СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики на определение одарённости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностики на определение одарённости для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Диагностики на определение одарённости»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Диагностики на выявление одарённости в начальной школе













Подготовила студентка

Ш-41 группы

Александрова Анна

Преподаватель: Тур А.Р.





Ейск, 2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умствен­ной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколь­ко часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?

а. Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сооб­разительность»?

а. «Помучиться», но самому найти ответ.

б. Когда как.

в. Получить готовый ответ от других.

  1. Много ли читает дополнительной литературы?

а. Постоянно много.

б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в. Мало или совсем ничего не читает.

  1. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а. Очень эмоционально.

б. Когда как.

в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

  1. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выра­женной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а. Связаны очень тесно.

б. Связаны, но мало сопровождаются соответствующей орга­низацией деятельности.

в. Никак не связаны.

  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользу­ется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?

а. Постоянно.

б. Иногда.

в. Очень редко.

  1. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а. Большинство занятий подчинено этому принципу.

б. Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в. Не ставит долговременных задач.

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а. Делает всегда столько, сколько нужно.

б. Делает периодически.

в. Не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжи­тельное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя раз­влечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно.

б.Только изредка.

в. Не способен.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)


Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо облас­тью проявления интересов. Для этого приведем перечень ха­рактеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы ан­кеты необходимо отвечать «да» или «нет».


Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

  2. Он с готовностью откликается на все новое.

  3. Любит все загадочное и непонятное.

  1. Часто нуждается в поддержке старших.

  2. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.

  2. Его любознательность устойчива.

  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

  6. Начатое дело всегда доводит до конца.

  7. Имеет особую склонность к определенному виду заня­тий или предмету.

  8. Настойчив в достижении поставленной цели.

  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

  1. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

  2. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к сле­дующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литера­турном творчестве проявляет свою одаренность.

  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего воз­раста.

  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запа­сом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

  4. Всегда ищет самостоятельные решения.

  5. В спорных вопросах опирается на собственное сужде­ние, не любит общепризнанных мнений.

  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают се­рьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, опре­деляющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент но­визны.

  2. Стремление освоить незнакомое дело.

  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоми­нания.

  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и яв­лениями.

  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.



МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.

  3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

  8. Интересуется механизмами и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

  19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.

  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в классе.

  41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)

  74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры- драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.



Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80












Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:


  1. Интеллектуальная;

  2. Творческая;

  3. Академическая;

  4. Художественно-изобразительная;

  5. Музыкальная;

  6. Литературная;

  7. Артистическая;

  8. Техническая;

  9. Лидерская;

  10. Спортивная.

  1. ОПРОСНИК

  2. «Самооценка творческих характеристик личности»

  1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь дога­даться о нем.

  2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

  3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

  4. Мне не нравится планировать дела заранее.

  5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

  6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

  7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

  8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

  9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

  10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

  11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

  12. Я люблю заводить новых друзей.

  13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не слу­чалось.

  14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом или поэтом.

  15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

  16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

  17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

  18. Я люблю то, что необычно.

  19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

  20. Мне нравятся рассказы, или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

  21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

  22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

  23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

  24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

  25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

  26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

  27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

  28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

  29. Я не люблю выступать перед классом.

  30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

  31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

  32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

  33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

  34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно и не менялись.

  35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

  36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

  37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых не­ обходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

  38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

  39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

  40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

  41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

  42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

  43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из это­го выйдет.

  44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удо­вольствия, а не ради выигрыша.

  45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

  46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо не­знакомый, мне интересно узнать, кто это.

  47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

  48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

  49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

  50. У меня есть много интересных дел в школе и дома.

  1. Лист ответов опросника
    «Самооценка творческих характеристик личности»

  2. ФИО

  3. Дата «_____»______________года

  4. Школа_____________ возраст

    1. Вопросов

    1. В основном верно

    2. (да)

    1. Отчасти верно

    2. (может быть)

    1. В основном неверно

    2. (нет)

    1. Не могу решить

    2. (не знаю)

    1. вопросов

    1. В основном верно

    2. (да)

    1. Отчасти верно

    2. (может быть)

    1. В основном неверно

    2. (нет)

    1. Не могу решить

    2. (не знаю)

    1. 1

    1. 26

    1. 2

    1. 27

    1. 3

    1. 28

    1. 4

    1. 29

    1. 5

    1. 30

    1. 6

    1. 31

    1. 7

    1. 32

    1. 8

    1. 33

    1. 9

    1. 34

    1. 10

    1. 35

    1. 11

    1. 36

    1. 12

    1. 37

    1. 13

    1. 38

    1. 14

    1. 39

    1. 15

    1. 40

    1. 16

    1. 41

    1. 17

    1. 42

    1. 18

    1. 43

    1. 19

    1. 44

    1. 20

    1. 45

    1. 21

    1. 46

    1. 22

    1. 47

    1. 23

    1. 48

    1. 24

    1. 49

    1. 25

    1. 50

  5. Ключ к опроснику

  6. «Самооценка творческих характеристик личности»

    1. вопросов

    1. В основном верно

    2. (да)

    1. Отчасти верно

    2. (может быть)

    1. В основном неверно

    2. (нет)

    1. Не могу решить

    2. (не знаю)

    1. вопросов

    1. В основном верно

    2. (да)

    1. Отчасти верно

    2. (может быть)

    1. В основном неверно

    2. (нет)

    1. Не могу решить

    2. (не знаю)

    1. 1

    1. О

    1. Р

    1. 26

    1. О

    1. С

    1. 2

    1. О

    1. Л

    1. 27

    1. О

    1. Л

    1. 3

    1. О

    1. Л

    1. 28

    1. О

    1. Л

    1. 4

    1. О

    1. С

    1. 29

    1. О

    1. Р

    1. 5

    1. О

    1. Р

    1. 30

    1. О

    1. В

    1. 6

    1. О

    1. В

    1. 31

    1. О

    1. В

    1. 7

    1. О

    1. С

    1. 32

    1. О

    1. Р

    1. 8

    1. О

    1. Р

    1. 33

    1. О

    1. Л

    1. 9

    1. О

    1. С

    1. 34

    1. О

    1. Р

    1. 10

    1. О

    1. С

    1. 35

    1. О

    1. Р

    1. 11

    1. О

    1. Л

    1. 36

    1. О

    1. Р

    1. 12

    1. О

    1. Л

    1. 37

    1. О

    1. Л

    1. 13

    1. О

    1. В

    1. 38

    1. О

    1. Л

    1. 14

    1. О

    1. В

    1. 39

    1. О

    1. В

    1. 15

    1. О

    1. С

    1. 40

    1. О

    1. В

    1. 16

    1. О

    1. В

    1. 41

    1. О

    1. С

    1. 17

    1. О

    1. С

    1. 42

    1. О

    1. С

    1. 18

    1. О

    1. С

    1. 43

    1. О

    1. Р

    1. 19

    1. О

    1. Л

    1. 44

    1. О

    1. Р

    1. 20

    1. О

    1. В

    1. 45

    1. О

    1. В

    1. 21

    1. О

    1. Р

    1. 46

    1. О

    1. В

    1. 22

    1. О

    1. Р

    1. 47

    1. О

    1. Л

    1. 23

    1. О

    1. В

    1. 48

    1. О

    1. С

    1. 24

    1. О

    1. С

    1. 49

    1. О

    1. Л

    1. 25

    1. О

    1. Р

    1. 50

    1. О

    1. С

  7. ОБРАБОТКА ДАННЫХ

  8. При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Слож­ность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный пока­затель.

  9. При обработке данных используется шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста. Отверстия в шаблоне показыва­ют ответы, соответствующие оценке два (2) балла, также на шабло­не отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся на клетках, не попадающих в отверстия, полу­чают один (1) балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус один (-1) балл в сырых баллах и вы­читаются из общей оценки. Использование этой колонки дает пра­во «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность. Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдель­ному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознатель­ными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверж­дений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.

  10. Если все ответы совпадают с отверстиями ключа шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю». Если учащийся дает все ответы, ко­торые не видны в отверстия шаблона, то его сырая оценка может составить 50 очков, если ни один пункт не помечен надписью: «Не знаю». Чем выше сырая оценка человека, испытывающего пози­тивные чувства по отношению к себе, тем более творческой лич­ностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является; все выше­описанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

  11. Могут быть получены оценки по каждому фактору теста (способ­ность пойти на риск, воображение и т. д.) в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная сырая оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и сум­марный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандарт­ные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

  12. КАРТА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

  13. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

  14. Инструкция для родителей

  15. Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

  16. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

  17. Лист вопросов

  18. Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

  19. 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

  20. 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

  21. 3) петь, музицировать;

  22. 4) заниматься физкультурой;

  23. 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

  24. 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

  25. 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

  26. 8) играть с техническим конструктором;

  27. 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

  28. 10) самостоятельно рисовать;

  29. 11) играть в спортивные, подвижные игры;

  30. 12) руководить играми детей;

  31. 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

  32. 14) ходить в магазин за продуктами;

  33. 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

  34. 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

  35. 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

  36. 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

  37. 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

  38. 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

  39. 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

  40. 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

  41. 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

  42. 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

  43. 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

  44. 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

  45. 27) ухаживать за домашними растениями;

  46. 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

  47. 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

  48. 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

  49. 31) участвовать в постановке спектаклей;

  50. 32) заниматься спортом в секциях и кружках;

  51. 33) помогать другим людям;

  52. 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

  53. 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

  54. Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

  55. Дата ___________ Фамилия, имя_________________

  56. Обработка результатов

  57. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  58. • математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

  59. • гуманитарная сфера (2-й столбик);

  60. • художественная деятельность;

  61. • физкультура и спорт;

  62. • коммуникативные интересы;

  63. • природа и естествознание;

  64. • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

  65. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

  66. Обработка результатов

  67. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!