Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о семейном бюджете и его планировании. Познакомить с понятиями: доходы и расходы семьи, виды доходов, виды расходов, из чего складывается бюджет семьи.
Формировать умение планировать бюджет, исходя из доходов, учитывая расходы, делать экономию.
Закрепить навыки счета в пределах 10 на основе монетного счета.
Коррекционные:
Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление.
Активизировать расширить словарь по теме «семейный бюджет», развивать речевую активность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к бюджету семьи, бережное отношение к доходам; закладывать основы финансовой грамотности.
Демонстрационный материал: лепбук «Бюджет семьи»
Раздаточный материал: виды доходов, виды расходов, бумажные монетки номиналом 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей.
1.Организационный момент
Воспитатель: Как вы думаете? Что такое семейный бюджет? (бюджет - это ведение хозяйства)
Воспитатель: Слово «бюджет» буквально означает «денежная сумка». А, что же такое семейный бюджет? (Все деньги в семье, которыми она может распоряжаться, называются семейным бюджетом)
2.Основная часть. Беседа «Бюджет семьи»
Воспитатель: -Посмотрите на картинку, это бюджет — все деньги, которые есть в семье. (Воспитатель рассматривает с детьми схему состав бюджета.)
Воспитатель: Ребята, рассмотрите схему. Из чего складывается бюджет семьи? - Кто может назвать одним словом? (доход)
-Как мы получаем доходы? (зарплата родителей, пенсия бабушки, дедушки, пособия на детей)
-У семьи есть не только доходы, но и …(расходы).
-На что семья расходует деньги? (на продукты, одежду, лекарства, оплачивает коммунальные услуги, транспорт, отдых и т.д.)
-Мы можем сказать, что семейный бюджет состоит из… и …(доходов и расходов).
- В народе говорят: «Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая». Для этого нужно научиться формировать и распределять бюджет, составить план.
3.Игра «Распредели бюджет семьи»
Воспитатель подбирает двоих детей.
Воспитатель: Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Вы решаете, на что потратить деньги. Ваша задача – распределить на что вы потратите, куда израсходуете деньги?
(Воспитатель раздает «деньги» - монеты, куда больше всего положат, те нужды и будут удовлетворены больше всего. Монеты можно класть не на все картинки-нужды. Распределяя монетки по ячейкам, дети используют счет в пределах 10. По итогам распределения монет должна остаться она монета номиналом 1 рубль - это экономия денег, полученная путем правильного распределения денежных средств. Монету можно положить в копилку и использовать в дальнейшем для покупки товаров в магазине игрушек.)
4. Беседа «Как можно сделать экономию?»
Воспитатель: Как вы думаете? Как можно сделать экономию? Можно ли сэкономить на продуктах? (можно не покупать сладости: конфеты, печенье, мороженое)
Воспитатель: Как можно сэкономить на одежде, обуви? (нужно их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать; вовремя ремонтировать)
Воспитатель: Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? Каким образом? (нужно следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась без надобности вода)
Воспитатель: Также можно отказаться на какое-то время от развлечений. Так у нас получится экономия, которую в следующий раз можно потратить на необходимую покупку.
5.Рефлексия.
Воспитатель: Вы молодцы, справились с задачей. Разумно распределили бюджет семьи и сделали экономию.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 128 "Василек"
города Чебоксары Чувашской Республики
Дидактическая игра
по повышению финансовой грамотности
старших дошкольников
«Планирование семейного бюджета»
Составитель:
Ефимова Н.В.,
Воспитатель
Чебоксары, 2021 г.