Диалог как способ обретения ценностей.
Добрый день, уважаемые коллеги и все, кого волнует процесс обучения и образования! Сегодня на примере уроков литературного чтения УМК «Школа диалога» 4 класс, я расскажу, как диалог способствует обретению духовно-нравственных ценностей у младших школьников.
Программа по литературному чтению предлагает многообразие тем: о ребятах-сверстниках и их поступках, о путешествиях и приключениях, о труде взрослых и детей. Выбор тем обусловлен важными для начинающего читателя вопросами: добра и зла, милосердия и сострадания.На основе анализа образов-персонажей формируются нравственные представления о добре и зле, смелости и трусости, честности, правдивости и лживости, скромности, благородстве и других категориях. Кроме сопереживания, основой формирования духовно-нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с духовно-нравственными ценностями своего народа.
Для организации диалога авторы учебника использую тексты для беседы с элементами дискуссии, в которых есть проблемы, обозначенные авторами в произведениях. Также учитывается разнообразие жанров: притчи, сказки, рассказы, пословицы , поговорки и многое другое.
3. Учебный диалог - это не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности, в котором собеседники проявляют собственный взгляд на мир.
Особенностями такого диалога являются
-наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
-наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
-возможность свободного изложения материала,
аргументациясвоей точки зрения;
-наличие цели организации диалога;
-наличие обратной связи;
-наличие диалоговых взаимоотношений между обучающимися ,учителем и классом.
Главное условие для возникновения диалога – проблемная ситуация, интересная для всех участников, поскольку именно она является начальным моментом мыслительного процесса. Диалог выливается в непринужденную беседу по вопросам, интересующим не только меня, но и детей. У каждого своя точка зрения на одну и ту же проблему.
На протяжении всех 4 лет в этих учебниках есть раздел, который так и называется «С разных точек зрения».
В четвертом классе темой для дискуссий является тема денег.
Диалог искусств и диалог жанров помогают раскрыть эту интересную и неоднозначную тему.Ребятам предстоит ответить на такие нравственные вопросы :
-Как соотносится богатство и нравственность?
- В чем ценность денег?
-Кто кем управляет: человек деньгами или деньги человеком?
-Какими представлены в сказках разных народов мира богач и бедняк?
-Как сказка учит относиться к труду?
Начинается раздел с притчи «О неразумном богаче»…………………..
Возникает вопрос: для чего богач всю жизнь копил деньги, принесли ли они ему счастье, если в конце своего жизненного пути он совершенно одинок. Что приобрел бедняк,накапливая деньги, и что он потерял?
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. При чтении сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка учит доброте, терпению, трудолюбию, умению прощать и любить близких, не завидовать, а учиться радоваться за других. Это те качества, которых так не хватает в современном мире…
Тема денег продолжается в сказке «Маленькая любимая»…….
-О чем мечтал рыбак? Что ему надо было для счастья? Какой совет счастья остался без внимания? Чей голос слышит рыбак из глубины озера: голос совести или волшебного существа?
Что важнее для счастья - богатство или любовь? Полиана…..
Счастье в роскоши не нуждается
Самому счастью достаточно было зеленого одеяла
В конце обсуждениясказки у детей возник вопрос, как выглядит счастье? Это была очень интересная тема для дискуссии, ведь счастье у каждого выглядит по-своему. И только в ходе дискуссии мы находим ответы, на все эти вопросы и формируем свои нравственные ценности.
Диалог разных культур мира. Интересным и нужным, на мой взгляд, является сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.
Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания дают пословицы и поговорки. Пословицы разных народов мира выражают одинаковое отношение людей к теме денег, богатства, жадности, добра и зла.
Деньги - это одна из составляющих нашей жизни. Анализируя произведения данного раздела, мы пытаемся, используя собственный опыт, получить ответ на вопрос:
-В чем ценность денег?
-Надо ли их копить или деньги должны работать?
- Кто кем управляет: человек деньгами или деньги человеком?
Диалогжанров.
Сказки и рассказы развивают оценочные суждения школьников. РассказРадия Погодина«Копилка» привлекает детей знакомыми ситуациями. Герои-сверстники, хотя эпоха другая. Тема близка и понятна детям, вызывает интерес и эмоциональные переживания. Рассказ – с динамически развивающимся, эмоционально окрашенным сюжетом, где герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора. Многие ученики класса тоже имеют копилку, и тоже, как главному герою рассказа, родители дают деньги за хорошее поведение и учебу. Это хорошо или плохо?
Диалог ценностей.
-Как и почему меняется характер героя?
-Что важнее дружба или накопительство?
-Что герой приобретает и что теряет, копя деньги?
- Как бы ты поступил в такой ситуации…
- Чьи ценности разделяют современные читатели?
И завершается раздел снова притчей «Шартрский собор» ……
Всегда есть выбор своих действий, осмысление и ответственность за свои поступки. Подводим итог и снова рассуждаем:
-Почему начали раздел с притчи о тщетности стремления к накопительству, а завершили притчей о важности отношения к труду, к своему делу?
В итоге дети получают бесценный опыт общения, узнают разные мнения на решение одной проблемы и учатся вести диалог.