Дидактическая многомерная технология: сущность и методика работы с ней при обучении химии в основной школе.
Лапшина В.А.
МАОУ лицей №21, г. Иваново, Ивановская область.
В настоящее время в образовании существует противоречие между большим объемом предлагаемых школьникам знаний и их способностью эти знания усвоить. Кроме того, по данным психологов, наблюдается тенденция к увеличению числа обучающихся визуального типа, что обусловлено бурным развитием средств телекоммуникаций. В современном образовательном процессе важно использовать многосенсорное представление информации, что позволяет каждому обучающемуся выбирать свой канал восприятия. Для этого используются различные задания, требующие переформулирования мыслей и идей, заключенных в тексте. Одним из способов решения данной проблемы служит дидактическая многомерная технология (ДМТ).
Дидактическая многомерная технология – описание на основе теории фракталов содержательной и процессуальной сторон совместной деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей.
Основным дидактическим обеспечением при реализации ДМТ являются логико-смысловые модели, которые, кроме того, выступают и продуктом деятельности данной технологии. Логико – смысловая модель (ЛСМ) – описание изучаемого объекта с использованием координатно-матричных семантических фракталов.
В ЛСМ выделяют два компонента: логический и смысловой (семантический). Логический компонент раскрывает порядок расстановки осей и узловых точек, представлен нумерацией осей и последовательностью расположения точек (от центра к периферии). Смысловой компонент, раскрывающий содержание осей и узловых точек, представлен их названиями.
Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности и представляет собой один из основных методов познания. Построение ЛСМ как частный случай моделирования позволяет понять сущность изучаемого объекта, научиться управлять объектом и определять наилучшие способы управления, прогнозировать последствия, решать практические задачи.[1]
На уроках химии я использую данную технологию при рассмотрении тем: «Атомы химических элементов» (8 класс), «Неметаллы» (9 класс), для решения различных дидактических задач:
• изучение нового материала, как план его изложения;
• отработка умений и навыков, самостоятельное составление ЛСМ после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу;
• обобщение и систематизация знаний, ЛСМ позволяют увидеть тему в целом, уяснить ее связь с уже изученным материалом, создать свою логику запоминания.
Создания ЛСМ моделей можно осуществлять в тетради или на сайте http://models.cool-a.ru/useredit.php созданным учащимся нашего лицея, Воробьевым Максимом, для удобства работы над данным видом заданий.
Пример, выполненной работы по теме «Хлор – простое вещество».
В старших классах на уроках используется самостоятельная разработка ЛСМ учащимися и разработка логико-смысловых моделей по шаблонной модели или указанным координатам.
Контроль знаний, умений и навыков может осуществляться на трёх уровнях:
уровень 1 – репродуктивный: умение ученика по готовой многомерной модели воспроизвести в целом весь материал темы, систематизировать его и обобщить;
уровень 2-й – аналитический: умение ученика вносить свои коррективы, дополнения, изменения в уже готовые ЛСМ;
уровень 3-й – творческий: умение составлять индивидуальные и проверочные матрицы.
Таким образом, применение ЛСМ как инструмента и продукта дидактической многомерной технологии дает возможность компактно и наглядно отобразить имеющуюся информацию, соответствующую структуре требований к уровню подготовки выпускников.
Литература:
И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина, Н.П. Воскобойникова «Современные технологии преподавания химии 8-11 класса» - М.: «Вентана-Граф», 2009