СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР по лексической теме: «Новый год».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР по лексической теме: «Новый год».»

Дидактические игры и упражнения

по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР

 по лексической теме: «Новый год».


Упражнения и занятия в игровой форме способствуют развитию речи, сосредоточенности, логического мышления, коммуникативных навыков, а также умственному и физическому развитию.

Дидактические игры – это своеобразный катализатор психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Происходит социализация детей, ведь ребенок учится правильно излагать свои мысли, при этом он становится более общительным. Выполняя задания в игровой форме, дети учатся самостоятельно решать задачи, находить правильные ответы и преодолевать трудности.

Существуют различные игры по лексическим темам, которые используются в логопедической практике. В частности, есть дидактические игры про Новый год, которые целесообразно проводить перед наступающим праздником.

Цель логопедических занятий на тему «Новый год» – это развитие памяти, слухового внимания, воображения и логического мышления. Ребенок, изучая тему «Новый год», узнает новые слова, учится говорить их во множественном числе, т.е. происходит обогащение его словаря.

Перед проведением занятий, следует поговорить с детьми о том, что они думают о таком празднике, как Новый год (что он означает, когда празднуется и т.д.). Можно рассказать некое вступление по типу: «Дед Мороз – это один из самых молодых и добрых героев русских сказок. Время его рождения – девятнадцатое столетие. Именно в это время в России закрепилась традиция дарить детям подарки в новогоднюю ночь, которые приносит Дед Мороз. Во многих странах мира отмечается Новый год по-своему, но везде этот праздник является любимым для детей и взрослых».

Пальчиковые игры на тему «Новый год» (цель – развитие мелкой моторики рук):










«Елка»

«Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи».


Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.


«На елке»

«Мы на елке веселились,                (Ритмичные хлопки в ладоши)

Мы плясали и резвились.        (Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз        («Шагают» средним и указательным

Нам подарки принес.                  пальцами по столу)

Дал большущие пакеты,         («Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:        (Ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих,        (Загибают на обеих руках по   одному

Орешки рядом с ними,                пальчику, начиная с большого)

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин».

(В. Волина)


«Шарики»

(Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы.

Повращайте кистями рук).


«На глазах у детворы

Елка наряжается.

Разноцветные шары

На ветвях качаются».


Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная.

Праздник (какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...


Игра «Один – много»:

Цель: развивать навык образования множественного числа имён существительных.

Шар – шары

Свеча – свечи

Игрушка – игрушки

Подарок – подарки

Праздник — …

Ёлка — …

Гирлянда — …


Игра «Подскажи словечко»

Цель: Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память, воображение.

«Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она?» (Ёлка)


«Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня …» (Хлопушка)


«У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает». (Шар)


«Я сегодня спать не буду!

В эту ночь случится чудо! -

Дед Мороз ко мне придёт,

И, конечно, принесёт,

В упаковке яркой

Нужные …!» (Подарки)


«И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая …» (Звезда)


«Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети». (Гирлянда)


«Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? ... (Коньки)


«Появился во дворе

Он в холодном декабре!

Неуклюжий и смешной.

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель...» (Снеговик)


«Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы... (Санки)


«Он и добрый, он и строгий,

Бородою весь зарос,

К нам спешит сейчас на праздник,

Кто же это? ... (Дед Мороз)


«Если лес укрыт снегами.

Если пахнет пирогами.

Если ёлка в дом идет,

Что за праздник? ... (Новый год)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!