Проведение дидактической игры по ТРИЗу «Волшебный светофор»
Волшебный светофор
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта,
развивать логическое мышление, внимание, речь.
Правила игры:
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта,
желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается
любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед
ребенком, а может после показа убираться.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем
дошкольном возрасте - схему машины).
В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего
состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите,
частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы
мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот
предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).
Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.
В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты,
которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы
скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг -
определите, частью чего является сюжет картины (природный мир,
транспорт, домашние животные).
Живая и неживая системы.
В: Кактус. (поднимает зеленый кружок).
Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он
может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне.
Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает
красный кружок.
Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов.
В: Для чего кактусу колючки?
Д: Чтобы его не срывали, он так защищается.
Воспитатель поднимает желтый кружок.
Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает
кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в
пустыне.
Воспитатель или ведущий - ребенок просит превратиться в кактусы: в
цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном
горшке, кактус в пустыне…
В: Дождь. (поднимает желтый кружок).
Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут
цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает
всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах.
После дождя свежий и чистый воздух.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере.
В: К чему относиться дождь?
Д: К природному миру, к неживой системе.
Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета.
Д: Дождь - это много-много капелек воды. В каждой капельке живут
человечки жидкости.
В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька
дождя попала на листочек. Изобразите ее.
Ознакомление с художественной литературой.
(используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного
произведения, заучивании стихотворения).
В: "Мойдодыр" Чуковского К.И.
Воспитатель поднимает желтый кружок.
Д: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар,
утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
В: Что есть в нашем рассказе: какие совершаются действия и какими
героями, какое настроение у героев при этом.
Д: От мальчика убегают разные вещи: одеяло убежало, улетела простыня, и
подушка, как лягушка, ускакала от меня. Мальчик хотел напиться чаю,
самовар убежал. Все кружилось и вертелось и помчалось колесом.
Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту