СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Диалектизмы" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Диалектизмы"

Просмотр содержимого документа
«"Диалектизмы" (6 класс)»

Тема урока: Диалектизмы (6 класс)

Цель урока: уточнить с учащимися понятие диалектизмы; показать их роль в речи; учить замене синонимами из общеупотребительных слов; объяснить цель использования диалектизмов в художественных текстах; продолжить обучение пользованию словарем; воспитывать уважение к самобытности народов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент



  1. Опрос по домашнему заданию

Представление словарей профессиональных слов



  1. Актуализация опорных знаний



  • Расскажите по схеме, данной на прошлом уроке. Об употреблении слов в русском языке.

  • Послушайте стихотворение-частушку и определите, о каких словах, указанных на схеме. Пойдет сегодня речь.

Как барановски девчонки

Говорят на букву «це»:

«Дайте мыльце, полотенце,

И цулоцки на пеце!»

(Из энциклопедии Аванта + (Диалектизмы))

  • Какое необычное явление вы заметили? (Употребление звука [ц] вместо [ч] – цоканье. Цоканье характерно для архангельских, вологодских, псковских и других говоров (диалектов).)



  1. Постановка целей и задач урока



  1. Работа над темой урока


  1. Работа с материалом учебника

а) Знакомство с теоретическим материалом учебника (стр. 63-64). Выпишите, что такое диалектизмы.

б) Выполнение упражнения № 117.

в) Знакомство с теоретическим материалом (стр. 64, внизу)

г) Расширение словарного запаса

  • Найдите в словаре учебника слова с пометкой ОБЛ.

(См. стр. 175,181, 182 и др.)

  • Выпишите любое слово с толкованием.

д) Выполните упражнение № 118.

ж) Знакомство с теоретическим материалом (стр. 65)



  1. Практическая работа

(Учитель читает предложения дважды.)

  • Послушайте предложения. Найдите в них диалектные слова. Догадайтесь, что они означают.

  • Выпишите слова. Напишите их толкование при помощи общеупотребительных слов.

1. «Олешка до того мне опостылело работать. Оводы заели, так бы и убежал на реку». Я говорю: «Я бы на твоем месте не нявгал, а пошел бы и поработал» (По В.И. Белову). (Нявгать – стонать, капризничать.)

2. У меня там два пирога, черные. Как чугуны. Ячмень-то был с гусинцем на молот (По В.И. Белову). (Гусинец – гусиный горох, растение. Местное название вики)





  1. Рефлексия

  • Какие диалектизмы вы сегодня запомнили?

  • Послушайте высказывания лингвистов и писателей и ответьте на вопрос: как вы считаете, нужно ли сохранять и использовать в речи диалектизмы?

«Словарные запасы деревни богаче запасов города… Когда мы захотим расширить свое историческое и филологическое образование. То здесь знание народного языка окажет нам неоценимые услуги». – говорил В.И. Чернышёв.

«Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он… потерял бы свою силу и уподобился бы мертвому языку. Каким является теперь латинский язык», - утверждал Л.В. Щерба.

«Хотя диалекты заметно разрушаются, вряд ли они скоро исчезнут. Тем не менее необходимо как можно больше записывать и изучать русские народные говоры – неотъемлемую часть культуры России», - написано в Энциклопедии Аванта +.



  1. Домашнее задание

Творческое задание. Наисать рецепт трех блюд: драники, дрочёна. Деруны. Объяснить, каким образом названия блюд связаны с темой урока.

Выполнить упражнение № 120.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!