СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры для развития словесно-логического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для развития словесно-логического мышления»

Конспект дидактической игры «Одинаковое-разное»

Дидактическая задача: развить у детей такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Игровая задача: быстрее других найти лишнюю фигуру и суметь правильно объяснить свой выбор, разделить фигуры на группы быстрее всех, получить больше жетончиков.

Игровое правило: думать про себя, не выкрикивать ответ, не подсматривать на выбор других игроков.

Игровое действие: посмотреть на фигуры, подумать про себя какая фигура лишняя, убрать ее, поднять руку, объяснить свой выбор, разделить фигуры на группы, объяснить по какому признаку разделили.

Материал: Набор из пяти кругов (синие: большой и два маленьких; зеленые: большой и маленький), маленький квадрат; жетончики.

Ход:

В: Ребята, чтобы попасть на военную службу, нужно быть не только сильным, но и умным, быстрым! А вы умные, быстрые? Давайте это узнаем! Я приготовила для вас новую игру! Она называется «одинаковое-разное». Хотите поиграть? Отлично! Послушайте, как мы будем играть. Посмотрите, что лежит на вашем столе? Верно, это геометрические фигуры. Вам нужно определить, какая из фигур в этом наборе лишняя и объяснить почему. Сначала нужно посмотреть на фигуры, подумать, а потом выбрать лишнюю, тот, кто сделает это быстрее – поднимает руку, я дам ему жетончик! Самым умным и быстрым окажется тот, кто соберет больше жетончиков. Вадим, какую фигуру ты убрал? Почему? Верно, квадрат, потому что все остальные – круги. Вика, какую фигуру убрала ты? Маленький круг, почему? Потому что он маленький? (дети объясняют друг другу почему выбрали именно эти фигуры) Ребята, лишней фигурой был квадрат, потому что все остальные фигуры –круглые. А теперь оставшиеся круги разделите на 2 группы. Почему вы разделили именно так? (по цвету, по размеру) Верно, кто-то разделил по цвету, кто-то по размеру. Молодцы, вы отлично справились с моими заданиями! Теперь я убедилась в том, что вы правда очень умные! Вадим выполнял задания быстрее, поднимал руку и хорошо аргументировал свой выбор! Ты получаешь 3 жетончика! Вика, у тебя 1 жетончик! Умнички!



Конспект дидактической игры «Разное-одинаковое»

Дидактическая задача: развитие у детей старшей группы мыслительной операции анализ.

Игровая задача: найти карточку с другими эмоциями быстрее других.

Игровое правило: не выкрикивать ответ, поднимать карточку как можно быстрее.

Игровое действие: посмотреть на карточку воспитателя, подумать, выбрать из своих карточек лишнюю, поднять вверх.

Материал: Карточки с рожицами и фигурами человечков с разными эмоциями; наклейки «смайлики».

Ход:

В: Ребята, скажите, глядя на человека, вам легко понять его настроение? Ого, вот это да! Мне иногда бывает не легко это сделать! Вы точно можете? А кто из вас может сделать это быстрее? Неужели все? Тогда давайте сыграем с вами в «Разное-одинаковое»! Послушайте, как мы будем играть. Посмотрите, я принесла вот такие карточки. Первая выглядит вот так, что на ней? Лица, веселые рожицы, верно. А на второй? Конечно, фигуры людей. Перед вами лежат точно такие же карточки. Я подниму свою карточку, вы внимательно посмотрите и найдете ту, которая отличается от других и не выкрикивая ответ найдете такую же у себя. Карточку нужно поднять быстро. Кто быстрее всех и правильно будет поднимать карточки, получит маленький бонус, ведь он быстрее всех понимает эмоции и настроение других! Одна из фигурок отличается от всех! Какая? Грустный смайлик, верно! Чем она отличается? Как вы это поняли?! (дети объясняют свой выбор) Отлично! Вы правильно выбрали рожицу и даже смогли объяснить! Тогда давайте сделаем посложнее! Посмотрите на вторую карточку! Среди этих фигурок тоже есть лишняя. Найдите ее! Почему вы выбрали эту фигурку? (дети объясняют свой выбор, делятся мнением) Молодцы, ребята, вы правильно выбрали лишнюю фигурку на обеих карточках! Теперь я вижу, что вы хорошо можете понять настроение другого человека, проанализировав его лицо или тело! Но быстрее всех справился Дима! Он находил нужную карточку быстрее других и делал это правильно. Дима, я хочу подарить тебе вот такие красивые наклейки!





Дидактическая игра «Группировка слов»

Дидактическая задача: развитие у детей мыслительной операции синтез.

Игровая задача: запомнить все слова

Игровое правило: не перебивать педагога, не спрашивать подсказки, рассказывать слова в произвольном порядке.

Игровое действие: внимательно послушать слова педагога, подумать, повторить их.

Ход:

В: Скажи, ты хорошо запоминаешь слова? Правда? Это так здорово! Тогда я хочу предложить тебе поиграть со мной, игра называется «группировка слов». Я прочитаю ряд слов, ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание! (солнце, тополь, чашка, заяц, луна, шапка, медведь, сосна, ложка, юбка, липа, блюдце, звезда, лиса, платье, небо, елка, белка, кружка, кофта) Молодец! Сейчас я еще раз прочитаю слова, а ты повтори. Ты хорошо запомнил слова, как тебе это удалось? На какие группы ты поделил слова? (одежда, посуда, животные) Ты молодец! Объединяя слова в группы мысленно, можно их легко запомнить! Теперь я вижу, что ты правда легко запоминаешь слова! Спасибо, что согласился поиграть со мной!























Конспект дидактической игры «Раздели на группы» и упражнения «Собери по группам»

Дидактическая задача: развитие у детей мыслительной операции анализ и синтез.

Игровая задача:

Игровое правило: работать в паре, не мешать другим игрокам.

Игровое действие: посмотреть на фигуры, подумать, разделить их по группам, объяснить свой выбор, собрать в группу.

Материал: блоки Дьенеша

Ход:

В: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (дети подходят, садятся за стол) Что же это такое? Верно, это фигуры, называется это - набор блоков! Посмотрите, какие фигуры здесь есть? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) А какие цвета? (красный, желтый, синий) А по размеру они одинаковые? (нет, маленькие и большие) Ребята, сейчас я высыплю блоки из коробки, а вы попробуйте разделить их на группы! На какие группы вы их разделили? (на большие круги, на маленькие круги, на все желтые фигуры, на все многоугольники…) Молодцы, у вас отлично получилось разделить на группы эти блоки! Ребята, а попробуйте теперь собрать эти группы в одну! В какую группу вы собрали? Верно, это все геометрические фигуры, блоки! Молодцы, вы отлично справились!



















Конспект дидактического упражнения «Угадай, о чем я»

Дидактическая задача: развитие у детей мыслительной операции синтез.

Ход:

В: Скажи, ты хорошо угадываешь? Правда так хорошо? Вот это да! А сможешь угадать то, что я загадала? Попробуешь? Я буду называть про то, что загадала какие-то приметы, признаки, а ты внимательно послушай и постарайся собрать из этого образ, хорошо? Маленький, быстрый, мягкий, живет в лесу, меняет шубу зимой и летом. Правильно, я загадала зайца! (проигрываем несколько раз) Ты так отлично справился! У тебя получилось собрать полный образ из нескольких фактов, которые я тебе давала. Ты и правда хорошо угадываешь!





Конспект дидактического упражнения «На картинке кто-то лишний»

Дидактическая задача: развитие у детей мыслительной операции анализ.

Материал: картинки

Ход:

В: Посмотри, я принесла много новых картинок! Тебе нравится? Мне тоже, но Мария Николаевна сказала, что они неправильные! Представляешь? Посмотри, может, тут что-то не так? Есть лишнее? Ты поможешь мне найти, что или кто лишний на этих картинках? Спасибо! (ребенок убирает лишнее карточками, комментирует свой выбор) Ты так быстро справился, я приятно удивлена! Спасибо, что помог мне найти лишнее на этих картинках!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!