в средние..

Просмотр содержимого документа
«Диагностика УУД»

Диагностика уровня развития

универсальных учебных действий



Цель диагностики

Инструментарий

Класс

Личностные УУД

Изучение учебной мотивации

Методика изучения учебной мотивации школьников при переходе из начальных классов в средние (по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)

(Приложение 1)

5

Методика изучения мотивации учения подростков (по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)

(Приложение 2)

6-9

Методика изучения мотивации старших подростков на этапе окончания средней школы (по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)

(Приложение 3)

10-11

Изучение уровня социальной адаптированности

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

(Приложение 4)

5-9

Диагностика уровня самооценки личности

Методика изучения самооценки «Какой Я?» (автор Р.С. Немов)

(Приложение 5)

5

Самооценка и уровень притязаний.

Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой

(Приложение 6)

6-7

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор С.В.Ковалёв)

(Приложение 7)

8-9

Коммуникативные УУД

Выявление коммуникативных склонностей обучающихся

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой

(Приложение 8)

5-9

Определение уровня самоконтроля при общении с другими людьми

Тест «Оценка самоконтроля в общении» (автор М.Снайдер)

(Приложение 9)

5-9

Познавательные УУД

Изучение сформированности навыка чтения

Тест на оценку сформированности навыков чтения

из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

(Приложение 10)

5-6

Изучение сформированности словесно-логического мышления

Определение уровня развития словесно-логического мышления

(авторы Любовь Переслени, Татьяна Фотекова)

(Приложение 11)

5-9

Определение уровня познавательного развития

Тест «Познавательное развитие школьника» (авторы: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.)

(Приложение 12)

5-9

Регулятивные УУД

Выявление способности контролировать свои познавательные процессы

Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет), модификация С.Н.Костроминой, под редакцией А.А.Карелина

(Приложение 13)

6-9

Исследование особенностей структуры деятельности

Методика «Цель-Средство-Результат», тест-опросник (автор А.А. Карманов)

(Приложение 14)

5-9





Диагностический комплекс изучения

универсальных учебных действий у обучающихся 5-9 классов





Мониторинг личностного развития обучающихся



Приложение 1



Методика изучения учебной мотивации школьников при переходе из начальных классов в средние (по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)



Цель: изучение учебной мотивации школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета

Инструкция:

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.



1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл.).

Внешний мотив - 0 баллов. Игровой мотив - 1 балл. Получение отметки - 2 балла. Позиционный мотив - 3 балла. Социальный мотив - 4 балла. Учебный мотив - 5 баллов.

Таблица

Варианты ответов

Количество баллов и мотив по номерам предложений

1 предл.

2 предл.

3 предл.

4 предл.

балл

мотив

балл

мотив

балл

мотив

балл

мотив

а

2

О

3

П

5

У

5

У

б

3

П

3

П

3

П

2

О

в

4

С

0

В

3

П

3

П

г

4

С

4

С

3

П

3

П

д

3

П

1

И

3

П

3

П

е

3

П

3

П

0

В

3

П

ж

3

П

4

С

0

В

4

С

з

0

В

3

П

4

С

0

В

и

0

В

-

-

-

-

0

В

к

5

У

-

-

-

-

-

-

* Условные обозначения мотивов:

У - учебный мотив; С - социальный мотив; П - позиционный мотив; О - оценочный мотив; И - игровой мотив; В - внешний мотив.



Баллы суммируются и по оценочной табл. выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

  1. - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  2. - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.



Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.





Приложение 2



Методика изучения мотивации учения подростков (6-8 классы)

(по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)


Цель: изучение учебной мотивации подростков

Предлагаемая  диагностическая  методика  включает 6  содержательных  блоков:  

  • Личностный  смысл  учения;

  • Сформированность  целеполагания;

  • Различные  виды  мотивов;

  • Внешние  или  внутренние  мотивы;

  • Тенденции  на  достижение  успеха  или  избегание  неудачи  в  учении;

  • Реализация  мотивов  учения  в  поведении.


Каждый блок представлен тремя вопросами. Формулировки вопросов в анкетах для разных возрастов в большинстве совпадают, однако пилотажное исследование и апробация методик позволили выявить различия в формулировках ответов у учащихся разных возрастов, что и отражено при составлении анкет.


Анкета

Инструкция:

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д.) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.


2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.


3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д.) хорошую работу;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г)состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.


5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.


6. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие опенки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы:

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помогли друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д.) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д.) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д.) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д.) только теоретические или только практические;

е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы. Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл.). Внешний мотив — 0 баллов. Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица. Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера предложений и балы им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

з


1

2

О

5

У

4

С

3

П

5

У

0

В

-


-

-

I

блок

2

0

В

0

В

0

В

5

У

3

П

4

С

3

П

4

С

3

2

О

5

У

2

О

4

С

5

У

3

П

-

-

-

-

4

3

П

0

В

2

О

5

У

4

С

4

С

-

-

-

-

II

Блок

5

4

С

5

У

5

У

0

В

3

П

2

О

-

-

-

-

6

3

П

5

У

5

У

3

П

0

В

1

И

-

-

-

-

7

1

И

4

С

3

П

3

П

5

У

1

И

3

П

-

-

III

блок

8

3

П

1

1

3

П

3

П

0

В

0

В

2

О

-

-

9

3

П

1

1

3

П

3

П

0

В

5

У

-

-

-

-

* Условные обозначения мотивов:

У - учебный мотив; С - социальный мотив; П - позиционный мотив; О - оценочный мотив; И - игровой мотив; В - внешний мотив.


Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

27—29

25—29

20—23

70—81

II

24—26

20—24

16—19

58—69

III

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

10—17

6—12

4—9

18—38

V

до 9

до 5

До 3

до 17

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;

  2. сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл.):

Выявление ведущих мотивов у школьников


Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);

+ 10; 0; -10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

-20; -30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

  • Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

  • количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);

  • количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);

  • количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);

  • количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);

  • количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).

Таблица. Ключ для показателей IV, V, VI мотивации

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

10

+5

-5

-5

-5

+5

+5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

-5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

-5

+5

-5

+5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5



Приложение 3



Методика изучения мотивации старших подростков

на этапе окончания основной школы (9 класс)

(по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)


Цель: изучение мотивации старших подростков на этапе окончания основной школы.


Анкета

Инструкция:

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.


2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России; в) не воля родителей;

г) не получал знания; д) не жил.


3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) закончить школу;

в) доставлять пользу людям;

г) обучение.


5. Моя цель на уроке...

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать.


6. При планировании своей работы я...

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.


III


7. Самое интересное на уроке — это...

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснения учителем нового материала;

д) получать хорошие отметки; е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.


9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) ничто меня не отвлекает;

б) они несложные;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я хорошо понимаю тему;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

д) желание получать знания;

е) общение.


11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.


12. Хорошие отметки — это результат...

а) моей упорной работы;

б) заискивания перед учителем;

в) подготовленности и внимания на уроках;

г) моего везения;

д) получения качественных знаний;

е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от:

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) моего везения;

е) внимания к объяснению учебного материала учителем.


14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал; б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями; в) считаю нужным всегда так поступать; г) меня не будут ругать за ошибку; д) я уверен, что отвечу хорошо; е) иногда мне так хочется.


15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи товарищей; в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало; д) надеюсь, что разберусь потом; е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е) отказываюсь от его выполнения.


17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.


18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) письменные;

г)не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышления.








Обработка результатов

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл.).

Таблица. Ключ для показателей I, II, III мотивации


Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

1

5

У

4

С

4

С

3

П

4

С

-

-

I

блок

2

0

В

3

П

0

В

5

У

4

С

-

-

3

2

О

2

О

5

У

2

О

5

У

3

П

4

3

П

0

В

4

С

5

У

-

-

-

-

II

блок

5

5

У

1

И

3

П

2

О

0

В

-

-

6

5

У

3

П

5

У

3

П

0

В

1

И

7

1

И

3

П

5

У

4

С

2

О

3

П

III

блок

8

3

П

1

И

0

В

0

В

2

О

5

У

9

0

В

3

П

1

И

3

П

0

В

5

У

* Условные обозначения мотивов: У - учебный мотив; С - социальный мотив; П - позиционный мотив; О - оценочный мотив; И - игровой мотив; В - внешний мотив. Таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29^3

V

до 14

до 8

до 6

до 28


Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов.

Выявление основных мотивов у школьников 9-х классов Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл.).


Номера предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

+5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

-5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

18

-5

+5

-5

+5

-5

+5













Приложение 4

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)


Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;

  • 3 – почти всегда;

  • 2 – иногда;

  • 1 – очень редко;

  • 0 – никогда.


  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  12. Мне нравится помогать другим.

  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  16. Переживаю неприятности других, как свои.

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.



Приложение 5

Методика изучения самооценки «Какой Я?» (автор Р.С. Немов)



Цель: изучение самооценки

Самооценка является ядром самосознания личности. Источниками формирования самооценки являются опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт его общения с другими людьми.

Существует два варианта нарушений развития самооценки:

  • Заниженная самооценка – ее симптомами являются тревожность, неуверенность в своих силах, отказ от трудных заданий, феномен «выученной беспомощности»;

  • Завышенная самооценка – проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.

Умение ребенка фиксировать изменения в собственном самоопределении и понимать их является необходимой составляющей развития его способности управлять своей собственной деятельностью.

Инструкция:

Подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности.


Протокол (бланк) методики «Какой Я?»

п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 


Оценки, предлагаемые ребенком самому себе фиксируются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий

  • 8 – 9 баллов – высокий

  • 4 – 7 баллов – средний

  • 2 – 3 балла – низкий

  • 0 – 1 балл – очень низкий



Приложение 6

Самооценка и уровень притязаний

Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой

Методика предложена Г. Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция:

Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.


Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результаты

от –10 до –4 – свидетельствует о низкой самооценке;

от –3 до +3 – об адекватной самооценке;

от +4 до +10 – о высокой самооценке.



Приложение 7

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор С.В.Ковалёв)

Цель: определения уровня самооценки личности


Методика, разработанная С.В. Ковалевым, представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.


Инструкция:

Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда


Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.


Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.


Интерпретация результатов

  • сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

  • сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

  • сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

Приложение 8

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

Р.В. Овчаровой


Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Методика предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Исследование проводится 1 раз в год.

Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Инструкция:

Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, кото­рые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете ини­циативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свида­ния?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  • низкий уровень — 0,1—0,45;

  • ниже среднего — 0,46—0,55;

  • средний уровень — 0,56—0,65;

  • выше среднего — 0,66—0,75;

  • высокий уровень — 0,76—1.



Приложение 9

Тест «Оценка самоконтроля в общении» (автор М.Снайдер)



Цель: определение уровня сформированности коммуникативных навыков: самоконтроля при общении с другими людьми.


Инструкция:

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное для себя. Верное – обозначьте буквой «В», а неверное – буквой «Н».

Стимульный материал

  1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

  2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Процедура обработки результатов: по одному баллу начисляется ответ «Н» за 1, 5, 7 вопросы и за ответ «В» – на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.

0-3 балла показывают низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, отчего некоторые считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

1-10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.



Приложение 10

Тест на оценку сформированности навыков чтения

из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения

в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой


Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.


Инструкция:

Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете ,поднимите руку.


БЛАНК ОТВЕТОВ
к тесту «Сформированность навыка чтения»
Фамилия, имя _____________________________________________________
Класс ____________________________________________________________
Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы
___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что
Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого
________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза _______________________________ в такой глуши.


Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения: 1 – леса, 2 – птица, птичка, 3 – луч света, лучик, луч, звук, 4 – густые, 5 – стояли, деревьев стояли, встали, 6 – тихо, 7 – слышала, 8 – листа, листочка, листика, 9 – под, 10 – не бывала, не была, не ходила.


За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10)

Интерпритация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4зоне).

Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается
угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге,
выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознанно определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 4. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое
предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.

Следует помнить, что для отработки и укрепления навыка чтения требуются годы. Даже при постоянном и интенсивном чтении он автоматизируется только к 6-7 классу. Если ребенок в средней школе (когда его уже не заставляют родители) перестает читать, то не устоявшийся навык может деградировать. В этом случае и тестирование показывает более низкие результаты, чем были у ребенка в начальных классах. Разрушение навыка чтения будет порождать проблемы, соответствующие тому уровню, до которого он опустится.



Приложение 11

Определение уровня развития словесно-логического мышления

(авторы: Любовь Переслени, Татьяна Фотекова)


Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.


1 субтест

Инструкция: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

  1. Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.

  2. Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие.

  3. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.

  4. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.

  5. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.

  6. Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.

  7. Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.

  8. Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.

  9. Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.

  10. Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

2 субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

  1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

  2. После, раньше, иногда, сверху, позже.

  3. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

  4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

  5. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

  6. Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

  7. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

  8. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

  9. Секунда, час, год, неделя, вечер.

  10. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

3 субтест

Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

  1. Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.

  2. Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.

  3. Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.

  4. Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.

  5. Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.

  6. Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.

  7. Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.

  8. Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

  9. Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

  10. Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

4 субтест

Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

  1. Любовь, ненависть

  2. Герб, флаг.

  3. Барометр, термометр.

  4. Крокодил, черепаха.

  5. Землетрясение, смерч.

  6. Рим, Вашингтон.

  7. Умножение, вычитание.

  8. Повесть, рассказ.

  9. Африка, Антарктида.

  10. День, ночь.


Обработка

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация:

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)

Варианты ответов для 4 субтеста


1 балл (первая попытка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Чувства

Символы, геральдика

Измерительные приборы (измерители)

Пресмыкающиеся (рептилии)

Природные явления, стихия

Столицы

математические

действия

Проза, прозаические произведения

Материки (континенты) – части света

Время суток, сутки

0,5 балла (вторая попытка)

-

Знаки

Приборы

Земноводные, водоплавающие


Природа, бедствие

Города

Математика, действия

Литература, литературный жанр, произведения

-

-



ПРОТОКОЛ Дата____________________Ф.И.__________________________________________________________________

Результаты обследования:

Общий балл за весь тест_______________ балл за 2-ю попытку_______________% успешности__________ продолжительность обследования______________


Сводная таблица данных

п/п

Ф.И.

возраст

Оценки за:

Балл

1 попытка

Балл

2 попытка

Общий балл за тест

%

успешности

Уровень успешности

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1












2












3












4












5














Приложение № 12

Тест «Познавательное развитие школьника» (авторы: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.)



Задание 1. В приведенных словах буквы переставлены местами.

Запиши эти слова.

  1. упкс,

  2. ашнрри,

  3. вцтеко,

  4. окамдири,

  5. лкбуинак.


Задание 2. Перед скобками – слово, а в скобках – еще 5 слов.

Найди 2 из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

1) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);

2) Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина);

3) Огород (забор, земля, растение, собака, лопата);

4) Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка);

5) Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила).


Задание 3. Сравни понятия: «озеро» - «река». На листе общие и отличительные черты выпиши в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.

1. Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной;

2. Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус;

3. Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность;

4. Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник;

5. Пословица, поговорка, басня, сказка, былина.

Задание 5. Предлагаются 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, фраза должна содержать до 3-х слов).

1. Русский язык – математика;

2. Разность – частное;

3. Землетрясение – смерч;

4. Газ – жидкость;

5. Зависть – трусость.

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 4-х, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на вашем листе это четвертое слово.

1. Песня: композитор / самолет?

а) горючее;

б) летчик;

в) конструктор;

г) аэродром.

2. Прямоугольник: плоскость / куб?

а) пространство;

б) ребро;

в) высота;

г) треугольник.


3. Слагаемое: сумма / множители?

а) разность;

б) делитель;

в) произведение;

г) умножение;

д) вычитание.


4. Ухо: слышать / зубы?

а) видеть;

б) лечить;

в) жевать;

г) рот.


5. Глагол: спрягать / существительное?

а) понятие;

б) склонять;

в) название;

г) образовывать.


6. Светло: темно / притяжение?

а) металл;

б) молекула;

в) отталкивание;

г) движение.


7. Жара: засуха / дожди?

а) паводок;

б) наводнение;

в) осень;

г) лето.

8. Береза: дерево / стихотворение?

а) сказка;

б) богатырь;

в) поэзия;

г) драма.


Обработка результатов

При оценке результатов за каждое правильно выполненное задание учитель начисляет 1 балл.

Задание №1 - выявляет наличие или отсутствие у школьников навыков теоретического анализа.

Задания № 2 и № 5 - способность к обобщению на основе существенного признака.

Задание № 3 - сформированность навыка сравнения.

Задание № 4 - умение классифицировать.

Задание № 6 - умение устанавливать отношения между понятиями.


По каждому из заданий с № 1 по № 5 максимально можно получить 5 баллов. Оценки распределяются следующим образом:


Высокий уровень - 4-5 баллов.

Средний уровень – 2-3 балла.

Низкий уровень – 0-1 балл.


По заданию № 5 – осуществляется 10- балльная оценка:


Высокий уровень – 8-10 баллов.

Средний уровень – 4-7 баллов.

Низкий уровень – менее 4 баллов.


Общий итог проводится на основе суммы баллов по всем 6 заданиям.


При этом уровневые показатели выглядят следующим образом:


28 – 35 баллов – высокий уровень,

22 – 27 баллов – выше среднего,

15 – 21 балла – средний уровень,

8 – 14 баллов – ниже среднего,

0 – 7 баллов – низкий уровень.




Приложение № 13

Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет)

Автор: модификации С.Н.Костроминой. Под редакцией А.А. Карелина

Цель: выявление способности контролировать свои познавательные процессы

Обоснование: методика позволяет выявить уровень развития регулятивных функций и с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.

Краткое описание: Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задачи, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция:

Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!

Стимульный материал

1 (квадрат номер 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

2 (квадрат номер 2) Напишите цифры 1 6 3. Нечетные обведите.

3 (квадрат номер 4) Напишите слово «пар» наоборот.

4 (квадрат номер 5) Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя вертикальными линиями.

5 (квадрат номер 6) Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

6 (квадрат номер 7) Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

7 (квадрат номер 8) Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

8 (квадрат номер 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

9 (квадрат номер 12) Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольник напишите сумму чисел 5 и 2. а в ромбе разность этих чисел.

10 (квадрат номер 13) Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

11 (квадрат номер 15) Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

12 (квадрат номер 17) Разделимте квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего села.

13 (квадрат номер 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.

14 (квадрат номер 20) Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

15 (квадрат номер 21) Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

16 (квадрат номер 22) Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

17 (квадрат номер 19) Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

18 (квадрат номер 23) Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.

19 (квадрат номер 24) Напишите буквы «м», «к», «о». Букву «м» заключите в квадрат, букву «к» - в круг, букву «о» - в треугольник.

20 (квадрат номер 25) Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

Для проведения исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Процедура обработки:

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:

0-2 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

3-4 — средняя лабильность;

5-7 — низкая обучаемость, трудности в переобучении;

больше 7 ошибок — малоуспешен в любой деятельности.

Рис. Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»





Приложение № 14

Методика «Цель-Средство-Результат», тест-опросник

Автор А.А. Карманов

Цель: исследование особенностей структуры деятельности.

В основу опросника положен общенаучный базис Цель – Средство – Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):

  • в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;

  • далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;

  • итогом любой деятельности является актуализация результата - того итога, которого достиг человек.

Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

Инструкция:

В опроснике содержатся несколько утверждений, касающихся вашего характера, поведения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время.

  1. Я активный человек

  2. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать

  3. Часто со мной случаются странные вещи

  4. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение

  5. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения

  6. Чтобы добиться чего-то в жизни – надо уметь ставить перед собой цели

  7. В любой ситуации можно найти выход

  8. Цели перед собой предпочитаю ставить сам

  9. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»

  10. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы

  11. Стабильность лучше непредсказуемости

  12. Я всегда делаю так, как мне говорят

  13. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его

  14. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»

  15. Когда остаюсь один, я много размышляю

Обработка результата

Каждое совпадение – 1 балл


Цель

+ 6 8 9 14

- 12

Средство

+ 1 2 7

- 10 13

Результат

+ 5 11 15

- 4 3


15-12 баллов - высокий уровень

Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Достаточно хороший энергетический потенциал.

11-9 баллов – достаточный уровень

Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться». Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения».

8-6 баллов – допустимый

Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности.

5 и ниже – критический

Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!