Дидактические игры и упражнения
по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР
по лексической теме: «Новый год».
Упражнения и занятия в игровой форме способствуют развитию речи, сосредоточенности, логического мышления, коммуникативных навыков, а также умственному и физическому развитию.
Дидактические игры – это своеобразный катализатор психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Происходит социализация детей, ведь ребенок учится правильно излагать свои мысли, при этом он становится более общительным. Выполняя задания в игровой форме, дети учатся самостоятельно решать задачи, находить правильные ответы и преодолевать трудности.
Существуют различные игры по лексическим темам, которые используются в логопедической практике. В частности, есть дидактические игры про Новый год, которые целесообразно проводить перед наступающим праздником.
Цель логопедических занятий на тему «Новый год» – это развитие памяти, слухового внимания, воображения и логического мышления. Ребенок, изучая тему «Новый год», узнает новые слова, учится говорить их во множественном числе, т.е. происходит обогащение его словаря.
Перед проведением занятий, следует поговорить с детьми о том, что они думают о таком празднике, как Новый год (что он означает, когда празднуется и т.д.). Можно рассказать некое вступление по типу: «Дед Мороз – это один из самых молодых и добрых героев русских сказок. Время его рождения – девятнадцатое столетие. Именно в это время в России закрепилась традиция дарить детям подарки в новогоднюю ночь, которые приносит Дед Мороз. Во многих странах мира отмечается Новый год по-своему, но везде этот праздник является любимым для детей и взрослых».
Пальчиковые игры на тему «Новый год» (цель – развитие мелкой моторики рук):
«Елка»
«Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи».
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
«На елке»
«Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)
Мы плясали и резвились. (Ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз («Шагают» средним и указательным
Нам подарки принес. пальцами по столу)
Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы: (Ритмичные хлопки)
Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках по одному
Орешки рядом с ними, пальчику, начиная с большого)
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин».
(В. Волина)
«Шарики»
(Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы.
Повращайте кистями рук).
«На глазах у детворы
Елка наряжается.
Разноцветные шары
На ветвях качаются».
Игра «Подбери признак к предмету»
Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная.
Праздник (какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...
Подарки (какие?) ...
Игра «Один – много»:
Цель: развивать навык образования множественного числа имён существительных.
Шар – шары
Свеча – свечи
Игрушка – игрушки
Подарок – подарки
Праздник — …
Ёлка — …
Гирлянда — …
Игра «Подскажи словечко»
Цель: Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память, воображение.
«Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она?» (Ёлка)
«Зимой в часы веселья
Вишу на яркой ели я,
Стреляю, точно пушка.
Зовут меня …» (Хлопушка)
«У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает». (Шар)
«Я сегодня спать не буду!
В эту ночь случится чудо! -
Дед Мороз ко мне придёт,
И, конечно, принесёт,
В упаковке яркой
Нужные …!» (Подарки)
«И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая …» (Звезда)
«Расписные цепи эти
Из бумаги клеят дети». (Гирлянда)
«Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ... (Коньки)
«Появился во дворе
Он в холодном декабре!
Неуклюжий и смешной.
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель...» (Снеговик)
«Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы... (Санки)
«Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? ... (Дед Мороз)
«Если лес укрыт снегами.
Если пахнет пирогами.
Если ёлка в дом идет,
Что за праздник? ... (Новый год)