Тема урока: Диалектизмы (6 класс)
Цель урока: уточнить с учащимися понятие диалектизмы; показать их роль в речи; учить замене синонимами из общеупотребительных слов; объяснить цель использования диалектизмов в художественных текстах; продолжить обучение пользованию словарем; воспитывать уважение к самобытности народов.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Опрос по домашнему заданию
Представление словарей профессиональных слов
Актуализация опорных знаний
Расскажите по схеме, данной на прошлом уроке. Об употреблении слов в русском языке.
Послушайте стихотворение-частушку и определите, о каких словах, указанных на схеме. Пойдет сегодня речь.
Как барановски девчонки
Говорят на букву «це»:
«Дайте мыльце, полотенце,
И цулоцки на пеце!»
(Из энциклопедии Аванта + (Диалектизмы))
Какое необычное явление вы заметили? (Употребление звука [ц] вместо [ч] – цоканье. Цоканье характерно для архангельских, вологодских, псковских и других говоров (диалектов).)
Постановка целей и задач урока
Работа над темой урока
Работа с материалом учебника
а) Знакомство с теоретическим материалом учебника (стр. 63-64). Выпишите, что такое диалектизмы.
б) Выполнение упражнения № 117.
в) Знакомство с теоретическим материалом (стр. 64, внизу)
г) Расширение словарного запаса
(См. стр. 175,181, 182 и др.)
д) Выполните упражнение № 118.
ж) Знакомство с теоретическим материалом (стр. 65)
Практическая работа
(Учитель читает предложения дважды.)
Послушайте предложения. Найдите в них диалектные слова. Догадайтесь, что они означают.
Выпишите слова. Напишите их толкование при помощи общеупотребительных слов.
1. «Олешка до того мне опостылело работать. Оводы заели, так бы и убежал на реку». Я говорю: «Я бы на твоем месте не нявгал, а пошел бы и поработал» (По В.И. Белову). (Нявгать – стонать, капризничать.)
2. У меня там два пирога, черные. Как чугуны. Ячмень-то был с гусинцем на молот (По В.И. Белову). (Гусинец – гусиный горох, растение. Местное название вики)
Рефлексия
Какие диалектизмы вы сегодня запомнили?
Послушайте высказывания лингвистов и писателей и ответьте на вопрос: как вы считаете, нужно ли сохранять и использовать в речи диалектизмы?
«Словарные запасы деревни богаче запасов города… Когда мы захотим расширить свое историческое и филологическое образование. То здесь знание народного языка окажет нам неоценимые услуги». – говорил В.И. Чернышёв.
«Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он… потерял бы свою силу и уподобился бы мертвому языку. Каким является теперь латинский язык», - утверждал Л.В. Щерба.
«Хотя диалекты заметно разрушаются, вряд ли они скоро исчезнут. Тем не менее необходимо как можно больше записывать и изучать русские народные говоры – неотъемлемую часть культуры России», - написано в Энциклопедии Аванта +.
Домашнее задание
Творческое задание. Наисать рецепт трех блюд: драники, дрочёна. Деруны. Объяснить, каким образом названия блюд связаны с темой урока.
Выполнить упражнение № 120.