СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики творческих способностей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и правила проведения диагногстики творческих способностей в ДОЛ

Просмотр содержимого документа
«Диагностики творческих способностей»

Цели диагностики творческих способностей:



  • Определение исходного уровня творческих способностей

  • Коррекция проводимых занятий

  • Выявление наиболее одаренных детей;

  • Определение структуры способностей.



Правила проведения диагностики в ДОЛ:



1.Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к детям, о которых хотите получить педагогически значимую информацию.

2.Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3.При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возможной автономности воспитанника во время его диагностирования, сохранение анонимности полученных показателей



Критерии:

  • простота проведения и обработки результатов исследования;

  • непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

  • наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).



С целью выявления творческих способностей детей младшего

школьного возраста можно использовать следующие методики:



  • Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко,

Е.Л. Пороцкая)

Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по

пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и

оригинальности:

0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;

3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены

деталями;

4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично

изложенная сказка;

5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.



  • Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и

стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой

фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб)

как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание

фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать

название для выполненного рисунка.

2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут

быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных

незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении

задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных

изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные

фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в

преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении

разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к

порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых

необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует

способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.



  • Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с

различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например,

изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки,

телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот

объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ

достаточно выразительный;

низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.





  • Творческое задание «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление,

художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников,

подходит для дошкольников и подростков.

Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее

подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если

ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если

требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии,

образном мышлении и художественном восприятии.



  • Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном

спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно

какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной

сферы детей, интонационное прочувствование образа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!